Могла ли Лика Мизинова женить на себе Чехова?

Мита Пе
Антон Павлович Чехов в своей творческой жизни не написал ни одного романа, но его повесть  «Рассказ неизвестного человека» можно отнести к этому  жанру.  Не по количеству персонажей, как, например, в «Войне и мире», а по психологической силе описываемой темы.
Получилось так, что я сначала посмотрела экранизацию, а потом уже  прочла саму повесть. Обычно я поступаю наоборот, чтобы чужая трактовка образов не мешала моей, но в данный момент перестановка мне понравилась: при чтении  герои произведения смотрелись в моей внутренней памяти уже готовенькими, и мне нужно было  всего лишь согласиться с экранными образами или нет.  Я согласилась. 

Ещё в 1880-е годы Антон Павлович Чехов задумал написать произведение на политическую тему. . В то время  общество было взбудоражено деятельностью организации «Народная воля». Был убит Александр II, арестованы руководители организации, проведены процессы над активными участниками , совершены  казни ...  Тема была очень актуальная, и Чехов, как писатель, не мог не откликнуться.

Но литературное отображение политической темы  растянулось на пять лет, на протяжении которых Антон Павлович не раз переписывал текст и, когда повесть была закончена (1892) и опубликована (1893), ничего революционного в ней не осталось.  Чехов создал свойственное ему психологическое произведение  о духовном перерождении человека под влиянием естественной жажды жизни.

Повесть «Рассказ неизвестного человека»   экранизировал режиссёр Витаутас Жалакявичус на студии «Мосфильм» в 1980 году. Он же написал сценарий, очень близкий к авторскому тексту. И, хотя повесть Чехова  и её экранизация  слились для меня в одно целое,  я всё-таки буду сейчас больше говорить  о фильме. 
 
Сюжет.
Народоволец-террорист Владимир Иванович,  отбывший ссылку, под именем Степан поступает лакеем к  чиновнику Григорию Орлову с заданием  изучить обстановку в доме, поймать момент, когда Орлова посетит его отец, крупный сановник, чтобы убить его.
Владимир Иванович  дворянин, бывший  морской офицер, образованный и хорошо воспитанный человек,  ему  претит  быть лакеем-прислужником: «все-таки то нечистое и оскорбительное, чего я так боялся, поступая в лакеи, было налицо и давало себя чувствовать каждый день».
Но «тихая-мирная», будничная  жизнь в доме Орлова поменяла  революционные взгляды Степана и его отношение к  смыслу жизни.
Цитата: «Не знаю, под влиянием ли болезни, или начинавшейся перемены мировоззрения, которой я тогда не замечал, мною изо дня в день овладевала страстная, раздражающая жажда обыкновенной, обывательской жизни. Мне хотелось душевного покоя, здоровья, хорошего воздуха, сытости».
Перемена мировоззрения привела к тому, что когда  в дом Орлова пришёл  его отец, Степану расхотелось его убивать.
Цитата: «Я торопил себя и сжимал кулаки, стараясь выдавить из своей души хотя каплю прежней ненависти; я вспоминал, каким страстным, упрямым и неутомимым врагом я был еще так недавно... Но трудно зажечь спичку о рыхлый камень».

Возвышенная цель уничтожения  политического врага  вдруг потеряла свою остроту. «Старое, грустное лицо пожилого человека  и холодный блеск звезд на его мундире», вызвали в Степане лишь «мелкие, дешевые и ненужные мысли о бренности всего земного, о скорой смерти...»
Он понял, что не хочет убивать этого человека.
Главного героя Степана, от лица которого ведётся  повествование,  сыграл  Александр Кайдановский,   замечательный актёр и, на мой взгляд,  гениальный кинорежиссёр!  Кайдановскому в любом фильме великолепно удавались  психологические роли, и то,  что  режиссёр Жалакявичус  пригласил именно его на роль главного героя,  большая удача для фильма.  Кайдановский настолько органично вписался  в образ Степана (Владимира Ивановича), что другого актёра в этой роли  я  уже не представляю.

В  фильме участвуют четыре главных персонажа:   лакей Степан,  его хозяин Жорж Орлов, любовница Орлова Зинаида Фёдоровна  и горничная Полина. О Степане я написала выше, а об остальных напишу в обратном порядке.

