Неразменный рубль

Анна Марусик
По мотивам одноименной сказки Николая Лескова
Пьеса Анны Марусик
 

ЧЕРНАЯ КОШКА ДУНЯША
МАЛЬЧИК МИКОЛАШ, 8 лет
НЯНЯ
БАБУШКА
ТОРГОВЦЫ (2 женщины и один пузатый торговец, можно больше)
НЕЗНАКОМЕЦ В ЖИЛЕТЕ


Сцена 1

КОШКА: Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того, чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без единой отметины кошку, как я, и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.
Здесь надо стать, пожать меня посильнее, так, чтобы я замяукала, и зажмурить глаза. Все это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придет некто и станет выторговывать кошку. Он будет давать за бедную меня очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль, — ни больше, ни меньше как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться. Этот рубль, полученный за меня, и есть неразменный или безрасходный, — то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь, — он все-таки опять является в кармане. Чтобы заплатить, например, сто рублей, надо только сто раз опустить руку в карман и оттуда всякий раз вынуть рубль.
Конечно, это поверье пустое и даже гадкое; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я была котенком, и я тоже этому верила.

Сцена 2

Музыка
Сцена дома с Рождественской елкой
Няня укладывает спать мальчика

НЯНЯ: Сегодня у нас в деревне очень многие не спят, а гадают, наряжаются, ворожат и, между прочим, добывают себе «неразменный рубль».
МАЛЬЧИК: (веселясь, не желая спать) Неразменный рубль, неразменный рубль! Хочу неразменный рубль!
НЯНЯ: Что ты, Миколаш! Людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее! Детям туда нельзя!
МАЛЬЧИК: Няня. Почему?
НЯНЯ: Потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далеком распутье и торговаться с ним за черную кошку!
МАЛЬЧИК: Зато их ждут и самые большие радости!
НЯНЯ: Разве ты променяешь нашу Дуняшу на самые, пусть даже большие радости?
МАЛЬЧИК: (поразмыслив) А сколько можно накупить прекрасных вещей за тот рубль?
НЯНЯ: Все, какие угодно! Но тебе пора спать, малыш. Закрывай глазки и засыпай.

Кошка прыгает на кровать и ложится у ног мальчика.
Няня уходит, гасит лампу.
Сквозь окно ярко светят звёзды.

МАЛЬЧИК: (мечтает) Что бы я купил, если бы мне попался такой рубль?
КОШКА: Тебе только восемь, конечно, ты купил бы конфет.
МАЛЬЧИК: И пряники желтые, с патокою, и белые пряники — с мятой. И сосульки, шоколадные орехи, а еще изюм и финики!
КОШКА: Ты съел бы их все и лопнул. А еще у тебя появился бы страшный кариес и испортил все твои зубы!
МАЛЬЧИК: (подумав) Ты права, Дуняша. Я бы тогда купил картины с генералами и множество других вещей, которых я не мог купить, потому что мне давали на мои расходы простой рубль, а не бесконечный.
КОШКА: (спрыгивает с кровати и запрыгивает на подоконник, некоторое время смотрит на звезды) Я слышала, как няня разговаривала с твоей бабушкой и поведала, что неразменный рубль есть у нее и она хочет подарить его тебе.
МАЛЬЧИК: Мне???
КОШКА: Потише, потише. Это пока еще большая тайна. Только ты должен быть очень осторожен, чтобы не лишиться этой чудесной монеты, потому что он имеет одно волшебное, очень капризное свойство.
МАЛЬЧИК: (вскочил с кровати) Какое? 
КОШКА: А это тебе скажет бабушка. Ты спи, а завтра, как проснешься, бабушка принесет тебе неразменный рубль и скажет, как надо с ним обращаться.

Мальчик, недолго думая, бросается спать поскорее.

Сцена 3

Утро. Бабушка в кружевном чепце у кровати мальчика.

