Экскурсия в Тарбагатай

Валентина Перевозникова
                Экскурсия в Тарбагатай.
    Давно знаю, что  более двухсот лет назад  православных людей, не принявших изменения в церковных обрядах и прозванных староверами,  большими семьями  ссылали в Сибирь. Староверы  селились в небольших поселениях отдельно целыми улицами, за что их стали называть еще и  семейскими.   Ссыльные  староверы- труженики  способствовали освоению    Сибири и приучению местного населения  к земледелию.
    Да, семейские, проживающие в нескольких районах Бурятии,  очень трудолюбивые люди, которые свято чтут Православие  с дореформенными обрядами. Они крепко сохраняют народные традиции и культуру, уважают  правильные  устои семьи, радеют за полные многодетные семьи.   
   В октябре  Культурно-массовая комиссия  ветеранов БАМа организовала поездку  в Тарбагатай к семейским, о чем я давно мечтала. Молодцы организаторы поездки; они, добавив два попутных мероприятия, сделали экскурсию интереснее, познавательнее.
  Вначале, наша группа  посетила Музей истории, где за сорок минут  познакомилась  с историей гуннов.
    Экскурсовод интересно, доходчиво рассказала краткую историю жизни гуннов, используя  выставленную в музее экспозицию.  Объемная выставка   очень интересна: одежда, фото, предметы обихода, охоты, оружие раскрывают историю жизни гуннов.  Оказывается,  до сих пор   археологи у нас в Бурятии проводят раскопки в местах проживания гуннов, первоначальное название   которых,   было хунны. 
    Дальше на комфортабельном автобусе  мы поехали в Тарбагатай. По дороге была интересная остановка у горы «Спящий лев». Форма  вершины горы похожа на  спящего льва, растущий на ней сосняк напоминает гриву зверя. Мне это место знакомо давно: дорога в мое родное село проходит мимо этой горы. Но в этот раз остановка мне доставила много радости. Добрые люди, спасибо им, соорудили удобный подъем на гору, без которого я никогда на гору не поднималась.  А сейчас у меня получилось одолеть подъем по лестнице. В середине подъема и на вершине построены смотровые площадки.  Панорама с площадок великолепна! Надо мной  синее, чистое  небо;  внизу Селенга течет двумя рукавами вдаль по долине. Справа крутая гора, внизу  между  горой и  рекой извивается асфальтовая дорога. Слева за рекой широкая долина вдали окаймлена высокими  темно-синими горами. Повернись в другую сторону, увидишь  перед собой гриву льва- сосняк, украшенный цветными лоскутками, хий-моринами;  у буддистов  хий-морин - символ удачи.  А справа тоже простор: широкая долина с рекой, вдали горы.   Воздух чистый, свежий, спокойный.  Душа радуется!
   Дорога до Тарабагатая  хорошая, недавно покрыта новым асфальтом. По дороге  экскурсовод, который ехал с нами из города,  рассказал много интересного о городе, о истории села Тарбагатай,   о жизни староверов.
     В Тарбагатае подъехали  музею, у ворот которого нас ждал хозяин и организатор музея Александр. Он провел нас по двухэтажному музею, бывшему спортзалу, наполненному различными  старинными, и не очень старыми предметами, бывшими раньше в употреблении. Тридцать лет они с отцом собирали по району эти вещи, сохраняли , а теперь показывают  их   экскурсантам.
   Вначале меня удивил большой набор костей древних животных. Как я поняла, большинство этих костей  они нашли по берегу Селенги, которых  намыло и принесло сюда половодье. Здесь огромный бивень мамонта хранится рядом с черепом динозавра с сохранившимися челюстями и зубами. Белый маленький  череп головы современной лошади  лежит на большом темном черепе древнего животного и много других экспонатов. 
