Культура Новосибирска

Владимир Бровкин 2
С молодых лет ярко и жадно, и где только можно впитывал в себя культуру.
А культура большого города (К Новосибирску тогда подходило это слово — мегаполисом, которым, присущи уже безликие черты урбанизации, он стал позже) — это что?
 Библиотеки, кино, театр, музеи.

БИБЛИОТЕКИ
В Новосибирске для меня самой заветной библиотекой была — ГПНТБ.
Куда я в высокие и гулкие ее залы я ходил много и охотно.
И как в храм.
Она того — стоила.
Там было все — что твоей душе было угодно

КИНО
Кино же наше в нем начиналось в самом знаковом кинотеатре «Победа», где нами смотрелись все шедевры и знаковые фильмы тех лет. В фойе которого неоднократно слушал песни нашего  земляка, впоследствии известного на всю страну композитора Иванова, тогда учившегося в консерватории, что стояла за углом и разом работавшего на скорой помощи.
Следом за ним шел кинотеатр им. Маяковского. Главный кинотеатр города. В фойе которого часто разворачивались столь же широкоформатные и яркие выставки фотографий.

Фильмы Андрея Тарковского, от которого я тогда шалел и которого боготворил (они мне были откровением, и я их мог смотреть бессчётное количество раз), я ездил  смотреть в Академгородок. Именно там я посмотрел впервые в полупустом зале тамошнего дворца культуры и его «Андрея Рублева» и Сталкера».

ТЕАТР
В Красном факеле я был всего пару раз. В ту, кажется пору, когда там играл Анатолий Солоницин. Артист из фильмов Тарковского, и безусловно красивый и симпатичный мне. И может даже и видел я его там, на сцене, но тогда он был  как бы еще никто. Слава тогда его была еще впереди. Да и особого впечатления на меня «Красный факел», буду честным, как-то не произвел.
Я даже в оперетту, стоявшую напротив нашего института, ни разу не посетил.
По банальной как теперь понимаю причине — молодость к хождению по опереттам располагает менее всего.
А уж если на кого идти, так на концерт эстрады: а тут и концерт артистов  югославской эстрады, и концерт «самоцветов» да еще тогда с мало кому известной примадонной и даже на самого Ободзинского в величии его, славе и обаянии, где он выступал на сцене дворца культуры им. Чкалова.
А вот в Оперный ходил с удовольствием. Скажем, в нем смотрел премьеру балета — «Анну Каренина» Родиона Щедрина и с Плисецкой в главной роли. Понимая, что это  шанс молодости, и посмотреть оперу и балет, которые потом посмотреть едва ли  где потом, удастся.
И действительно, по жизни кроме спектаклей, Бурятского и Саратовского театров, которые приезжали в город больше я и оперу и балет нигде не посещал.
Не считая в Киеве в тамошнем оперном — оперу «Тарас Бульба».

МУЗЕИ
Краеведческий тогда не работал.
А вот музей изобразительного искусства в городе был мне родным домом и я при всяком удобном случае посещал его и много и охотно. Где главным гвоздем его мне  была постоянная экспозиция Рериха.

Еще в доме ученых (в том самом, в котором видел как бы образец американского лунного грунта) я смотрел Рериха.
Там к какому-то юбилею его собрали его работы со всей страны.
Это было захватывающе-грандиозное зрелище.
Меня прямо-таки сбивавшее с ног.
А еще там же, в доме ученых, я посмотрел роскошную коллекцию работ западно европейской живописи, ее корифеев, из собрания Нади Леже. Где впервые в полном  блеске предстали мне Пикассо, Фернан Леже и все прочие корифеи старого континента, репродукции картин которых я мог видеть разве что в альбомах по искусству.
Что до музея изобразительных искусств, с постоянной пропиской Рериха, там много  было для меня и других открытий. И живописи, более приближенной к нам и нашим будням.
Запомнились мне там тогда полотна Фалька. Омбыш-Кузнецов ранний, из архитекторов, и с архитектурным мышлением в его живописи запомнился мне.
Именно там я открыл для себя Владимирскую школу живописи.
Еще был дом Актера, где можно было кого-то послушать. И где была всякий раз развернута выставка какой-либо графики. Запомнился Колесников со своими гравюрами и книжными иллюстрациями, где была представлена в своем и величии и обаянии сибирская старина.
...
Что до меня, то я, такой вот весь распахнутый настежь, захлебывающе много  и плодотворно рисовал: писал, притоварившись настоящим этюдником этюды маслом и гуашью, резал гравюры. Рисовал листы пастелью и темперой. Делал книжные иллюстрации.
Совершенно не задумываясь над сакраментальным для всякого художника и большого и чуть поменьше вопросом — а зачем я это делаю?
К профессиональной стезе я себя тогда, студент экономического вуза, не готовил.
Хотя по жизни пару раз потом уже, да и то со своими карикатурами, когда уже за моей спиной тянулся хвост в полсотню международных выставок карикатуры, участвовал в краевых художественных выставках.
А как понимаю теперь, сделал, сам удивляюсь себе, довольно много. Да набегу, да, наброски. Да камерно и импульсивно.
Но ветер бил наотмашь и во всю силу мне в лицо и пузырил паруса моей молодости, наполняя сердце мое жаждой все это пропустив через себя запечатлеть линией или цветом на листе бумаги или картона.
Вот того времени нескольких работ, как отражение проскользнувшего, да нет, прогрохотавшего рядом со мной составом, времени.
И два фото тех лет, как раньше писали, выпавшие из конверта.

Вот я в музее изобразительных искусств. На фоне работы Машкова сделанной в манере живописного полотна. В чем была ее необычность и почему я на ее фото снялся? Она написана, а точнее, нарисована в необычной манере  — пастелью, цветными мелками.
А это я в зале этого замечательного музея. Напротив — картины Фалька. На меня они в свое время произвели большое впечатление и манерой письма и живописностью их исполнения.

Новосибирск. Набережная. С видом на Горскую.

Новосибирск. Вид на левобережный район города. Вдали виден телецентр, немного в сторону от которого в районе площади площади Станиславского я жил несколько лет, будучи тогда студентом, в общежитии завода «Сибсельмаш». Этот район в силу этого был мне ближе и более знаком в сравнении с другими районами города.

Новосибирск. Театр Оперы и балета. Чуть в сторону влево от него находился более чем известный в городе дом Актера, в котором я часто бывал.

Новосибирск. Цирк. На переднем плане ныне снесенная библиотека имени Чехова. Рисунок сделан из окна общежития проектного института «Теплоэлектропроект».

https://ok.ru/profile/459972409179/statuses/154825497817947