Такси-12. По дороге в Пулково

Андрей Жунин
               
                Такси-12. По дороге в Пулково
                /90-е/
               
               
                гл.1

        Когда я подвозил своих старых знакомых, я всегда находился в приподнятом настроение. Ведь в этом случае у меня появлялась возможность узнать последние новости из их жизни и снова окунуться в прожитые годы.  Почему-то именно эти встречи надолго сохранились в моей памяти.
        Жарким летним утром, в воскресный день, моя ласточка летела по Загородному проспекту.  Солнце нещадно слепило глаза.  Солнцезащитные козырьки не спасали -- пришлось надеть тёмные очки. Проезжая часть была свободна от машин -- и вдруг у ресторана «Тройка» на дорогу выскочила молодая женщина в белом брючном костюме и стала голосовать.  На ней была изысканная белая шляпка «Элоиза» с маленькими закруглёнными полями и большим чёрным бантом с правой стороны. «Стильная штучка», -- неожиданно мелькнуло в голове.
        Резко притормозив, остановился около неё.  Когда модная дамочка открыла пассажирскую дверь – я ахнул! 
В голосующей женщине я узнал свою одноклассницу Лидию Снегирёву. Она тоже меня узнала, обрадовалась и помахала мне рукой.
        -- Вот это встреча! Сколько лет, сколько зим! –- сняв очки, растерянно произнёс я.
        Мы обменялись восторженными приветствиями. Затем Лидия села в салон, -– и уже через несколько секунд моя ласточка вновь продолжила свой полёт.


        Прошло уже 15 лет, как мы закончили школу, но Лидия сохранила в неизменном виде свою женскую привлекательность.
И хотя её лицо красивым не назовёшь, она легко располагала к себе людей своей открытостью и доброжелательностью,
а когда Лидия улыбалась, кокетливо скривив губы и сощурив глаза, манящее томление охватывало мужские сердца, и бороться
с нахлынувшим искушением не было никакой возможности.   
        Разговаривать с нею всегда очень легко. Она, как и я, ценила юмор, в компаниях вела себя весело и непринуждённо. 


        Лидия попросила отвезти её в аэропорт.
        -- В Пулково-1 или в Пулково-2? – спросил я.
        -- Я точно не знаю, -- ответила она, чем сильно меня озадачила.
        -- Ну, Пулково -1, или «пять стаканов», -- это современное здание, -- объяснил я, -- а Пулково-2 -– сталинский ампир, здание песочного цвета с колоннами.
        Лидия пожала плечами, сказав, что летит на самолёте первый раз в жизни, а потом поинтересовалась, почему называется «пять стаканов».
        -- По воспоминаниям очевидцев, -- пояснил я, -- архитектор Жук, который проектировал это здание, в конце очередного застолья перевернул пустой стакан и поставил его на стол верх дном в знак того, что ему уже достаточно. Все присутствующие последовали его примеру. Расставленные в ряд стаканы, якобы, подсказали архитектору будущую концепцию аэровокзала.
       -- Вот уж никогда бы не догадалась, -- покачала она головой.
       «Ты лучше скажи, куда летишь?» -- наконец задал я наводящий вопрос.
       -- В Нью-Йорк, -- ответила Лидия.
       -- Так это международный аэропорт, -- с облегчением вздохнул я. -– Пулково-2. Таксисты ещё его называют ближний:
путь до него короче, чем до Пулково-1, где-то на четыре километра.
       -- Правда, пока не на ПМЖ, -- словно извиняясь, добавила она. -- С бизнесом есть проблемы. Там все тебя готовы сожрать...
      
       Тем временем мы подъехали к Технологическому институту, повернули налево и, вырулив на Московский проспект, покатили на юг. Это одна из самых широких магистралей города, соединяющая Сенную площадь в центре с площадью Победы на южной окраине. Едешь и душа радуется: в выходные дни здесь практически никогда не бывает пробок.
    
