Какофония

Елена Абилгасанова
Аделаида Степановна, работающая в музыкальной школе преподавателем по классу «фортепиано», часто зажимала уши, когда ученик фальшивил:
- Так нельзя, молодой человек!
И она вновь и вновь показывала, как надо.
А уж если было «сольфеджио», то домой она возвращалась с головной болью.
Аделаида Степановна постоянно повторяла: « В этом мире полное отсутствие гармонии, только какофония, какофония, какофония…».
Мужа и детей у неё не было. Она «всю себя посвятила музыке», как она любила говорить знакомым.
2.
Перед самым началом нового учебного года к Аделаиде Степановне в класс вошла женщина:
- Здравствуйте, я мама Вашей новой ученицы Алии.
- Очень приятно. Чем я могу помочь?
Женщина рассказала. Между ними произошёл спор, но женщина убедила учителя, произнеся фразу: « Ну, пожалуйста! Ради эксперимента!».
И они договорились, что Аделаида Степановна проведёт это как собственный эксперимент, но, если результат будет отрицательным, то ответственность ляжет целиком и полностью на плечи матери. Никаких претензий к преподавателю не будет. И всё – официально!
3.
Алия робко вошла в класс, поздоровалась с учителем.
- Здравствуй, Алия.  Ты уже умеешь играть на пианино?
- Нет – тихо проронила девочка.
- Давай посмотрим? Вот, сыграй эти три ноты, – и учительница указала на клавиши.
Девочке было всего  6 лет. Она подошла к пианино, и, стоя, нажала одним пальчиком поочерёдно на каждую из клавиш. Звуки выходили такими же робкими, как та, что  извлекала их из инструмента.
Неожиданно для девочки, учительница захлопала в ладоши:
- Алия, а ты, оказывается, умеешь играть! Ты молодец! Дома порепетируй, а потом порадуешь меня своей музыкой, хорошо? Следующий урок через пять дней. Жду тебя, юное дарование.
4.
Девочка радостная побежала домой. Раскрасневшаяся и счастливая, она сообщила домашним, что, оказывается, умеет играть на пианино. После обеда она, подставив маленькую скамеечку, смогла сесть на стул, стоявший перед новым пианино, которое купили ей в подарок. Сегодня впервые с него был снят чехол, и, одновременно, запрет прикасаться к нему. Принялась одним пальчиком касаться клавиш. Нажимала и прислушивалась к звучанию. Пальчик нажимал то белые, то чёрные клавиши. Двигался вправо и влево. Затем девочка стала нажимать по две клавиши, но это звучание ей не нравилось. Принялась нажимать одновременно сразу три клавиши – некоторые звуки выходили такими красивыми, что она повторяла их по нескольку раз, запоминая. Ей никто не мешал. Она опомнилась, только когда мама позвала всех на ужин. Но, даже, когда она кушала, звуки всё ещё слышались у неё в ушах.
Алие так хотелось, чтобы эти дни поскорее пролетели, и она вновь оказалась в музыкальной школе! Ведь она приготовила для учительницы свою музыку!
5.
Учительница вновь похвалила девочку, но теперь уже заслуженно. Она сама удивилась, как та, робкая на первом занятии, девочка, теперь уверенно стучит по клавишам. Да, это ещё не музыкальное произведение, но…девочка, явно, старалась.
Она дала ей уже настоящее домашнее задание, сказав:
- Думаю, что такой хорошей девочке, умеющей красиво играть, не составит труда выполнить это простое домашнее задание. Верно?
Девочка утвердительно кивнула головой.
6
Ученица стремилась хорошо выполнять любые задания. Она научилась слышать музыку, раскладывать её на составляющие, подпевала себе.
Шло время. Она каждый раз с такими сияющими радостью глазами входила в класс, что учительница тоже «заражалась» её вдохновением. Порою они спорили – так или иначе нужно сделать акцент, им обеим были важны «тонкости», гармония. Пробовали и так, и эдак, смотрели – какой из вариантов наилучший.
Аделаида Степановна уже давно сама «втянулась» в творческий процесс, напрочь забыв про эксперимент, что они начали.
Теперь и в других учениках она стала видеть талантливых музыкантов, позволяя тем играть произведение так, как они его чувствуют, представляют… Оказывается, музыка оживает, стоит лишь  отодвинуть рамки, снять ограничения. Ученики  удивлялись переменам, произошедшим с их преподавателем. Казалось, что мир вокруг неё засветился, а музыка полилась полноводной рекой. Всем дышать стало легче, и жить радостнее. А хоровое пение, оно теперь ласкало слух. Фальшь пропала и из звуков, и из отношений. Раньше все только делали вид, что они любят музыку, преподавателя. А теперь интерес стал взаимный.
Порою Аделаида Степановна сама играла излюбленные произведения на общих занятиях, уча их «тонкостям». Она была в те минуты так восхитительна! Ученики, да и не только ученики, слушали её, затаив дыхание.
7.
А однажды, на одном таком выступлении, ей было сделано предложение руки и сердца. Андрей Маркович, давно уже ухаживающий за Аделаидой Степановной, встав перед ней, сидящей за роялем,  на одно колено,  громко сказал: « Станьте моей женой!», протягивая ей футляр с кольцом и букет белых цветов. В помещении повисла тишина. Смущённая женщина приняла кольцо. Тогда все её ученики разразились бурными аплодисментами и  громкими одобрительными возгласами.
В жизни Аделаиды Степановны была теперь полная гармония. Всё-таки, эксперимент удался! Он даже превзошёл все ожидания. Не только у Алии получилось стать музыкантом, но и у Аделаиды Степановны изменилось само отношение к музыке, к жизни.
 Женщина  поймала себя на мысли, что давно уже не произносит слово «какофония» -  просто оно стало лишним, ненужным.