   Дальше хранится    старинная  мебель, посуда, бочки, квашни, черепки, ложки.  Тяжелые утюги всех сортов, медные и стальные   самовары из старины. Детские люльки, качалки, игрушки. Орудия труда: прялки, литовки, серпы, сеялки, веялки, совки для сбора ягод . На втором этаже под стеклом хранятся купюры и монеты разных времен. Здесь представлено много народной одежды, различных вещей ручной работы для украшения жилищ. Количество экспонатов музея перечислить невозможно, это надо видеть своими глазами. Огромная работа проделана для создания музея и много труда нужно для его сохранения.
    Из музея Александр повел нас в действующую церковь. Церковь построена не очень давно на народные средства. Из восьмидесяти трех разгромленных староверческих церквей Бурятии пока построена только одна. Эта церковь по внутреннему содержанию  не уступает городским  церквям, я бы сказала, превосходит. Здесь хранятся иконы, написанные на дереве  несколько веков назад. Староверы  района сумели сберечь их во время страшных разгромов большевиками многих церквей. Александр  показал нам и старинную библию, написанную на церковно-славянском  языке, по которой местный священник, отец Александра проводит службы.  Мы -экскурсанты внесли свои пожертвования для церкви.
   При строительстве  церкви остались большие камни, которые были собраны в большую интересную груду-стол. На стол положили раскрытую  книгу, сделанную из белого мрамора. Получился замечательный памятник Библии.
   После этого мы пошли на усадьбу  семейских  в деревянный, просторный, светлый дом, где угощают   туристов и проводят  различные ,  познавательные   программы. Меню угощения крестьянское, суть которого «Щи да каша-пища наша». Очень вкусные, наваристые щи, возможно, приготовленные в русской печи поданы на первое. Было и второе блюдо (мясо с картофельным пюре). Стояли на столе свежие овощи, пирожки, каша и наливка   местного производства. На сладкое халва по-семейски: обычная халва легким разогревом с кипятком превращена в варенье. Очень вкусное необычное лакомство. Обслуживали женщины нас весело, с улыбками, шутками. Перед застольем некоторые наши туристы поучаствовали   в мастер-класс, вылепив из теста фигурки, которые  стряпухи сразу испекли и подали на стол  готовое  печенье.
    Затем  началось   самое  интересное действие.  Женщины в нарядных семейских  костюмах спели для нас  несколько народных песен. Потом они пригласили из группы мужчину и женщину и  нарядили  их  в костюмы жениха и невесты. Наряд невесты сложный, одевая его, женщины рассказывали смысл каждой детали костюма. После чего показали, как проходило сватовство невесты по всем правилам. Это очень интересный, веселый с юмором разговор двух договаривающихся команд. Одна команда-родня жениха, другая – родня невесты. Этот старинный обряд содержит в себе  и народную мудрость, и житейскую практичность.  А как иначе: создание семьи - событие серьезное и единственное на всю жизнь.
      Закончилось представление совместным исполнением известных песен артистами и зрителями. А под веселые частушки артистов  зрители вместе с ними пошли в пляс.
    Я в очередной раз убедилась, что староверы, исконно  русский народ, это трудолюбивые  люди с твердым характером. У них есть чему поучиться: умению жить, работать, отдыхать, веселиться. Их практичность, смекалка, надежность,  задор и старание  показывают, как можно достойно  жить в любое время и в любых условиях.
     Спасибо комиссии за организацию  очень интересной экскурсии! Спасибо  староверам  за интересный  прием туристов!  Всем здоровья и новых интересных дел!
         25 октября 2022г. Перевозникова Валентина.