БАБУШКА: Ночь пролетела как краткое мгновение, верно, Миколаш?
МАЛЬЧИК: Уже утро? Доброе утро, бабушка! Я и не заметил.
БАБУШКА: Ну, вот тебе беспереводный рубль.
МАЛЬЧИК: Какой он новенький! Как он может так гореть серебром, словно отчеканин еще вчера?
БАБУШКА: Он же непростая монета, от того и так красив. Бери его и поезжай в церковь. После обедни мы, старики, зайдем к батюшке, отцу Василию, пить чай, а ты один, совершенно один, можешь идти на ярмарку и покупать все, что ты сам захочешь. Как сторгуешь вещь, опустишь руку в карман и выдашь свой рубль, а он опять очутится в твоем же кармане.
МАЛЬЧИК: Да я уже все знаю.
БАБУШКА: Знаешь? Это от куда же?
МАЛЬЧИК: Это мне кошка Дуняша ночью рассказала.
БАБУШКА: (смеясь) Кошка Дуняша? Прелесть, не возраст, когда кошки еще разговаривают!
МАЛЬЧИК: Неужели с тобой она никогда не говорила?
БАБУШКА: Говорила. Говорила. Очень давно, когда  еще была такой как ты.
МАЛЬЧИК: Неужели Дуняша такая старая?!
БАБУШКА: Надо быть немного любезнее в выражениях, малыш. Даже если кто-то стар, то не стоит этого подчеркивать. Старость не приходит по желанию, а юность не купить даже за волшебную монету.
МАЛЬЧИК: Прости, бабуля. Получается. Я обидел не только Дуняшу, а еще и тебя.
БАБУШКА: (обнимая) Ничего малыш, ты всему научишься. 
МАЛЬЧИК: Бабушка! Дуняша сказала... Она сказала, что он имеет одно волшебное, очень капризное свойство. Какое? Он же каждый раз возвращается в мой карман сию же секунду?
БАБУШКА: Рубль возвращается, это правда. Это его хорошее свойство, его также нельзя и потерять;уронишь - он тебя догонит и прыгнет прямиком в карман! Но неразменный рубль не переведется в твоем кармане до тех пор, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе или другим людям нужные или полезные, но в тот раз, когда ты изведешь хоть один грош на полную бесполезность — твой рубль в то же мгновение исчезнет.
МАЛЬЧИК: Как же я тебе благодарен, бабушка, что ты мне это сказала; но поверь, я уж не так мал, чтобы не понять, что на свете полезно и что бесполезно.
БАБУШКА: Я пока еще в этом сомневаюсь, ведь для тебя что есть важнее, нежели сладости и оловянные солдатики?
МАЛЬЧИК: Я всё же уж большой и знаю, как надо жить при богатом положении.
БАБУШКА: Прекрасно, но, однако, ты все-таки хорошенько помни, Миколашенька, что я тебе сказала.
МАЛЬЧИК: Будь спокойна. Увидишь, что я приду к отцу Василию и принесу на загляденье прекрасные покупки, а рубль мой будет цел у меня в кармане.
БАБУШКА: Очень рада, да отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь.
МАЛЬЧИК: В таком случае не можете ли вы с няней походить со мною по ярмарке?
БАБУШКА: В делах волшебных нельзя иметь возможности дать тебе какой бы то ни было совет или остановить тебя от увлечения и ошибки, потому что тот, кто владеет беспереводным рублем, не может ни от кого ожидать советов, а должен руководиться своим умом.
МАЛЬЧИК: О, моя милая бабушка,  тебе и не будет надобности давать мне советы, — я только взгляну на твое лицо и прочитаю в глазах все, что мне нужно.
БАБУШКА: В таком разе идем! (няне ) Сказать отцу Василию, что я приду к нему попозже.

Сцена 4

Ярмарка. Лыко, пшено, петушки на палочках и овчина, много разодетого пёстрого народу. Народу много, и все разодеты в том, что у кого есть лучшего. Звуки глиняных свистулек.
Поодаль стоит бедно одетый ребенок.

МАЛЬЧИК: Бедный, ему грошей не давали, стоит под плетнем, завидует.  Смотри, как он хочет такую свистульку или сосульку! Вот бы он задудел и обрадовался! Что если я куплю ему эти радости, бабушка?  Ведь у него-то и праздника в душе нет!

Бабушка не выражает порицания, лицо доброе. Мальчик бросается к продавцу и покупает свистульку, пряник и лединец. Отдает бедному мальчику.

