К вопросу об источниках синтетической дисциплины "Инспиристика" и важности их уточнения и обновления.
Инспиристика - это синтетический междисциплинарный метод самопознания, а также философская "линза" для рассмотрения опыта различных культур и цивилизаций.
Иногда читатели спрашивают о том, применим ли данный комплекс гипотез по отношению к малым народам планеты (майя, инки, чироки, маори, мяо, креолы и другие).
Моя гипотеза состоит в том, что применим, и в этом случае универсалии будут прослеживаться, хотя и работать будут несколько слабее.
Малые народы и философские универсалии
Народы - колонизаторы и т.н. "малые народы" - это что-то вроде Больших и Малых Мистерий и арканов Таро. Принципы стихий в них остаются неизменными. Происходит и синтез стихий.
В 21 в. науке давно пора отказаться от формулировок "примитивные" по отношению к малым народам. Скорее, "народы, живущие в условиях перманентной нестабильности". Такие определения дают современные британские и американские культурологи -теоретики и практики. Эти определения хотелось бы видеть и в учебниках культурологии и искусстоведения, и в методичках по межкультурным коммуникациям IT-компаний.
Силы мысли, творческий порыв и волевые качества - это универсалии, которые рассматриваются данным учением.
Маори - это такой народ, который, помимо артистизма, наделён и уникальным чувством цвета. Почему бы его представителям и представительницам не продолжить своё эстетическое самообразование.
Наследие апачей и чироки - это уникальные жизнестойкость, мудрость и свободолюбие. Пусть на другой ноте, другой вибрации, но они открыты к переменам, умеют быстро мыслить и способны к открытиям в философии, музыке и точных науках.
Без вклада готов, пиктов и кельтов не было бы эпической поэзии и классической музыки. Пусть их дух наполнит стены ВУЗов и музыкальных студий! К слову, именно они владели таинствами медицинской и эстетической профилактики.
Отдельная история - поморы и лужицкие племена. Как своеобразный "мост" между германскими и славянскими племенами, они наделены силой и смелостью воспринимать факты и способностью лавировать в хитросплетениях научной риторики.
Возвращаемся от эмпирики и коммуникации к теоретическому базису.
Неохваченные вниманием исследователя красоты древних миров, включая знаменитых критян и их лабиринты - это своего рода модель Вселенной, выраженная в сакральной архитектуре.
Так, если читатели этого цикла эссе обратятся к монографиям, которые посвящены Васту-Шастре, то они смогут увидеть в них те же универсалии.
* "Васту-шастра" - древний (возможно, доисторический) архитектурно-философски-эргономический индийский трактат, посвящённый поэтике, гармонии и сакральности пространства.
Среди художественных источников - роман "Разрисованная вуаль" (The Painted Veil, 1925) Сомерсета Моэма по мотивам реальных воспоминаний нидерландских путешественников и избранных поэтических работ Перси Биши Шелли.
Автор и соразработчица концепции и циклов эссе - Марина Чиянова