               



    
      
            
       























 



    
      
          

















 



    
      
                Экскурсия в Тарбагатай.
    Давно знаю, что  более двухсот лет назад  православных людей, не принявших изменения в церковных обрядах и прозванных староверами,  большими семьями  ссылали в Сибирь. Староверы  селились в небольших поселениях отдельно целыми улицами, за что их стали называть еще и  семейскими.   Ссыльные  староверы- труженики  способствовали освоению    Сибири и приучению местного населения  к земледелию.
    Да, семейские, проживающие в нескольких районах Бурятии,  очень трудолюбивые люди, которые свято чтут Православие  с дореформенными обрядами. Они крепко сохраняют народные традиции и культуру, уважают  правильные  устои семьи, радеют за полные многодетные семьи.   
   В октябре  Культурно-массовая комиссия  ветеранов БАМа организовала поездку  в Тарбагатай к семейским, о чем я давно мечтала. Молодцы организаторы поездки; они, добавив два попутных мероприятия, сделали экскурсию интереснее, познавательнее.
  Вначале, наша группа  посетила Музей истории, где за сорок минут  познакомилась  с историей гуннов.
    Экскурсовод интересно, доходчиво рассказала краткую историю жизни гуннов, используя  выставленную в музее экспозицию.  Объемная выставка   очень интересна: одежда, фото, предметы обихода, охоты, оружие раскрывают историю жизни гуннов.  Оказывается,  до сих пор   археологи у нас в Бурятии проводят раскопки в местах проживания гуннов, первоначальное название   которых,   было хунны. 
    Дальше на комфортабельном автобусе  мы поехали в Тарбагатай. По дороге была интересная остановка у горы «Спящий лев». Форма  вершины горы похожа на  спящего льва, растущий на ней сосняк напоминает гриву зверя. Мне это место знакомо давно: дорога в мое родное село проходит мимо этой горы. Но в этот раз остановка мне доставила много радости. Добрые люди, спасибо им, соорудили удобный подъем на гору, без которого я никогда на гору не поднималась.  А сейчас у меня получилось одолеть подъем по лестнице. В середине подъема и на вершине построены смотровые площадки.  Панорама с площадок великолепна! Надо мной  синее, чистое  небо;  внизу Селенга течет двумя рукавами вдаль по долине. Справа крутая гора, внизу  между  горой и  рекой извивается асфальтовая дорога. Слева за рекой широкая долина вдали окаймлена высокими  темно-синими горами. Повернись в другую сторону, увидишь  перед собой гриву льва- сосняк, украшенный цветными лоскутками, хий-моринами;  у буддистов  хий-морин - символ удачи.  А справа тоже простор: широкая долина с рекой, вдали горы.   Воздух чистый, свежий, спокойный.  Душа радуется!
   Дорога до Тарабагатая  хорошая, недавно покрыта новым асфальтом. По дороге  экскурсовод, который ехал с нами из города,  рассказал много интересного о городе, о истории села Тарбагатай,   о жизни староверов.
     В Тарбагатае подъехали  музею, у ворот которого нас ждал хозяин и организатор музея Александр. Он провел нас по двухэтажному музею, бывшему спортзалу, наполненному различными  старинными, и не очень старыми предметами, бывшими раньше в употреблении. Тридцать лет они с отцом собирали по району эти вещи, сохраняли , а теперь показывают  их   экскурсантам.
   Вначале меня удивил большой набор костей древних животных. Как я поняла, большинство этих костей  они нашли по берегу Селенги, которых  намыло и принесло сюда половодье. Здесь огромный бивень мамонта хранится рядом с черепом динозавра с сохранившимися челюстями и зубами. Белый маленький  череп головы современной лошади  лежит на большом темном черепе древнего животного и много других экспонатов. 
