13. Князь Василий 11 и митрополит Исидор

Полина Ребенина
Бурным было правление князя Василия 11! В стране, то вспыхивая, то затухая, шла борьба между потомками великого князя Дмитрия Донского. За московский престол боролись князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич, предъявлявший свои права на основе отцовского завещания, и его племянник Василий II, наследовавший московский трон от отца Василия I. В этом противостоянии победил Василий 11.

Неспокойно было и на восточных границах Руси — многочисленные ханы распавшейся Золотой Орды часто совершали на русские княжества опустошительные набеги. Хан Улу-Мухаммед в конце 1437 захватил город Белев. Против него выдвинулось войско во главе с Дмитрием Шемякой — вторым сыном покойного Юрия Дмитриевича. Русские, обладали численным перевесом, но несмотря на это в декабре 1437 потерпели поражение. Ободренный Улу-Мухаммед двинулся к Волге и занял Казань, основав впоследствии Казанское ханство. В последующие десять лет он и его сыновья трижды совершали набеги на земли русские. Особенно успешным оказался последний поход 1445 — в битве под Суздалем в плен попал сам великий князь Василий II. А спустя несколько дней сгорела Москва — от огня даже обрушилась часть крепостных стен.

В октябре этого же года Улу-Мухаммед, потребовав громадный выкуп, освободил Василия Васильевича. Сопровождали великого князя домой татарские послы, которые должны были собирать выкуп в различных русских городах и селах. А до тех пор, пока нужная сумма не была собрана, татары имели право управлять русскими поселениями. Такого рода договор с врагом нанес сильный удар по престижу Василия II, чем воспользовался князь Дмитрий Шемяка.

В феврале 1446, когда Василий Второй с сыновьями Иваном и Юрием отправился в Троицкий монастырь на богомолье, в Москву въехал князь Дмитрий со своим войском и арестовал жену и мать Василия II, а также всех его приближенных бояр. Сам Василий Васильевич был взят в Троице под стражу. Его детей, княжичей Юрия и Ивана, воевода Иван Ряполовский тайно вывез в Муром. Ранее Василий Второй пленил брата Дмитрия Шемяки Василия Косого и ослепил его. Теперь, в отместку, то же сделал Дмитрий Шемяка. По его приказу ослепили Василия Второго, отчего впоследствии он получил прозвище «Тёмный». Василий был выслан в заточение в город Углич.

Удержать власть князю Шемяке оказалось нелегко, даже более трудно, чем ее захватить. Старомосковская знать, справедливо опасавшаяся оттеснения от должностей пришедшими из Галича людьми Дмитрия Шемяки, стала постепенно покидать Москву. Дмитрий Шемяка дал приказ доставить к нему княжичей Юрия и Ивана Васильевичей, гарантируя им полную неприкосновенность, и обещав освобождение из застенка их отца. Но вместо этого Дмитрий Шемяка отправил ребятишек в тот же Углич под стражу.

Но уже к осени 1446 возник вакуум власти, и в середине сентября — спустя семь месяцев после вокняжения в городе Москве — великому князю пришлось сдержать свое обещание и отпустить на свободу слепого соперника, предоставив город Вологду в вотчину. Это стало началом его конца — вскоре в северном городе собрались все враги Дмитрия, и спустя год после ослепления Василий Темный торжественно возвратился в Москву. Его противник бежал в свою вотчину и продолжил борьбу, однако в 1450 потерпел поражение в битве и потерял Галич. Поскитавшись со своими людьми по северным районам Руси, Дмитрий Шемяка обосновался в Новгороде, где и был отравлен в июле 1453.

***
Вернувшись к власти пришлось решать Василию 11 серьезные вопросы чистоты русского православия.

Как известно, еще в 1054 году произошло разделение христианской церкви на православную ветвь и католическую. Разделение это было настолько глубоко, что главы обеих церквей - Папа Римский Франциск и Патриарх Всея Руси Кирилл - встретились лишь в наше время, спустя 1000 лет, в Гаване в 2016 году. Однако это вовсе не значит, что ранее не предпринимались попытки объединения двух течений христианства. Предпринимались, и не раз!

Все началось в средние века, с Ферраро-Флорентийского собора 1438 - 1439 годов.
В это время на Византию напали турки и православная империя находилась в страшной опасности. Властители Византии, император и патриарх, решили пойти на соглашение с католиками в надежде, что споры и войны христиан прекратятся, и римский папа поможет им в войне с турками–османами.

