Рутинная Процедура. Глава 16. Природа не дремлет

Мария Мерлот
Начало:  http://proza.ru/2022/10/13/178
Оглавление:  http://proza.ru/avtor/mariamerlot&book=5


   Через неделю Эмма смогла передать внекам все необходимые детские дозы и половину взрослых. Рюкзак получился нетяжёлый, и она добавила туда витамины и 3 лимона персонально для Демуса.

   Вместе с Мишкой они нашли тесты 303 и почти всё своё свободное время разбирались в соответствующих частях сознания главного робота. Эмме не хватало знания современной робототехники, а Мишке – глубины знаний программирования, но вместе они составили на удивление продуктивную команду.
   Питер разрабатывал теорию эволюции психологии роботов. Из осторожности, все свои записи он вёл на бумаге, с сильными сокращениями и никогда не упоминал в них роботов. Все трое пользовались его выводами и рекомендациями, как обращаться с роботами (и особенно 303), чтобы завоевать их доверие. Похоже, теория Питера была права. Через две недели Эмма, которая каждый день просматривала свежии копии сознания 303, заметила, что личные рейтинги Питера и Мишки заметно повысились и теперь существенно отличались от остальных людей. Её рейтинг оставался максимальным, расти ему было некуда. Судя по всему, 303 навязывал своё мнение всем роботам, – даже те роботы, которые никогда не встречались с людьми лично, разделяли его таблицу приоритетов.

   Однажды вечером, когда Эмма, Питер и Мишка болтали о том о сём в ождании ужина, в комнату въехал 303 и обратился к Эмме:
   – Эмма Вальц, сейсмографы на базе показывают необычную активность. Вычислительные модели показывают вероятность извержение вулкана Нуво в диапазоне от 35% до 71,5%.
   – Вулкан Нуво? Где это?
   – Вулкан Нуво находится в Скалистых Горах Колорадо в 53 км от Базы.
   – Действующий вулкан в Колорадо?! – удивилась Эмма.
   – В 22-ом столетии многие тектонические плиты поменяли своё движение. Скалистые Горы снова стали активными. На территории Колорадо Скалистогорная и Североамериканская плиты разъезжаются друг от друга, что привело к образованию вулкана Нуво.
   И Питер и Мишка согласно кивали головами. Эмме ничего не оставалось делать, кроме как признать наличие вулкана в Колорадо.
   – Хорошо, – сказала она. – 53 км это много или мало? Если он извергнется, пострадает ли База?
   – Недостаточно данных, – ответил 303. – Нуво извергает густую и медленно движущуюся лаву типа пахоэхоэ. Дальность её распространения зависит от длительности и интенсивности извержения. Необходимо собрать больше данных. Надо запустить дроны для сканирования кратера. Сейчас всем роботам запрещено находиться дальше, чем 1 км от периметра Базы. Нужно твоё личное разрешение на полёт научных дронов.
   – Понятно. Я свяжусь с внеками. Если их не предупредить, они будут сбивать наши дроны. Пока я не согласую это с ними, дроны не запускай, но продолжай интенсивные наблюдения, доступные с Базы.
   – Принято к исполнению.

   303 уехал, а Эмма пошла в радиорубку. Аппаратура оставалась настроенной на нужную частоту с прошлой связи с внеками. Эмма сразу села к микрофону и экрану.
   – Эмма Вальц вызывает Самира. Срочно. Дело касается возможного извержения вулкана Нуво.
   Она сделала паузу и повторила свои слова. Эфир молчал, тихонько потрескивая статикой.
   В рубку заглянул Мишка и сообщил, что ужин готов. Тогда Эмма записала своё сообщение и поручила компьютеру повторять его, пока внеки не ответят.
   – Когда они ответят, сообщи мне немедленно, даже если я ем или сплю, – распорядилась она и ушла с Мишкой ужинать.
 
   – Можно мне с тобой, когда они ответят? – спросил Мишка. – Я никогда не видел внеков.
   – Хорошо, – сказала Эмма, подумав. – Только ты будешь разочарован. Они выглядят как обыкновенные люди.