   Дальше хранится    старинная  мебель, посуда, бочки, квашни, черепки, ложки.  Тяжелые утюги всех сортов, медные и стальные   самовары из старины. Детские люльки, качалки, игрушки. Орудия труда: прялки, литовки, серпы, сеялки, веялки, совки для сбора ягод . На втором этаже под стеклом хранятся купюры и монеты разных времен. Здесь представлено много народной одежды, различных вещей ручной работы для украшения жилищ. Количество экспонатов музея перечислить невозможно, это надо видеть своими глазами. Огромная работа проделана для создания музея и много труда нужно для его сохранения.
    Из музея Александр повел нас в действующую церковь. Церковь построена не очень давно на народные средства. Из восьмидесяти трех разгромленных староверческих церквей Бурятии пока построена только одна. Эта церковь по внутреннему содержанию  не уступает городским  церквям, я бы сказала, превосходит. Здесь хранятся иконы, написанные на дереве  несколько веков назад. Староверы  района сумели сберечь их во время страшных разгромов большевиками многих церквей. Александр  показал нам и старинную библию, написанную на церковно-славянском  языке, по которой местный священник, отец Александра проводит службы.  Мы -экскурсанты внесли свои пожертвования для церкви.
   При строительстве  церкви остались большие камни, которые были собраны в большую интересную груду-стол. На стол положили раскрытую  книгу, сделанную из белого мрамора. Получился замечательный памятник Библии.
   После этого мы пошли на усадьбу  семейских  в деревянный, просторный, светлый дом, где угощают   туристов и проводят  различные ,  познавательные   программы. Меню угощения крестьянское, суть которого «Щи да каша-пища наша». Очень вкусные, наваристые щи, возможно, приготовленные в русской печи поданы на первое. Было и второе блюдо (мясо с картофельным пюре). Стояли на столе свежие овощи, пирожки, каша и наливка   местного производства. На сладкое халва по-семейски: обычная халва легким разогревом с кипятком превращена в варенье. Очень вкусное необычное лакомство. Обслуживали женщины нас весело, с улыбками, шутками. Перед застольем некоторые наши туристы поучаствовали   в мастер-класс, вылепив из теста фигурки, которые  стряпухи сразу испекли и подали на стол  готовое  печенье.
    Затем  началось   самое  интересное действие.  Женщины в нарядных семейских  костюмах спели для нас  несколько народных песен. Потом они пригласили из группы мужчину и женщину и  нарядили  их  в костюмы жениха и невесты. Наряд невесты сложный, одевая его, женщины рассказывали смысл каждой детали костюма. После чего показали, как проходило сватовство невесты по всем правилам. Это очень интересный, веселый с юмором разговор двух договаривающихся команд. Одна команда-родня жениха, другая – родня невесты. Этот старинный обряд содержит в себе  и народную мудрость, и житейскую практичность.  А как иначе: создание семьи - событие серьезное и единственное на всю жизнь.
      Закончилось представление совместным исполнением известных песен артистами и зрителями. А под веселые частушки артистов  зрители вместе с ними пошли в пляс.
    Я в очередной раз убедилась, что староверы, исконно  русский народ, это трудолюбивые  люди с твердым характером. У них есть чему поучиться: умению жить, работать, отдыхать, веселиться. Их практичность, смекалка, надежность,  задор и старание  показывают, как можно достойно  жить в любое время и в любых условиях.
     Спасибо комиссии за организацию  очень интересной экскурсии! Спасибо  староверам  за интересный  прием туристов!  Всем здоровья и новых интересных дел!
         «5 октября 2022г. Перевозникова Валентина.

