Полина (Людмила Зайцева).
По Чехову Полина   «хорошо упитанная, избалованная тварь, обожавшая Орлова за то, что он барин».  У неё были румяные щеки, вздернутый нос, прищуренные глаза и полнота тела, переходящая уже в пухлость. Она пудрилась, красила брови и губы, затягивалась в корсет и носила турнюр и браслетку из монет».
Всего этого не было в актрисе Людмиле Зайцевой, кроме  «мелкой, подпрыгивающей» походки.  Но  язва из Полины у актрисы получилась впечатляющая!

Зинаида Фёдоровна  (Евгения Симонова).
Симонова играла точно по тексту:  нежная, хрупкая, одухотворённая,  с ног до головы наполненная возвышенной любовью к Орлову ... она не могла не понравиться.  Этому не помешала даже её актёрская узнаваемость.  Я приняла актрису в роли Зинаиды Фёдоровны  и, читая повесть, видела  образ, созданный именно Симоновой. 

Григорий Иванович Орлов (Григорий Тараторкин).
У актёра Тараторкина симпатичная и интеллигентная  внешность,  и, глядя на него,  я понимала чувство влюблённости  Зинаиды Фёдоровны к Жоржу Орлову,  хотя  у Чехова Орлов выглядел не очень приятно.  Он имел «обыкновенную  (петербургскую) наружность:  узкие плечи, длинная талия, впалые виски, глаза неопределенного цвета и скудная, тускло окрашенная растительность на голове, бороде и усах. Лицо у него было холеное, потертое и неприятное. Особенно неприятно оно было, когда он задумывался или спал».
Но так видели  Орлова Чехов и лакей Степан, а для влюблённой Зинаиды Фёдоровны этот невзрачный человек  был самым красивым и желанным на свете.

Интересно отношение Степана к Зинаиде Фёдоровне.
Она  понравилась  ему  с  их первой встречи, когда Орлов послал лакея в дом Красновских  с запиской.  К нему вышла молодая дама в чёрном платье.   Степан «разглядел белое лицо с мягкими линиями, выдающийся вперед подбородок, длинные, темные ресницы. На вид я мог дать этой даме не больше двадцати пяти лет».
Зинаида Фёдоровна произвела на него впечатление, хотя он разглядывал её недолго, только пока она читала письмо. 

Степану захотелось влюбиться,  иметь семью, жену, детей, собственный домик, где он мог быть счастлив ... но, «я не был влюблен в Зинаиду Федоровну, но в обыкновенном человеческом чувстве, какое я питал к ней, было гораздо больше молодого, свежего и радостного, чем в любви Орлова».

Желание Степана жить обычной человеческой жизнью вошло в число причин, из-за которых он  расхотел оставаться террористом.  Дело, ради которого Степан  стал лакеем,  потеряло для него   важность,  и место революционной борьбы  заняли мечты о бытовом комфорте и душевной успокоенности.

Антон Павлович, приводя от имени Степана  длинные, мечтательные рассуждения о возможности быть свободным человеком без назойливой идеи разрушения,  выражал в них  видение собственной формы жизни. 

Судьба Зинаиды Фёдоровны трагична и мне её искренне жаль.  Эта любящая женщина напомнила мне Лику Мизинову,  безнадёжно полюбившую  Чехова.  Лика и Антон Павлович познакомились в 1889 году, писатель как раз в то время работал над повестью. Лика нравилась Чехову, он охотно с ней общался, но,  понимая чувства девушки,  не расслаблялся и отшучивался. Когда Лика поняла, что отношения с Чеховым ни к чему не приведут, то сблизилась с  женатым Игнатием Потапенко и уехала с ним в Париж.  Там у них родилась дочь, вскоре умершая.

Известно, что Лику и Потапенко Чехов ввёл в пьесу «Чайка, в образах  Тригорина и Нины Заречной. Но мне думается, что Лику и Потапенко Чехов отобразил и в  повести «Рассказ неизвестного человека».  Ведь у всех  героев Чехова есть прототипы,   а отношения Зинаиды Фёдоровны и Орлова  легко вписываются в судьбу Лики Мизиновой.

Возможно, выписывая сюжет повести, Чехов предположил, что могло бы быть, если бы Лика, как Зинаида Фёдоровна, проявила бы инициативу и самовольно переехала бы жить  к Чехову со своими баулами и чемоданами? Как повёл бы себя Антон Павлович? Наверняка растерялся бы, впал в смятение и даже испугался, но (как Орлов) не прогнал бы.  Ведь осудил Чехов Потапенко, который бросил Лику и вернулся к жене!