В чрезвычайно тяжелом положении и в обстановке реальной угрозы турецкого завоевания ослабевшая Византия искала союзников и рассчитывала получить поддержку европейских католических стран. Для византийских политиков было важно сохранить под своим влиянием и Русскую церковь, к которой они не раз обращались за помощью, а также втянуть Великое княжество Московское в борьбу с турками. Однако Московская Русь, вынужденная бороться на два фронта – против Литвы и татарской Орды, хоть и помогала Византии деньгами, но не могла вступить в военное противостояние.

Греки надеялись получить военную помощь от Запада, полагая, что католический мир не останется равнодушным к судьбе великой христианской державы. В 1424 – 1425 гг. византийский император Иоанн VIII Палеолог предпринял поездку по Западной Европе, посетив Венецию, Милан, Рим, Венгрию и Испанию, чтобы добиться поддержки. В ходе этой поездки у византийского императора сложилось ложное убеждение, что союз с Западом возможен лишь при условии унии католической и православной церквей.

Однако в Ватикане смотрели на унию, как на возможность укрепления своего престижа и подчинения Папе всей христианской церкви. В Византии это понимали и были готовы ради военной помощи даже подчиниться Папе и признать его главенство во Вселенской церкви.

В начале февраля 1438 г. византийцы на судах прибыли в Венецию, откуда по суше направились в Феррару. Византийский император приехал на собор в Феррару с большим количеством сторонников унии из числа иерархов и придворных сановников. К ним примкнул на соборе митрополит Киевский и всея Руси Исидор, который наряду со своим единомышленником Виссарионом Никейским стал одним из самых верных приверженцев унии с Римом. Исидор был греком по национальности, назначенным Константинополем митрополитом всея Руси. Византии был нужен этот верный помощник, представляющий Московское княжество, который поддержит унию с католиками.

Однако на соборе было немало и тех, кто считал, что соединение церквей возможно только в том случае, если между Востоком и Западом будет достигнуто единство в вероучении без какого-либо ущерба православию. Лидером этой группы был св. Марк Евгении – один из самых образованных византийцев своего времени, незадолго до собора поставленный митрополитом на Эфесскую кафедру.

На ревнителей православия приверженцы унии как с католической, так и с византийской стороны оказывали давление. Одним из инструментов давления, ради того чтобы сделать своих оппонентов более сговорчивыми, стала выплата денег на содержание участников собора. Еще на Базельском соборе при участии Исидора было решено, что папа римский примет на себя издержки по пребыванию в Италии греческой делегации, которая ввиду крайнего обнищания Византийской империи была неспособна самостоятельно изыскать средства для долговременного пребывания на Западе. Однако деньги византийским представителям намеренно выплачивались нерегулярно, и нередко вообще не поступали, что должно было, по мнению католиков, побудить упорствующих греков скорее пойти на компромисс.

10 января 1439 г. папа Евгений IV принял решение перенести собор из Феррары во Флоренцию, где уже в феврале 1439 г. возобновились соборные заседания. Предметом обсуждения вновь стали вопросы богословия (различия в учении об исхождении Духа Святого в православной и католической традиции и прочее). Недовольный византийский император хотел поскорее прекратить богословские дискуссии, чтобы объединиться с западными христианами ради военной помощи. В этом его поддерживали Виссарион Никейский и Исидор Киевский.

10 июня 1439 г. неожиданно скончался патриарх Константинопольский Иосиф II. Таким образом, византийская делегация лишилась своего лидера. Между тем давление на греческую делегацию со стороны католиков усилилось. Исидор первым начал доказывать необходимость принятия унии на условиях, предложенных папой, и решительно повлиял на византийского императора, пользуясь своим авторитетом гуманиста, философа, богослова. Церковные историки объясняют такое поведение митрополита по-разному. Одни – его крайней преданностью Византии. Другие – его личным честолюбием, «желанием занять то блестящее и высокое положение в римской иерархии или латинском духовном царстве, которое он потом действительно занял: кардинал-пресвитер и легат от ребра апостольского для провинций: Литвы, Ливонии, всей России и Польши».

Сильное давление заставило православных делегатов собора уступить. Почти все греческие иерархи, за исключением Марка Эфесского, признали папу главою церкви, «наместником и местоблюстителем Иисуса Христа, с тем, однако ж, чтобы сохранены были права и имущества Восточных патриархов; приняли и латинское учение о чистилище, об освящении даров и об опресноках в Евхаристии с условием, чтобы таинство могло быть совершаемо и на квасном хлебе. Они были доведены до такого состояния, что самый акт о соединении с латинами подписали, не прочитав его предварительно: "содержание его знали только составители его…». Заседания собора затянулись, а между тем из Константинополя приходили тревожные известия о росте турецкой активности.