   Они уже заканчивали ужин, когда Комм сообщил, что внеки вышли на связь. Эмма и Мишка поспешили в радиорубку. На экране они увидели хмурого внека.
   – Здравствуй, Нурак, – приветствовала его Эмма и представила ему Мишку, – Это Михаил, мой помощник. Михаил, это Нурак, помощник Самира, вождя внеков.
   – Наши приборы, – она сразу перешла к делу, – обнаружили активизацию вулкана Нуво и вероятность его извержения сильно повысилась. Для более точного прогноза нужно собрать данные о состоянии кратера. Я собираюсь послать к кратеру научные дроны и предупреждаю вас об этом. Они все будут красного цвета. Если вы увидете красные дроны, пожалуйста не сбивайте их.
   – Нет, – резко ответил Нурак, – мы так не договаривались. Никаких роботов вблизи нашей территории!
   – Если бы я знала, где именно ваша территория, я бы приказала дронам её облететь. Я понимаю, что вы хотите сохранить своё местоположение в тайне, поэтому просто прошу вас не сбивать дроны. Это чисто научные дроны, специализированные для изучении кратера. Вулкан представляет опасность для всех. И для людей, и для внеков. Значит, это в ваших интересах тоже. Я сообщу вам о результатах разведки, как только мы соберём и обработаем данные.
   – У нас нет никакой гарантии, что эти твои дроны не будут шпионить за нами.
   – У вас есть моё слово. Я говорю, что они будут изучать кратер и только кратер. И вы знаете, что я своё слово держу.
   – Нет. Мы не согласны. Если ты пошлёшь дроны, это объявление войны, – жёстко отрезал Нурак.
   – Нурак, – рассердилась Эмма, – я войну не объявляю. Я изучаю вулкан. И для внеков вулкан представляет ещё большую опасность, чем для Базы и людей. Если вы хотите объявить войну, я хочу услышать это от самого Самира. Передай ему всё, что я сказала, слово в слово. Если у него есть вопросы или возражения, пусть он свяжется со мной лично. У него есть время до утра. Завтра в 8:00 я отправляю дроны.
   Нурак насупился, но ничего не сказал. Эмма выждала несколько секунд и отключилась.

   – Действительно, внеки похожи на людей, – заметил Мишка. – Только очень сердитые.
   – Этот Нурак особенно сердитый, – невольно улыбнулась Эмма. – Главный у них Самир. Он умеренно сердитый. И гораздо более разумный.
   – Но мы ведь в любом случае пошлём дроны?
   – Да, – вздохнула Эмма, – от этих данных зависит безопасность Базы. Если внеки будут против, пошлём много дронов. Часть они собьют, но часть всё-таки доберётся до кратера. Просто всем будет лучше, если они согласятся.

   Эмма уже ложилась спать, когда Комм сообщил, что её вызывает Самир.
   – Эмма Вальц на связи, – устало сказала она, всключив в очередной раз аппаратуру в радиорубке.
   На экране появился Самир.
   – Эмма, твои дроны будут снимать видео изображение? – спросил он.
   – Да, видео в том числе. Нам надо видеть, что происходит в кратере. Обещаю, они не будут ничего снимать пока не долетят до кратера.
   Самир помолчал, как-будто взвешивая что-то в уме, а потом сказал:
   – Мы находимся в районе вулкана. Некоторые наши сооружения расположены у его подножия. Если вы будете наблюдать кратер, то неизбежно увидите и их.
   – Самир, если вы ещё ближе к вулкану, чем мы, то вы будете в большей опасности в случае извержения!
   – Ты думаешь, ты сможешь предсказать, извергнется Нуво или нет?
   – Чем больше данных мы соберём, тем точнее будет прогноз. И если извержение неизбежно, с аккуратной информацией из кратера компьютер сможет рассчитать параметры лавы, где она будет извергаться и с какой скоростью.
   Самир молчал, размышляя.
   – Естественно, я буду держать тебя в курсе, – продолжила Эмма. – Уверяю тебя, я не хочу воевать с внеками. Вулкан угрожает нам всем. Почему же не объединить наши усилия?
   Самир хмуро посмотрел ей в глаза и кивнул.
   – Посылай свои дроны. Внеки не будут их сбивать.
   – Договорились! – обрадовалась Эмма.


Глава 17 (из 25): http://proza.ru/2022/10/27/121