Тайна центрального банка

Олег Алексеев
Так как Центральный банк государства является кредитором последней инстанции, а его кредит выступает инструментом регулирования количества денег в экономике страны, то его внутренняя бухгалтерия — учет кредиторской и дебиторской задолженности, кардинально отличается от бухгалтерского учета предприятия. Активы Центрального банка находясь внутри (вне реального товарного оборота) не оказывают никакого влияния на реальную экономику до тех пор пока они не поступают в виде денег в реальный производственный или торговый оборот.

И всё же Центральный банк не может бесконтрольно проводить эмиссию денежных средств или вбрасывать свои резервы в экономику, не учитывая реальные материальные ресурсы, которым и должны противостоять вбрасываемые деньги. Такими ресурсами являются товары на складах от прошлого периода оборота капитала, а также объемы незагруженных производственных мощностей. Всякий раз при очередном обороте капитала возрастает прибавочный продукт, поэтому всякий раз требуются новые деньги под оборот вновь созданного прибавочного продукта.
Отсюда активы Центрального банка при современной системе «производства» денег могут быть любой какой угодно большой величины. Реальные активы равны новой товарной массе произведенной в сфере производственного потребления.

Активы Центрального банка могут быть отрицательными по его бухгалтерскому балансу, но это не мешает ему проводить денежно-кредитную политику вбрасывая в оборот необходимое количество денег, для обеспечения обмена новой массе произведенных товаров.

Ярким примером является отрицательный баланс при аресте валютных активов Банка России в 2022 году. Если бы авуары Центрального банка не были бы черной дырой откуда появляются деньги и куда они исчезают для наблюдателя со стороны реального оборота в экономике, то потери в 320 млрд евро представлялись бы сокрушительным цунами сметающим всё на своем пути. В действительности «дыра» Банка России в 320 млрд. евро не оказали никакого влияния на текущее состояние экономики. С таким же успехом Банк России мог сделать запись против 320 млрд. евро, как проданные активы за рубли, т.е. по своему курсу поставить количество рублей. При этом данная операция также не оказала бы влияние на экономику, так как осуществлялась бы внутри Центрального банка — кредитора последней инстанции, в «черной дыре».

Поэтому любой отрицательный (убыток) или положительный (доход) баланс Центрального банка к реальному его активу, которым является прибавочный продукт прошлого и текущего периода, не задействованный в производственном потреблении, никакого отношения не имеет