========================================================   



                гл. 2

    
        -- Странно, -- обратился я к ней. -- Едешь в аэропорт и без вещей.
        -- Муж весь багаж ещё вчера отвёз в камеру хранения.
        -- Так ты что, замужем? – удивился я.
        -- Представь себе, да, -- ответила Лидия. –- Вот уже месяц в законном браке.
        У меня глаза полезли на лоб.  Я знал, что ещё год назад, ателье, в котором она шила детскую одежду, закрылось. 
Муж давно уже ушёл к другой.  Она бедствовала: перебивалась с хлеба на квас.
        -- Быстро же ты подсуетилась, -- проронил я. – И кто он, этот счастливчик, если не секрет?
        -- Да ты его знаешь, -- ответила Лидия и засмеялась.
        Я стушевался и стал перебирать в памяти своих школьных приятелей, но ни на ком так и не смог остановиться.
        -- Сдаюсь! -- сказал я и поднял вверх руки.
    
        -- Это Осип Блинкин, -- отрекомендовалась она. – Наш одноклассник.
        -- Вот уж не ожидал! – ещё сильнее удивился я. -- Ну ты и учудила!
        -- Ничего я не учудила, -- оправдывалась она. – Если хочешь знать: мой Оська -- миллионер. Я за ним, как за каменной стеной.
        Лидия тяжело вздохнула, внутренне напряглась, а затем во весь голос выкрикнула:
        -- Всё, хватит! Намыкалась в нужде! Я в последний год даже вещи в ломбард стала закладывать, не на что было жить!

    
        Темноволосого кудрявого Осипа в классе все звали Оськой. Он сидел на последней парте и был тихим и незаметным, немного полноватым мальчиком. В то время наш физрук, Степан Васильевич, бывший боксёр, организовал в школе секцию бокса. Все мальчишки с нашего класса регулярно занимались этим видом спорта, кроме Оськи. У него имелась справка, освобождающая от  физкультуры.
    
        Ничем примечательным Оська не запомнился, разве что любил доносить, не случайно в классе его считали ябедой.
Особенно от него страдали те, кто курил в туалете.
        Как-то мы с Колькой Игнатовым решили промотать последний урок астрономии, чтобы сходить на чешский фильм ужасов «Призрак замка Моррисвилль». Даже билеты заранее купили и ни от кого в классе этого не скрывали. Но фильм мы так и не посмотрели: на выходе из школы нас задержала директор, Галина Ивановна, и увела в свой кабинет для перевоспитания.
        Мы с Колькой долго ломали голову: кто же нас заложил? Но вскоре всё прояснилось: одна девочка видела, как Оська выходил на последней перемене из кабинета директора.


        Осип оказался, пожалуй, самым успешным из нашего класса. Во всяком случае, только он в самом начале 90-х стал миллионером, то есть, новым русским.
        Начал он с челночного бизнеса.  Осип привозил из-за границы лекарства и разкидывал их по аптекам. Но товар расходился плохо, слишком много было в аптеках старых, проверенных временем, дешёвых советских лекарств. Тогда он решил сделать маленькую комбинацию. Он объезжал аптеки города и скупал в них дешёвые отечественные лекарства, а затем поставлял
в те же аптеки дорогие зарубежные аналоги. Так наш копеечный аспирин он заменял французским Упсарин Упса® или немецким Аспирин® Экспресс. А нередко вместо лекарств оказывались самые обыкновенные пустышки.
        Сначала в Питере дела у него пошли хорошо, но это продлилось недолго: когда в город стали поступать препараты
из других городов, бизнес заглох.

        Впрочем, Осип не пал духом, он нашёл себе новую нишу:   вместе с компаньоном стал обходить поликлиники и сначала просил, а позже стал требовать, заручившись поддержкой руководства лечебных заведений, чтобы врачи выписывали больным в рецептах именно его дорогие лекарства. При этом врачи получали свой процент с каждого купленного препарата.
Но и тут не всё было гладко. Оставалось ещё много «упёртых совков», как он говорил, которые отказывались идти на сделку
с совестью. Я сам в те годы стал невольным свидетелем одной из таких сцен.

