Страсти по off road

Вит Талийросса
Боевые внедорожные колесницы...
  ~Из истории создания автомобилей класса off road 

  Настоящий рассказ вне воспевания  " милитари " темы , а часть истории создания  автомобилей - " внедорожников " самого малого класса  и , достижений в области конструкторской мысли  ( и особо  - украинской школы автомобилстроения )  творивших просто чудеса в категории автомобилей - вездеходов , и сумевших опередить многие аналогичные разработки европейских , американских и японских автомобильных фирм ….
   На снимке( слева и справа - соответственно ) представлены автомобили - транспортеры " переднего края " ( термин - военный , описывающий зону боевых действий ) - австрийский " Штейр Пух " ( Steyr Puch Haflinger ) состоявший на вооружении австрийской и шведской армий , и  украинский  - ЗАЗ - 967 { плавающая амфибия } ( созданный  при участии НАМИ , Центральный автомобиле - моторный институт совместно с конструкторами Запорожского автомобильного завода ) , и проектировавшийся как санитарный автомобиль для транспортировки раненых с поля боя , но потом , уже выпускавшийся в серии , получил неожиданно ( с " лёгкой " руки генералов. ) расширенную многофункциональность , вплоть до использования в разведывательных целях , с установкой пулемётов , легких ракет и безоткатной пушки в разных вариантах ...
 Руководителем проекта был выдающийся  автомобильный конструктор Б. А . Фиттерман ( доктор технических наук , профессор ) , он же - бывший Главный конструктор Московского автомобильного завода им. Лихачёва ( в 33 года был назначен на эту должность ) , лауреат двух сталинских премий , создатель престижного сталинского лимузина ЗИС - 110 ( привожу исторические справки - Сталин  чуть ли не каждый день интересовался как идут дела по проектированию ЗИС;а, и когда он уже будет сделан в первом экземпляре...) , и бронированных вездеходов - автомобилей для Советской Армии в годы  войны , что не " помешало " ему очутиться в ГУЛАГе , и чудом не превратится в лагерную пыль ..., , когда сначала расстреливают по « альбомным спискам » ….
.........
   Автору довелось испытывать оба автомобиля в самых разных дорожных условиях : равнины , горы , пустыни , в лютый мороз и под " белым солнцем " пустыни Каракумов и , всей южной границы с Ираном и Афганистаном ...Плавать в озёрах и реках на ЗАЗе 967 ...( начиная с первых < заплывов > на Днепре , и " раскатываясь " по непроходимым скалам и урочищам острова Хортица в верхней части , а в нижней - по глубокому песку и плавням ...) ...
   Море восторга от удовольствий и по сегодняшний день , что от " Штейр ; а ", что от 967 ЗАЗ ; а , который оказался ещё и выше по своим < вездеходным возможностям > , а то , что можно было на нём совершать в автомобильных " выкрутасах "  - ближе к чистому < каскадерству > ( тем более , когда определился в его " способностях " ) . Он оказался , например , совершенно нечувствительным к попыткам перевернуть его [при заданном  очень низком центре тяжести ] , .. ( на снимке видно , что высота платформы - почти  по " колено " ) ....Можно было только с удивлением наблюдать постороннему зрителю, если он оказался рядом , какие прыжки совершались на нём в глубокие кюветы , без риска перевернуться ..., да только ли это , ...предела нет его проходимости ... Не представлялось тогда , что очень скоро ЛУАЗ' ы  967 ( вся техническая документация была передана на филиал объединения  АвтоЗАЗ в г Луцке и производство амфибии развернулось на Луцком автомобильном заводе и , соответственно , изменилось название с ЗАЗ'а на ЛУАЗ ) окажутся в зоне боевых действий на линии противостояния в Афганской войне СССР и моджахедов , которые использовали их  со своей стороны в любых целях ( и которые доставались им в качестве боевых трофеев  ) . ..
      Можно и сейчас утверждать , что в мире не было создано и по сей день ничего подобного в данном классе ...
Есть автомобили - вездеходы другой  < градации >  ( " гражданские " и армейские ) , но у них принципиально и  другое   функциональное назначение ... , и другая история ...
.... Возвращаясь к амфибии  ЗАЗ - Луаз 967 :
     Продуманность конструкторских решений уникальна ... Минимальная металлоемкость по массе  ... Ровные простые штампы под полностью " утилитарный  стиль " ...Передняя и задняя подвеска - простейшие трубы , внутри - кованный круглый торсион в качестве упругого элемента ( " танковое  " решение по направляющему аппарату подвески колёс )... Потрясающая плавность хода ( почти на уровне "Ролсройс’ а " , но в мире вездеходов - внедорожников ) при длинных ходах , абсорбирующая все неровности , и прыжки с  " трамплинов " ...
    Простота в эксплуатации , снимаются верхние листы  с  платформы кузова " вагоно " - лодки , и вся трансмиссия на " ладони " для техобслуживания ..., кругом простор и доступность ) ... Простейшее решение по гидроизоляции кузова - брезентовые чехлы на свободных полуосях привода через подшипник ... Оригинально применено решение по трансмиссии , установлены колёсные редукторы на каждом колесе , увеличивающие момент , начиная с минимальных оборотов двигателя  , и обеспечивающие безграничные возможности по проходимости..., наличие полного набора основных и понижающих передач совместно с блокировкой дифференциала.
 .......
    Явно предвзятый снимок :   на Луаз'е - 967 победоносно проезжают мимо безнадежно утонувшего в грязи " Хаммера " ...
Но это не невидаль , вспоминаю опять , что при грязевых ваннах любой глубины , на испытаниях , никто уже не двигался ,кроме нас на амфибиях , и  " ребят " на гусеничной технике " спец " назначения ..., как не вспомнить опять , что танки грязи не боятся ….,
   Те же положения  по всем главным характеристикам , и естественно -  по проходимости ,  в полной мере относятся и к автомобилю ЗАЗ ( ЛУАЗ ) 969 .             Остаётся только сожалеть  , что уничтожена на корню  автомобильная промышленность Украины .И любая страна , тиражирующая чужую продукцию , откровенно скажем " второй свежести ", своей автомобильной индустрии  никогда иметь не будет ... Невозможно идти по чужому следу , и вопить , что это " инновации и прорыв "...      И конечно , можно  не ставить цель , чтобы все уселись на амфибию , и вездеходы , но иметь бы в парке выпускаемых авто , такую машину надо было бы и сейчас , когда дороги по - прежнему - направления .… , а круг любых задач расширителен на уровне государства  .

https://youtu.be/LgsWNAuhIAQ

https://youtu.be/3WUuRS8lHEo