МАЛЬЧИК: Бабуля, смотри-ка, чудо! Рубль на своем месте! А к нему и сдача! (подумав) Зато смотри, как счастлив тот бедный мальчик!

БАБУШКА: Ты поступил хорошо, потому что бедным детям надо играть и резвиться, и кто может сделать им какую-нибудь радость, тот напрасно не спешит воспользоваться своею возможностию. И в доказательство, что я права, опусти еще раз свою руку в карман попробуй, где твой неразменный рубль?
МАЛЬЧИК: Теперь я уже понял, в чем дело, и могу действовать смелее.

Мальчик бежит к продавцу тканей, покупает платки и платья бабушке и няне, кошке Дуняше подушку. Затем думает и покупает еще и серьги. Бабушка смотрит одобрительно.

МАЛЬЧИК: Я, признаться, сробел в начале! Потом подумал, вдруг серьги в подарок няне - этого нельзя! Вдруг Дуняше подушка тоже пустое дело! А потом понял: няня молода и вот-вот захочет выйти замуж, пусть это будет ей на свадьбу, а кошке нашей на окне будет теплее, если я положу ей подушку. Я проверил, мой рубль никуда от меня не делся!
БАБУШКА: Спасибо тебе за платье и платок, дорогой мой. Невесте идет принарядиться — это памятный день в жизни каждой девушки, и это очень похвально, чтобы ее обрадовать. От радости всякий человек бодрее выступает на новый путь жизни, а от первого шага много зависит. Ты сделал очень хорошо, что обрадовал будущую невесту и что позаботился о кошке.

Покупает еще вещей.

МАЛЬЧИК: А это ремень нашему конюху и гармонь портному, а вот Псалтырь для скотницы, помнишь, бабуля, ее псалтырь теленок пожевал. Она тогда так горевала!



ПРОДАВЦЫ: (между собой громко) Смотрите, каков наш барчук Миколаша! Он один может скупить целую ярмарку, у него, знать, есть неразменный рубль.

Бабушка незаметно исчезает, как и вся толпа. На сцене только Миколаш и пузатый торговец.

ПУЗАТЫЙ ТОРГОВЕЦ: Я здесь всех толще и всех опытнее, и вы меня не обманете. Я знаю, что вы можете купить все, что есть на этой ярмарке, потому что у вас есть неразменный рубль. С ним не штука удивлять весь приход, но, однако, есть кое-что такое, чего вы и за этот рубль не можете купить.
МАЛЬЧИК: Да, если эта будет вещь ненужная, — так я ее, разумеется, не куплю.
ПУЗАТЫЙ ТОРГОВЕЦ: Как это «ненужная»? Я вам не стал бы и говорить про то, что не нужно. А вы обратите внимание на то, кто окружает нас с вами, несмотря на то, что у вас есть неразменный рубль. Вот вы себе купили только сластей да орехов, а то вы все покупали полезные вещи для других, но вон как эти другие помнят ваши благодеяния: через день все позабудут. Вон, смотрите. День ждать не надо, уж и никого нет.
МАЛЬЧИК: Ой! А где все? Куда они подевались? И где моя бабушка?

Толпа возвращается, окружая длинного сухого человека, у которого поверх полушубка был надет длинный полосатый жилет, а на нем нашиты  сияющие стекловидные пуговицы. Все рассматривают эти пуговицы как диковинку.

МАЛЬЧИК: Что они там разглядывают? Какой он худой и некрасивый!Все так смотрят, как будто он самое замечательное произведение природы. Кто он? Великий полководец или, может, знаменитый художник?
ПУЗАТЫЙ ТОРГОВЕЦ: Они смотрят не на него, а на эти великолепные пуговицы!
МАЛЬЧИК: Я ничего не вижу в этом хорошего.
ПУЗАТЫЙ ТОРГОВЕЦ: Пусть так, но вы должны видеть, как это всем нравится. Поглядите, за ним ходят даже и ваша няня и скотница с новою книжкою. А о парнишке со свистулькой уже и говорить нечего.
МАЛЬЧИК: И вы думаете, что я не могу сделаться лучше него?
ПУЗАТЫЙ ТОРГОВЕЦ: Да, я это думаю, несмотря на ваши добрые подарки, все ходят за его пуговицами.
МАЛЬЧИК: Ну, так я же сейчас вам докажу, что вы ошибаетесь! (человеку в жилете) Послушайте, не хотите ли вы продать мне ваш жилет?
Сцена 5
На сцене мрачно, сияют только пуговице на жилете незнакомца. Мальчик старается стать одного роста с незнакомцем, разговаривая с нин.

