Ч. 28 Могли вернуться только раненые

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/10/26/1594

Наиболее реальное объяснение, почему немецкие самолёты не атаковали крейсер и эсминец, хотя самолёт-разведчик заметил отряд, предположил в своих мемуарах вице-адмирал Борис Фёдорович Петров:

«Самолёты противника, посланные атаковать наш отряд, обнаружили два корабля, из которых один был больше, а другой – меньше.

Посчитав их за крейсер и эсминец, атаковали и сбросили бомбы. Тральщик был потоплен…Василий Константинович Стешенко, знакомый штурман с бригады траления, который находился на тральщике, но остался живым, много позже рассказывал мне об атаке «юнкерсов» в тот день.

Бой был жестокий… Стешенко гордился тем, что тральщик и катер отвлекли на себя чуть ли не полтора десятка «юнкерсов» и тем самым помешали удару по новейшему крейсеру».

Через сутки после возвращения  «Молотова» и «Безупречного» в Севастополь  отправился лидер «Харьков». На его борту находилась воинская часть. Мне не удалось выяснить численный состав бойцов и командиров части. На корабль погрузили также большое количество боеприпасов.

«Харьков» следовал по маршруту вдоль Анатолийского побережья. Корабль атаковали двенадцать неприятельских самолётов. От прямых попаданий, благодаря манёврам командира лидера капитана 2 ранга Пантелеймона Александровича Мельникова, удалось уклониться.

Однако некоторые бомбы взорвались рядом с кораблём. Лидер потерял ход, в корпусе появились течи. Воду из трюмов откачивали насосами и вёдрами, поставив цепочкой матросов и пехотинцев.

На помощь «Харькову» из Батуми отправили лидер «Ташкент».
Под его охраной  лидер «Харьков», на котором моряки сумели остановить течь и ввести в строй один котёл и одну машину, смог малым ходом дойти до базы. Там его поставили на ремонт.

18 июня в Севастополь пришёл транспорт «Белосток», доставивший продовольствие. Приняв на борт 500 раненых и 200 эвакуированных, транспорт «Белосток»  в охранении базового тральщика «Якорь» и 5 сторожевых катеров в 21 час 30 минут вышел из Севастополя в Туапсе (http://proza.ru/2021/07/11/361).

Меня восхищает мужество гражданских моряков. Они, в сущности, были безоружными, каждый рейс транспорта  -  игра в рулетку, где самым большим выигрышем была их собственная жизнь.

В 1 час 48 минут «Белосток» в 20 милях южнее мыса Фиолент атаковали немецкие торпедные катера. Торпеда с катера S-102 попала в транспорт, и он в течение 3-х минут затонул. Кораблям охранения удалось спасти только  157 человек.
 
20 июня в Севастополь прорвались эсминцы «Безупречный» и «Бдительный». К этому времени немцы уже заняли Северную сторону и обстреливали из полевых орудий рейд и причал. С кораблей высаживали пехотинцев и разгружали боезапас в Южной бухте.

Эти эсминцы доставляли людей и боеприпасы 23, 24  и 26 июня 1942 года. Эсминец «Безупречный» южнее мыса Айтодор (где расположено  Ласточкино гнездо) атаковали свыше двадцати бомбардировщиков. Несколько бомб попали в корабль. Эсминец переломился и затонул.

Несколько человек успели подобрать моряки с лидера «Ташкент»,  следовавшего в Севастополь. Но командир лидера капитан 3 ранга Василий Николаевич Ерошенко прекратил спасательную операцию людей с «Безупречного» из-за атаки бомбардировщиков.

В числе погибших были командир эсминца капитан 3 ранга Пётр Максимович Буряк и его сын, служивший юнгой, семнадцатилетний Владимир Буряк.

На борту лидера находились примерно тысяча бойцов и командиров, а также груз боеприпасов, который предстояло доставить в Камышовую бухту. В Севастопольскую бухту войти уже было невозможно.
 