Размышляю дальше. Если бы Антон Павлович  пошёл на поводу чувств Лики и  женился бы на ней,  то их отношения ждал такой же финал, как у Орлова и Зинаиды Фёдоровны:  брачный союз крепок взаимной любовью, но когда один любит, а другой терпит, то брак распадается, потому что  любому терпению приходит конец.   

Мне Лику Мизинову очень жаль, красавица, умница  влюбилась в инертного человека, не пожелавшего обременять себя дополнительной обузой, ведь  у Чехова  была  обязанность  по содержанию других членов семьи: родителей, братьев, сестры ... Жениться, значит начать жить отдельной жизнью и разрушить  сложившийся  уклад большой семьи,  а порядочный Чехов не мог так поступить.
Но мне очень хотелось, чтобы Лика была бы порешительнее и, как Зинаида Фёдоровна,  взяла бы инициативу в свои руки.  Ведь кто знает, чем бы это обернулось! Я – за оптимистический вариант!

Есть народная поговорка   «если долго мучиться, что-нибудь получится" ... Да и Александр Сергеевич Пушкин в данном случае «подливает масла в огонь» утверждая, что  «привычка свыше нам дана, замена счастию она!» То есть из привычки жить вместе может родиться любовь.  Об этом говорит и народная  мудрость «стерпится - слюбится!»!
Стерпел же Чехов, когда Ольга Книппер навязала ему себя,  и  даже ... по-своему   полюбил её. 
Но  деликатная  Лика не дерзнула навязать себя Чехову,  а терпеливо ждала от него первого шага,  а это всё равно, что ждать у моря погоды.

Трагедия судьбы Зинаиды Фёдоровны  понятна. Она росла без матери, слабый и бесхарактерный отец женился на женщине "грубой, наглой, бездушной, фальшивой, развратной  и к тому же еще морфинистке", потом она была отдана замуж за нелюбимого человека. Разумеется, увидев "приятного во всех отношениях" Георгия Орлова, она, как Татьяна Ларина,  увидела в нём объект для своей  романтической любви. Такая любовь носит розовые очки и внушает веру во взаимность чувств. А сибаритствующий холостяк Орлов не любил Зинаиду Фёдоровну, а рассматривал их отношения, как необременительную и приятную интрижку. 

И всё в одночасье рухнуло.
Цитата: "— Какое унижение! — говорила она сквозь плач. — Жить вместе... улыбаться мне в то время, как я ему в тягость, смешна... О, какое унижение! [...] В ее тихом, ровном плаче, не истерическом, обыкновенном женском плаче слышались оскорбление, униженная гордость, обида и то безысходное, безнадежное, чего нельзя уже исправить и к чему нельзя привыкнуть".

Не все имеют силы пережить  личный катаклизм: кто-то  погибает сразу, а кто-то остаётся жить, но погружается в тупое равнодушие.  Ни время, ни врачи не могут излечить  такого человека.
Здесь мне вспомнился  рассказ Чехова "Чёрный монах", в котором главный герой теряет интерес к жизни, когда его (из благих побуждений) вылечивают от душевной болезни.

Степан, разбитый чахоткой, и Зинаида Фёдоровна с разбитым сердцем –  трагические герои.
Цитата:  "И почему-то, когда я ... выглянул из-под верха и увидел рассвет, все образы прошлого, все туманные мысли вдруг слились у меня в одну ясную, крепкую мысль: я и Зинаида Федоровна погибли уже безвозвратно".

В повести под маской  Степана/ Владимира Ивановича мне виделся сам Антон Павлович  со своими взглядами, переживаниями,  раздумьями  и...  неизлечимой (как у Степана)  болезнью. 

Экранизация  мне понравилась,  и я несколько дней находилась под её впечатлением.  Хорошее впечатление омрачила лишь концовка  фильма (и чеховской повести),  меня расстроила будущая судьба Сони, дочки Зинаиды Фёдоровны и Орлова. Что ждало её в будущем, если уже в настоящем она была никому не нужна: мать умерла, не захотев остаться жить даже ради дочки, отец равнодушно определил малютку в приют, Владимиру Ивановичу оставалось жить недолго ... не повторит ли она судьбу Катюши Масловой?

В ролях:
Жорж Орлов - Георгий Тараторкин
Степан, он же Владимир Иванович – Александр Тараторкин
Зинаида Фёдоровна – Евгения Симонова
Полина – Людмила Зайцева


Иллюстрация: Кадр из фильма. Александр Кайдановский в роли лакея Степана.