НЕЗНАКОМЕЦ: Извольте, я вам его продам с большим удовольствием, но только это очень дорого стоит.
МАЛЬЧИК: Прошу вас не беспокоиться и скорее сказать, мне вашу цену за жилет.
НЕЗНАКОМЕЦ: Однако вы, я вижу, очень неопытны, как и следует быть в вашем возрасте, — вы не понимаете, в чем дело. Мой жилет ровно ничего не стоит, потому что он не светит и не греет, и потому я его отдаю вам даром, но вы мне заплатите по рублю за каждую нашитую на нем  пуговицу, потому что эти пуговицы хотя тоже не светят и не греют, но они могут блестеть и это всем очень нравится.
МАЛЬЧИК: Прекрасно, — я даю вам по рублю за каждую вашу пуговицу. Снимайте скорей ваш жилет.
НЕЗНАКОМЕЦ: Нет, прежде извольте отсчитать деньги.

Опускает руку в карман, достает один раз рубль, отдает незнакомцу. Опускает руку снова. Много шарит рукой, ищет во всех карманах, но не находит рубля.


МАЛЬЧИК: (уже в отчаянии) Карман мой пуст… Мой неразменный рубль пропал… он пропал… он исчез… как его не было...

Толпа неистово холодно смеется, мальчик плачет.

Сцена 6

Спальня, утро, рождественское убранство. Бабушка в кружевном чепце у кровати мальчика. В ее руке обычный рубль. Кошка сидит на окне.

МАЛЬЧИК: (вскакивает в слезах) Это сон! Бабуля, мне такое приснилось! Ты подарила мне неразменный рубль, а я купил угощения бедному мальчику и серьги для няни, а еще платья для тебя, даже полушку для Дуняши. А потом я захотел, чтобы все меня считали самым добрым и самым щедрым, но пришел дядя в жилете поверх тулупа, а на жилете сияли пуговицы, вы все ходили за ним, глядя так, словно это он самый добрый и щедрый! Я подумал, что всё это из-за злополучного жилета и потратил неразменный рубль на блестящую пуговицу!
БАБУШКА: Что же,  сон твой хорош, особенно если ты захочешь понять его, как следует. Ты начал уже хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя глядели и тебя хвалили. Ты захотел иметь ни на что ненужные стеклышки, и — рубль твой растаял. Этому и следовало быть, и я за тебя очень рада, что ты получил такой урок во сне. Я очень бы желала, чтобы этот рождественский сон у тебя остался в памяти. А теперь поедем в церковь и после обедни купим все то, что ты покупал для бедных людей в твоем сновидении.
МАЛЬЧИК: Кроме одного!
БАБУШКА: Ну, конечно, я знаю, что ты уже не купишь жилета с блестящими пуговицами.
МАЛЬЧИК: Я не куплю также и лакомств, которые я покупал во сне для самого себя.
БАБУШКА: Я не вижу нужды, чтобы ты лишил себя этого маленького удовольствия, но… если ты желаешь за это получить гораздо большее счастие, то… я тебя понимаю.

Уходят.
Сцена 7

КОШКА: В баснях и сказках часто бывает сокрыт особый затаенный смысл. Неразменный рубль - это талант, дается человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутие… Неразменный рубль — это есть сила, которая может служить истине и добру, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастия своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив — чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче. Человек в жилетке сверху теплого полушубка — есть суета, потому что жилет сверху полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум.
Что ж, мне пора. Пойду присмотрю за Миколашкой.
(уходя, остановившись)
Надеюсь, у вас тоже есть кошка, которая присмотрит за вами.


Кошка уходит.
ЗТМ.
КОНЕЦ