Шарден на ночь

Наталья Банецкая
    Мы сидим на расстоянии друг от друга в триста пятьдесят километров. Ночь, три часа. Оба сидим перед мониторами и обсуждаем книгу Пьера Тейяра де Шардена *),члена ордена иезуитов и священника. А чем еще заняться темной ночью?
Мой друг, говорит мне, что люди эволюционировали из более простых форм жизни в течение миллиардов лет.
-Материя на каком-то этапе развития смогла ощутить тепло, свет, звуковые волны. А потом, и это главное, о чем я говорю, материя смогла ощутить саму себя. Это главное.
- Нет никакой эволюции. Мы никоим образом не могли произойти от обезьяны, это все генетики признали, -парирую я, - нужна мутация гена, а она не всегда прогресс, чаще это деградация.
-Человек на вершине пирамиды, - не унимается мой друг.
      Тихо потрескивает камин за спиной моего друга. На столе остаток ужина и чашка чая. В самый разгар нашего спора в экран монитора влезает наглая  морда приблудного кота. Вислоухий шотландец, между прочим, хотя и беспаспортный.
- Что тебе надо? -раздражается мой друг на кота, - иди погуляй, на вот тебе, - и мой друг бросает коту на пол солидный шмат сала.
Мне смешно.
- Ты учился десять лет в школе, пять в институте, потом всю жизнь сопрягал свои знания с практикой, зарабатывая на кусок сала. И вот приходит трехлетнее существо. Он не нуждается в жилье в самые трескучие морозы, он всегда найдет себе пропитание в отличие от тебя. Мыши на даче дело привычное. Он трется о твои ноги, мурлычет. И ты отдаешь ему последний кус сала. Так кто из вас вершина пирамиды?
-Это да! -смеется друг.
- Ты можешь комфортно жить в температурах 23-26 градусов по Цельсию. Ниже мерзнешь, выше потеешь. Ты слышишь звук  только в определенных пределах.  Видишь в узких пределах световых волн, и в отличие от кота не можешь видеть в темноте. А  птицы и пчелы, к примеру, видят ультрафиолетовое излучение. Собаки, лисы , волки и земноводные чувствуют в отличие от тебя инфракрасное излучение. Если существует эволюция от простого к сложному, ты должен был обладать более развитыми способностями чем все эти животные.
- Почему? Я тоже чувствую тепло от камина.
- За сотни метров? Нет. А запах, ты чувствуешь запах  за сотни метров?  Так кто же вершина цивилизации?  А почему ты уверен, что рядом с тобой или со мной никого нет в той части спектра, который ты не ловишь? Ты видящий, слышащий. чувствующий в очень ограниченных рамках, это ты вершина цивилизации? А может деградант?
 -Велика степень нашего непонимания, -больше аргументов у моего друга нет,- ну хорошо, скажи тогда, как возникла жизнь на земле.
- Она не возникала , она привнесена из космоса.
- То есть богами?- на лице моего друга ехидная улыбка.
- Нет, все гораздо прозаичнее. Семена растений выдерживают температуры абсолютного ноля длительное время, почему бы не предположить,что какой-то кусок грязи или льда рухнул на землю, принес сюда семена и они взошли приблагоприятных условиях?
- Ну хорошо,а животные?
- Есть , например, тихоходка, она маленькая, всего 1,5 мм. Но она выдерживает условия открытого космоса и может преодолеть космическое пространство.
- А разум? как быть с этим.
- А разум, это всего лишь вирус, проникший из космоса и заразивший организмы и заставивший их мутировать.И не факт, что миллионы лет назад в эпоху первой и второй рассы описанной в древних книгах, разумные существа хоть как-то напоминали человека. Может они были змеями или динозаврами.
  Тут мне эта мысль самой показалась совсем уж парадоксальной и я перевела наш разговор на другую тему.

*Тейяр де Шарден. Феномен человека/ Пер. с фр. Садовского H. А. М., 1965