О фильме Сердце Пармы

Алексей Велес Алексей Зайков
 Следует сказать, что после легендарного "Ермака" российские исторические фильмы и сериалы, не блещут. Есть правда исключение "Александр. Невская битва", где, по сути, рядовой новгородский конфликт со шведами раздут в духе Эйзенштейна  в грандиозное сражение. Были и откровенные подделки с сомнительной исторической достоверностью, типа "Дружина", "Викинг", "Скиф", сказочный "Коловрат". Не лучше обстоит дело и якобы с историческим фильмом "Сердце Пармы". Согласно роману, действие происходит во время правления Ивана III. Хотя в фильме нет точной датировки, но упоминание Казани, на которую собираются идти московиты, явно отодвигает действие картины на следующий век и правление Ивана Грозного. Ивану III, согласно историкам, в тот период было явно не до Казани. Да и до стояния на Угре оставалось около 8 лет. Второй исторический ляп следует сразу же за первым. Откуда-то в решительный момент у слабого по сути пермского князя оказалась грозная сила, которая побеждает в битве московитов, вооруженных пушками и неким подобием гуляй-города. В сцене сражения тоже не обошлось без ляпа, когда московские конники с копьями наперевес сшибаются с Михаилом и его сподвижниками. При этом странное дело: они, сброшенные со своих коней, поднимаются как ни в чем не бывало.

 Донельзя банальной выглядит и сцена крещения. Когда пермяки чуть ли не толпой кидаются в воду. Учитывая то, что до этого митрополит проходил мимо языческих идолов, которые стояли недалеко от христианской церкви.

 Другой ляп прощение мятежного князя московским государем. Будь-то Иван III или Грозный Михаил так бы легко не отделался. Достаточно вспомнить новгородский погром Ивана Грозного или борьбу Новгорода Великого и Москвы при Иване III, которую возглавила Марфа Борецкая.

 Очередным ляпом поражает и концовка фильма. За прощенным князем в разоренную столицу двинулись не только уцелевшие после московского погрома жители, но и стрельцы, т.е. государевы люди, которые при любом раскладе должны были остаться с московским воеводой. И тут происходит трогательная сцена воссоединения князя Михаила и его жены-колдуньи. При этом подданные Асаки без видимых причин отказываются от поклонения золотой бабе и кровавых жертвоприношений.

 .Действие фильма до столкновения с московитами разворачивается достаточно скучно, если не считать шаманских ритуалов с человеческими жертвами. Мистический сюжет также слабо выражен. Во всем чувствуется какая-то неестественность и наигранность.

 Учитывая вышеизложенное фильму можно поставить слабую четверочку за счет батальных сцен, хотя они и уступают по силе "13 воину", "Ермаку", "Гладиатору", "Последнему самураю" и корейскому "Воин".

 Да и такой фильм не хочется пересматривать дважды. Это историческое фэнтези: отсюда и размытость хронологии и вышеприведенные ляпы, весьма далекие от исторической достоверности, хотя обилие костюмов и доспехов пытается нас убедить в обратном.