        Зимой, в гололёд, я упал и вывихнул плечо. Пришлось идти в свою поликлинику на улице Петра Лаврова
(ныне Фурштатская). В полуподвальном помещении очередь к ревматологу оказалась внушительной. В основном, сидели старушки с костылями и палочками. Хоть времени у меня было в обрез, но ничего не поделаешь, пришлось занять очередь и сесть на свободное место.
        И тут в проходе появился стройный молодой человек, одетый с иголочки: в модном сером костюме, рубашке и галстуке, какие продаются только в дорогих бутиках. В руках он держал чёрный кожаный дипломат.
      
        Не спросив разрешения у очереди, он постучал в дверь кабинета и, не дождавшись ответа, тут же туда вошёл. Старушки заворчали и стали высказывать недовольство. Вскоре из кабинета начал доносится возмущенный голос врача, она явно отказывала молодому человеку в его просьбе.
        Когда посетитель ушёл, все вздохнули с облегчением, но, как оказалось, рано радовались. Вскоре он вернулся и уже
не один: с ним была важная полная дама в белом халате с рыжей копной волос на голове, судя по всему, кто-то из руководства поликлиники. Парочка решительно прошла в кабинет ревматолога. 
       
        И почти сразу же оттуда послышались крики и шум. На этот раз дверь закрылась неплотно, и вся очередь слышала, как запугивают врача, какие угрозы сыплются на её голову. Руководящая дама даже пообещала её уволить. Ревматолог пыталась оправдываться, говорила, что не желает выписывать сомнительные лекарства, когда есть дешёвые и проверенные.
        Гнев и возмущение охватили очередь. Старушки больше не стали терпеть: они ворвались в кабинет и палками и костылями прогнали прочь незваных гостей.

        Сколотив первоначальный капитал, Осип основал фирму по доставке в город крупных партий зарубежных лекарств по сильно завышенным ценам. Для этого пришлось взять в компаньоны парочку чиновников из Комитета по здравоохранению. Ничего не поделаешь, в бизнесе необходимо делиться, а в теневом бизнесе тем более. В скором времени он приобрёл бюджетное лечебное заведение, приспособив его под платную клинику. Через год в его собственности оказалось ещё одно медицинское учреждение, в котором можно было сдать любые анализы, но уже за деньги.

        Как же такое возможно? – недоумевал я в то время и всё не мог поверить в происходящее. А между тем в городе одной
из первых приватизировали поликлинику Кировского завода, обслуживающую жителей Кировского района.
        После чего нашему диспетчеру Верочке, живущей рядом с предприятием, пришлось ездить в поликлинику №21 на Костюшко в соседний Московский район, что было для неё крайне неудобно.  К тому же там всегда такие огромные очереди, что ей приходилось часами ждать приёма врача.
   
        Нельзя отрицать, что всё делалось по закону. Завод, опутанный долгами, вынужден был продавать свои непрофильные активы, как правило, социальные, к которым и относилась поликлиника.

      
        Сделаю небольшое отступление. Мало кто знает, что экономику США погубили не огромный госдолг, не раздутые военные расходы, а платная медицина: работа по принципу «всё включено» позволяет задрать цены на медицинские услуги сразу
в 3 раза!
        Не секрет, что в Дейтройте в своё время медицинская страховка для рабочего автозавода стоила  900S, а такая же страховка на северном берегу Великих озёр, в Канаде, составляла всего 100S. И не удивительно, что всё производство сбежало из города.   
        Интересный факт: годовой оклад врачей в США может достигать  230 000$.  В то время как банкиры и финансовые менеджеры находятся по этому показателю лишь на втором месте, они получают до  220 000$. 
        Известен случай, когда за сутки пребывания в больнице (несложная операция на щитовидку), пациенту выставили
счёт на  40 000S.  Через несколько дней несчастного признали банкротом, его семья лишилась ипотечного жилья и оказалась
на улице.

        У меня в бардачке лежала брошюрка, в которой имелся гороскоп по именам. Я достал его и попросил Лидию посмотреть значение имени Осип. Она не без интереса выполнила мою просьбу. Оказалось, что Осип происходит от Иосиф, в переводе
с древнееврейского означает «божья награда» или «приумножающий».
               