Рисковать кораблём и людьми ради спасения нескольких десятков человек, плававших в воде, Ерошенко не мог. Таковы жестокие реалии войны.

В своих мемуарах контр-адмирал Ерошенко написал: «…целые группы моряков, державшихся за плавающие обломки, жестами показывали, чтобы мы не задерживались, шли дальше. Это была последняя воля героев, их наказ оставшимся в строю».

Так это было, или сказано для красного словца, мы не узнаем никогда.

Лидер «Ташкент» атаковали немецкие торпедные катера при подходе к бухте. При разгрузке в Камышовой бухте его обстреливала вражеская артиллерия. Ерошенко принял решение забрать всех раненых, женщин и детей, которых предполагалось разместить на двух кораблях: на «Ташкенте» и «Безупречном».

«…Никогда мы не принимали столько пассажиров, как в этот раз, - говорится в воспоминаниях, - Забиты все кубрики, коридоры и внутренние трапы. Группу женщин с детьми пустили даже в румпельное отделение.
 
На палубе и рострах люди сидят и лежат вплотную один к другому. В темноте белеют бинты перевязок, у многих — с запекшейся кровью. Орловскому, Фрозе и боцману Тараненко приходится приложить огромные усилия, чтобы людской поток не закупорил проходы, необходимые для передвижения команды».

В том походе «Ташкент» доставил и около семидесяти рулонов и тюков знаменитой севастопольской Панорамы Франца Алексеевича Рубо, которую спасли из горящего здания Панорамы героической обороны Севастополя 1854-1855 годов.

Этот бесценный груз убрали в самое безопасное место – кормовые кубрики.
Когда возвращались в Новороссийск, лидер в течение трёх часов атаковывали десятки самолётов противника.

Корабль получил  большие повреждения, невероятными усилиями экипаж удержал лидер в полузатопленном состоянии на плаву. Навстречу «Ташкенту» выслали два эсминца и спасательное судно.

В открытом море перевели на эсминец «Сообразительный» раненых, женщин и детей. Часть из них погибла, включая женщин и детей, которых поместили в румпельном отделении, а часть раненых получили новые ранения в результате атаки фашистских самолётов.

2-го июля немецкая авиация довершила свою работу, потопив в Новороссийске израненный корабль. Погибли во время налёта авиации ещё двенадцать человек из команды лидера. Всего с 27 июня по 2 июля погибла четвёртая часть команды корабля, не считая раненых.

Только в июне корабли эскадры сделали 22 рейса в Севастополь. «Ташкент» был последним надводным кораблём, который доставил в город новых бойцов и боеприпасы. В дальнейшем боеприпасы доставляли на подводных лодках. Но много ли на них можно было доставить?

Всего в июне подводные лодки совершили 52 рейса в Севастополь. С начала июня  Д-5 (3 рейса), Л-24 (4 рейса), С-31 (5 рейсов), С-32 (7 рейсов).

С середины июня Щ-205 (2 рейса), Щ-208 (2 рейса), Щ-209 (2 рейса), Щ-212 (2 рейса), Щ-213 (2 рейса), Щ-214 (1 рейс), А-2 (2 рейса), А- 4 (3 рейса), М-31 (3 рейса), М-32 (1 рейс), М-33 (3 рейса), М-52 (1 рейс), М-60 (1 рейс), М-112 (2 рейса), М-117 (2 рейса), М-118 (3 рейса).

Они доставляли боезапас, бензин и продовольствие, а вывозили из Севастополя раненых и эвакуируемых. 19 июня в 40 милях юго-восточней мыса Айтодор подводную лодку Щ-214, которая шла из Севастополя в надводном положении, атаковали итальянские торпедные катера.

Они потопили лодку. Погибли 46 членов экипажа и около 60 человек эвакуируемых. Спаслись только два советских моряка, находившихся в рубке. Их имена и звания установить не удалось.

Отец мне говорил, что когда корабли приходили из Севастополя, доставляя раненых и эвакуированных,  верхняя палуба на юте была залита кровью.

Продолжение http://proza.ru/2022/10/30/950