5 июля 1439 г. были окончательно подписаны документы Ферраро-Флорентийской унии: «И полиса Папа Еугении, и царь Греческыи Иоан, и все гардиналове, и митрополиты подписаша на грамотех коиждо своею рукою». Глава русской делегации митрополит Исидор безоговорочно подписал акт об унии церквей. Его греческая подпись гласит: «Исидор, митрополит Киевский и всея Руси и представитель Апостольской кафедры Святейшего Патриарха Антиохийского Дорофея, с любовию соглашаясь и соодобряя, подписую». Он даже требовал отлучения Марка Эфесского от церкви за неприятие унии, что, однако, не поддержали греческие иерархи. Митрополит Эфесский Марк, Иверский митрополит Григорий и ряд других православных иерархов унии не подписали и покинули собор. По воспоминаниям очевидца и участника событий Сильвестра Сиропула, когда папа Евгений ставил свою подпись и не увидел в документе имени святителя Марка, то невольно воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали».

Торжественное провозглашение акта о «воссоединении Церквей» было сделано 6 июля 1439 г. в кафедральном соборе Флоренции Санта-Мария дель Фьоре, сохранившемся до наших дней. Подписанное участниками собора постановление на латинском языке зачитал кардинал Джулиано Чезарини, который по призыву папы прибыл из Базеля во Флоренцию, а на греческом – митрополит Виссарион Никейский. Вместе с митрополитом Виссарионом Никейским Исидор за особые заслуги в работе униатского собора получил красную кардинальскую шляпу.

***
Несмотря на то, что уния была подписана, желаемого политического результата она не принесла. Ферраро-Флорентийский собор 1438—1439 гг., который навязывал византийским церковным иерархам разного рода латинские религиозные новшества в обмен на военно-политический союз Рима с Константинополем, не сумел добиться признания своих решений в православном мире. Патриархи Востока – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, узнав о состоявшемся на Флорентийском соборе соединении с Римом, объявили этот собор нечестивым!

Вернувшись в Москву, митрополит Исидор прочитал содержание соглашения Собора. Но московская православная община его не приняла, и митрополита взяли под стражу. Действия Исидора, направленные на утверждение неприемлемой для князя Василия II Флорентийской унии, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии (независимости) Московской митрополии.

В этом году на поместном соборе в Москве митрополитом был избран рязанский епископ Иона. С этого времени московские митрополиты стали избираться лишь собором Русской Церкви, который собирался по инициативе великого князя или царя. Подобная традиция существовала в Византии со времен императора Константина Великого. Однако влияние царя на решения соборов далеко не всегда было определяющим.

29 мая 1453 г. Константинополь пал под ударами турок Магомета II Фатиха. Империи Ромеев более не существовало. Патриархом в Царьграде-Стамбуле стал православный Геннадий Схоларий, и уния была ликвидирована. Однако, русские привыкли видеть в Константинополе не только свой церковный центр, но и центр всего православного мира – столицу империи, с которой в их глазах ассоциировалась симфония Церкви и государства в лице патриарха и императора. Патриарх Царьграда не мог быть теперь для Руси тем, чем он был ранее, ведь он уже пребывал не в симфонии с православным государем, а был зависим от турецкого султана-мусульманина.

Флорентийский униатский собор, низложение Исидора, поставление Ионы, положившее начало автокефалии Русской Церкви, и, наконец, разделение прежде единой Русской Церкви на две митрополии – Литовско-Русскую и Московскую – это события, которые стали весьма четким водоразделом: они завершили собой т.н. «Монгольский» период в истории Русской Церкви.

Известно, что ослепший Василий 11, вернув себе престол, перестал церемониться не только с явными противниками, но и с любыми потенциальными соперниками. Например, в июле 1456 неизвестно за что он отправил в Угличскую темницу своего шурина Василия Серпуховского. Правление слепца завершилось и вовсе публичными массовыми казнями — событие неслыханное прежде на Руси! Узнав о решении служилых людей освободить из заточения Василия Серпуховского, Василий II повелел «всех имати, и бити кнутием, и ногы резати, и сечи рукы, а иным отсекати главы».

Скончался Василий Темный в конце марта 1462 от мучившей его сухотной болезни (вероятно костного туберкулеза), передав великое княжение своему старшему сыну Ивану, а также наделив каждого из остальных четырех сыновей крупными владениями.

Список литературы:
1. Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви. — СПб.: Альянс-Архео, 2009.
2. Акишин С. Ю. Митрополит Исидор Киевский (1385/1390-1463). — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2018.
3. Акишин С. Ю. Митрополит Исидор Киевский и проблема церковной унии в поздней Византии. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1. 2011.
4. Борисов Н. Василий Темный. М.: Молодая гвардия, 2020.
5. Хождение на Флорентийский собор. // Памятники литературы Древней Руси. XIV-середина XV в. — М., 1981.