        Ещё в детстве маленький непоседа Иосиф настойчиво добивается необходимого комфорта, отказываясь кушать «невкусную» еду, с помощью хитрости или капризов может заставить купить понравившуюся ему игрушку.
        Он склонен ко лжи, хитрости и изворотливости.  Парень наделён силой воли. Все свои задумки юноша обязательно реализовывает.
        Большим минусом такого мужчины является склонность к эгоизму и коварству. Для Иосифа характерны холодность, необщительность и нетерпимость по отношению к близким людям.
        -- Ну что, подходит что-нибудь или нет? – спросил я Лидию.
        -- Что-нибудь, может, и подходит, -- сделав грустное лицо, кивнула она головой.


=========================================================
    
                гл. 3
   
        Между тем мы уже подъехали к Обводному каналу, перед которым находилось здание сгоревшего Фрунзенского универмага, чей разрушенный фасад был стыдливо завешен огромным баннером с изображением Мавроди.
        Проехав метро Фрунзенское, Лидия перекрестилась: с левой стороны виднелся Новодевичий монастырь. На местном кладбище похоронено много известных людей, в том числе мои любимые поэты Н.Некрасов и Ф.Тютчев,
        Чтобы как-то отвлечь её от грустных мыслей, я стал вспоминать весёлые истории из школьной жизни.

        На уроке физики молодая практикантка Кира Борисовна решила показать классу, как работает осциллограф. Она воткнула вилку в розетку, а затем стала крутить на нём ручки, одну за другой -- и так и этак, но прибор не включался.
        Намучившись с устройством, она вытерла пот со лба и сообщила ученикам, что осциллограф сломался. Все смирились
с этим печальным фактом, кроме Витьки Белых – тот ещё был перец. Витька предложил Кире Борисовне быстро починить сложное электронное устройство, но не за красивые слова, а за щелбан. Учительница приняла его слова за браваду и, удивительное дело, чтобы не срывать урок, согласилась.
        Витька встал из-за парты, подошёл к столу и, вынув из розетки шнур от стоящего рядом вентилятора, вставил туда вилку от осциллографа. Экран прибора тут же засветился голубеньким светом.
        Ничего не поделаешь, пришлось Кире Борисовне, откинув волосы, подставить свой лоб. Какое удовольствие испытал весь класс -- словами не передать.

        "Кто знает, как звали няню Пушкина? –- спрашивает учительница.
         Голубка дряхлая моя, — ответил один ученик".
    
        Запись в дневнике Кольки Игнатова: «Ваш сын -- единственный, кто взял в поход водку!.. Спасибо Вам за сына!».

        -- А помнишь, какие мы придумывали оправдания, когда опаздывали на уроки? – спросила Лидия.
        -- Честно говоря, почти всё забыл, -- признался я. -– Помню лишь слова Витьки Белых.
        -- И что он сказал?
        -- Витька, сделав страдальческое лицо, сообщил, что по дороге в школу его ограбили бандиты.
        -- И что же они у тебя взяли? – строго спросила учительница.      
        -- Тетрадь с домашним заданием, -- ответил он.


========================================================


                гл. 4

      
        При дальнейшем движении на юг, всё чаще стали попадаться «сталинки» по чётной стороне в квартале между улицами Решетникова и Благодатной.

        А вот и Московский парк победы -- любимое место отдыха местных жителей. За ним виднеется величественное здание
со шпилем на углу с Бассейной улицей. Это так называемый «Генеральский дом» — единственная сталинская высотка
в Ленинграде, где в 50-е годы жили «большие люди»: чиновники и военные.
       
        Изящные аллеи вокруг трамвайных путей с трёхуровневым озеленением (газон, кусты, деревья) ещё совсем недавно были одной из достопримечательностей нашего города. Когда-то они начинались сразу за Обводным каналом, но теперь в угоду частному транспорту под снос пошли не только трамвайные пути, но и прилегающие к ним насаждения. Сейчас этот элемент былой роскоши попадается только в южной части проспекта и то лишь «пунктирно».
            