 



    
      






                Экскурсия в Тарбагатай.
    Давно знаю, что  более двухсот лет назад  православных людей, не принявших изменения в церковных обрядах и прозванных староверами,  большими семьями  ссылали в Сибирь. Староверы  селились в небольших поселениях отдельно целыми улицами, за что их стали называть еще и  семейскими.   Ссыльные  староверы- труженики  способствовали освоению    Сибири и приучению местного населения  к земледелию.
    Да, семейские, проживающие в нескольких районах Бурятии,  очень трудолюбивые люди, которые свято чтут Православие  с дореформенными обрядами. Они крепко сохраняют народные традиции и культуру, уважают  правильные  устои семьи, радеют за полные многодетные семьи.   
   В октябре  Культурно-массовая комиссия  ветеранов БАМа организовала поездку  в Тарбагатай к семейским, о чем я давно мечтала. Молодцы организаторы поездки; они, добавив два попутных мероприятия, сделали экскурсию интереснее, познавательнее.
  Вначале, наша группа  посетила Музей истории, где за сорок минут  познакомилась  с историей гуннов.
    Экскурсовод интересно, доходчиво рассказала краткую историю жизни гуннов, используя  выставленную в музее экспозицию.  Объемная выставка   очень интересна: одежда, фото, предметы обихода, охоты, оружие раскрывают историю жизни гуннов.  Оказывается,  до сих пор   археологи у нас в Бурятии проводят раскопки в местах проживания гуннов, первоначальное название   которых,   было хунны. 
    Дальше на комфортабельном автобусе  мы поехали в Тарбагатай. По дороге была интересная остановка у горы «Спящий лев». Форма  вершины горы похожа на  спящего льва, растущий на ней сосняк напоминает гриву зверя. Мне это место знакомо давно: дорога в мое родное село проходит мимо этой горы. Но в этот раз остановка мне доставила много радости. Добрые люди, спасибо им, соорудили удобный подъем на гору, без которого я никогда на гору не поднималась.  А сейчас у меня получилось одолеть подъем по лестнице. В середине подъема и на вершине построены смотровые площадки.  Панорама с площадок великолепна! Надо мной  синее, чистое  небо;  внизу Селенга течет двумя рукавами вдаль по долине. Справа крутая гора, внизу  между  горой и  рекой извивается асфальтовая дорога. Слева за рекой широкая долина вдали окаймлена высокими  темно-синими горами. Повернись в другую сторону, увидишь  перед собой гриву льва- сосняк, украшенный цветными лоскутками, хий-моринами;  у буддистов  хий-морин - символ удачи.  А справа тоже простор: широкая долина с рекой, вдали горы.   Воздух чистый, свежий, спокойный.  Душа радуется!
   Дорога до Тарабагатая  хорошая, недавно покрыта новым асфальтом. По дороге  экскурсовод, который ехал с нами из города,  рассказал много интересного о городе, о истории села Тарбагатай,   о жизни староверов.
     В Тарбагатае подъехали  музею, у ворот которого нас ждал хозяин и организатор музея Александр. Он провел нас по двухэтажному музею, бывшему спортзалу, наполненному различными  старинными, и не очень старыми предметами, бывшими раньше в употреблении. Тридцать лет они с отцом собирали по району эти вещи, сохраняли , а теперь показывают  их   экскурсантам.
   Вначале меня удивил большой набор костей древних животных. Как я поняла, большинство этих костей  они нашли по берегу Селенги, которых  намыло и принесло сюда половодье. Здесь огромный бивень мамонта хранится рядом с черепом динозавра с сохранившимися челюстями и зубами. Белый маленький  череп головы современной лошади  лежит на большом темном черепе древнего животного и много других экспонатов. 
   Дальше хранится    старинная  мебель, посуда, бочки, квашни, черепки, ложки.  Тяжелые утюги всех сортов, медные и стальные   самовары из старины. Детские люльки, качалки, игрушки. Орудия труда: прялки, литовки, серпы, сеялки, веялки, совки для сбора ягод . На втором этаже под стеклом хранятся купюры и монеты разных времен. Здесь представлено много народной одежды, различных вещей ручной работы для украшения жилищ. Количество экспонатов музея перечислить невозможно, это надо видеть своими глазами. Огромная работа проделана для создания музея и много труда нужно для его сохранения.
    Из музея Александр повел нас в действующую церковь. Церковь построена не очень давно на народные средства. Из восьмидесяти трех разгромленных староверческих церквей Бурятии пока построена только одна. Эта церковь по внутреннему содержанию  не уступает городским  церквям, я бы сказала, превосходит. Здесь хранятся иконы, написанные на дереве  несколько веков назад. Староверы  района сумели сберечь их во время страшных разгромов большевиками многих церквей. Александр  показал нам и старинную библию, написанную на церковно-славянском  языке, по которой местный священник, отец Александра проводит службы.  Мы -экскурсанты внесли свои пожертвования для церкви.
   При строительстве  церкви остались большие камни, которые были собраны в большую интересную груду-стол. На стол положили раскрытую  книгу, сделанную из белого мрамора. Получился замечательный памятник Библии.
   После этого мы пошли на усадьбу  семейских  в деревянный, просторный, светлый дом, где угощают   туристов и проводят  различные ,  познавательные   программы. Меню угощения крестьянское, суть которого «Щи да каша-пища наша». Очень вкусные, наваристые щи, возможно, приготовленные в русской печи поданы на первое. Было и второе блюдо (мясо с картофельным пюре). Стояли на столе свежие овощи, пирожки, каша и наливка   местного производства. На сладкое халва по-семейски: обычная халва легким разогревом с кипятком превращена в варенье. Очень вкусное необычное лакомство. Обслуживали женщины нас весело, с улыбками, шутками. Перед застольем некоторые наши туристы поучаствовали   в мастер-класс, вылепив из теста фигурки, которые  стряпухи сразу испекли и подали на стол  готовое  печенье.
    Затем  началось   самое  интересное действие.  Женщины в нарядных семейских  костюмах спели для нас  несколько народных песен. Потом они пригласили из группы мужчину и женщину и  нарядили  их  в костюмы жениха и невесты. Наряд невесты сложный, одевая его, женщины рассказывали смысл каждой детали костюма. После чего показали, как проходило сватовство невесты по всем правилам. Это очень интересный, веселый с юмором разговор двух договаривающихся команд. Одна команда-родня жениха, другая – родня невесты. Этот старинный обряд содержит в себе  и народную мудрость, и житейскую практичность.  А как иначе: создание семьи - событие серьезное и единственное на всю жизнь.
      Закончилось представление совместным исполнением известных песен артистами и зрителями. А под веселые частушки артистов  зрители вместе с ними пошли в пляс.
    Я в очередной раз убедилась, что староверы, исконно  русский народ, это трудолюбивые  люди с твердым характером. У них есть чему поучиться: умению жить, работать, отдыхать, веселиться. Их практичность, смекалка, надежность,  задор и старание  показывают, как можно достойно  жить в любое время и в любых условиях.
     Спасибо комиссии за организацию  очень интересной экскурсии! Спасибо  староверам  за интересный  прием туристов!  Всем здоровья и новых интересных дел!
         «5 октября 2022г. Перевозникова Валентина.