Марксистская теория исходит из того, что государство появляется вместе с расколом общества на различные группы, сословия и классы, когда более могущественному социальному слою обществе требуется обеспечить определённый порядок и законность. По Энгельсу, государства существовали не вечно и сначала были общества, которые обходились без государственного аппарата власти и все сложные проблемы решались на общем сходе.
Но с развитием общества и с увеличением численности населения и увеличения площадей расселения в обществе появляется необходимость в центральном аппарате власти, когда народ страны, на основе референдума, принимает законы, а сложившийся государственный аппарат власти со своими службами обеспечения законности защищает законные права и свободы граждан страны и карает за ущемление чьих-либо прав и свобод.
Либо с расколом общества на класс угнетателей и на класс угнетённых, появляется аппарат власти класса угнетателей, который издаёт законы и защищает интересы господствующего класса, который создал этот аппарат власти.
А это значит, что на определенной ступени экономического развития и роста населения, у общества появляется необходимость иметь в обществе определённый аппарат власти, ибо власть у народа большой страны может быль только законодательной, так как исполнительная и правозащитная власть обычно принадлежит государственным структурам.
И для того, чтобы возникающие противоречия в обществе не приводили к коллапсу, необходима стоящая над обществом сила, которая бы не допускала столкновений внутри общества, держала его постоянно в границах «порядка и законности». Но эта же сила господствующей части общества, которая благодаря своей сплочённости и организованности, может поставить себя и над обществом. А бывает, что этот аппарат государственной власти все более и более отчуждает себя от граждан общества и становится чуждым народу. А это может поставить государство вне общества и общество может попытаться избавиться от такого государственного аппарата власти.
То есть власть, не ограниченная законами и опирающаяся на насилие и принуждение в отношении к своему народу, обязательно приведёт народ страны к острым социальным конфликтам. Такое государство не удержит противостоящие системы общества от взаимного уничтожения, а общество от разрушения, тем самым само государство в таком случае становится основой саморазрушения. В этом случае государство не стремится сохранять целостность общества и не выполняет свои функции в интересах всего общества.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.