        Приближаемся к Московской площади, где вскоре будет построен знаменитый фонтанный комплекс перед Домом Советов. Это типичный новодел. Здесь планируют создать новый центр города. Его откроют с помпой в 2006 году в присутствии губернатора. Получится один из крупнейших фонтанных комплексов, среди тех, что расположены за пределами Петергофа. Помимо чаш здесь установят несколько струнных колоннад. Зрелище обещает быть завораживающим. 

        На площади Победы Московский проспект как река распадается на несколько рукавов, главные из которых Московское и Пулковское шоссе. Мы двинулись по Пулковскому, где Лидия и включила лёгкую музыку.



               
                гл. 5


        Подъехав к Пулково-2, я развернул машину на площади перед аэровокзалом и остановился напротив входа. В это время
в салоне звучала песенка «А девчонка та проказница». Лидия хлопала в ладоши и вместе со мной подпевала.
        Мы немного забылись, развеселились, как дети, а потому не сразу заметили стоящего на краю тротуара невысокого мужчину в тёмно-синем клубном пиджаке, голубой рубашке и в элегантных, зауженных к низу, стильных белых брючках
хип-хоп. Конечно же это был Осип.  Правда, он сильно изменился за последние годы, но я его сразу узнал.
   
        -- Сколько тебе должна? – спросила меня Лидия.
        -- Нисколько! –- категорично ответил я и развёл руками. –- С друзей и знакомых денег не беру -- это мой принцип.
        Какое-то время она таращилась на меня своими глазищами и находилась в недоумении, потом, плотно сжав губы, попрощалась и вышла из машины…
      
        Вместо того, чтобы приветствовать супругу, Осип начал её распекать:
        -- Что ты себе позволяешь с водителем!! -– выкрикнул он. -- Как ты себя ведёшь!!
        При этом его лицо побагровело, он брызгал слюной, а нижняя губа выпятилась вперёд. Лидия с недоумением смотрела
на него, не понимая, в чём её обвиняют.
        И хотя окна в машине были приоткрыты, чтобы лучше слышать, я вышел из салона и встал у водительской дверцы.
   
        -- Не забывай, -- показывая рукой на меня, продолжал Осип. -- Кто он, а кто мы? Ты ведь с официантами в ресторане
не кокетничаешь?
        -- Но он не официант, -- пожав плечами, пыталась она возразить. -– Он человек…
        Но Осип оборвал её на полуслове.
        -- Для нас он не человек, а наёмный работник, которого мы наняли, которому мы платим деньги! С ними надо говорить лишь «да» или «нет», «да» или «нет», а под конец дать на чай -- вот и всё!
      
        При взгляде в мою сторону его лицо приняло высокомерное, брезгливо-презрительное выражение. Он смотрел сверху вниз, хотя был ниже меня ростом, словно подчёркивая свою значимость. В этот момент подбородок его был вздёрнут, а плечи откинуты назад.

        Кровь бросилась мне в лицо, пересохло во рту. Тут уж я не выдержал, снял солнцезащитные очки и подошёл к Осипу.
        -- Нехорошо забывать школьных товарищей! -– бросил ему в лицо. –- Плохо тебя воспитывали, Оська. Ой, плохо! 
        Он меня узнал, побледнел и, сердито нахмурив  брови, принял угрожающий вид. Но меня было уже не остановить.
Мне показалось, что снова нахожусь на ринге в спортивном зале, я сделал всё, как нас учили.
         То есть, перенёс вес тела с левой ноги на правую, выполнив скручивание.  После чего, собрав в кулак всю свою пролетарскую ненависть, врезал ему без замаха в нижнюю челюсть. Так называемый, хук справа. Как говорил наш физрук, «чтобы выправить прикус».
        Выпад получился настолько сильным, что Осип отлетел на несколько метров и, упав на спину, распластался на тротуаре.
Лицо Лидии побледнело от страха. Она так и не смогла понять, что же такое произошло. Я попросил у неё прощения,
сел в машину и быстро покинул аэропорт.

=============================================

        P.S. Через день на меня пришла жалоба. После чего я был уволен из таксопарка с примечательной формулировкой:
"За грубое обращение с пассажирами и слишком громкую музыку а салоне".

               
                10. 2022 год. СПб