26. Февраль 1370 года, Винрих фон Книпроде

Вадим Кириленко
В начале месяца к великому магистру Тевтонского Ордена примчался маршал Хеннинг Шиндекопф и известил:

-Проверяя слухи о бесчинствах литовцев в окрестностях Истербурга, я со своими людьми наткнулся на вражеский отряд и разбил его второго числа. Из допроса уцелевших мы узнали, что они являлись лишь авангардом. Армия литовцев разделена на две части. Та, что идёт со стороны Истенбурга, управляется дуксом Кейстутом. Другая, под предводительством Ольгерда, выступила со стороны Жмуди. Она должна пройти по замёрзшему заливу куршей и вторгнуться в наши пределы с севера. Армии предполагают объединиться, видимо, у Кёнигсберга, который является их конечной целью.

Магистр Винрих фон Книпроде приказал немедля собирать братьев по Ордену. Он объявился вместе с ними в Кёнигсберге довольно скоро. Там уже вовсю шла мобилизация ополчения, состоящее из жителей города и окрестностей. По сообщениям разведки Ольгерд обрушился на находящийся севернее замок Рудау, а Кейстут уже оставил Истербург и шёл к Кёнигсбергу, но на полпути неожиданно свернул к Рудау.

-Он хочет объединиться с замешкавшимся Ольгердом! - догадался Книпроде. - Мы должны нагнать его и вступить в схватку!

Однако, как не спешили его подопечные, план реализовать не удалось. Кейстут добрался до Ольгерда. Теперь друг против друга стояли две большие армии и кровопролитной битвы между ними было не избежать. На одну ночь её отсрочили только упавшие на землю сумерки.

Бой начался с приходом следующего дня. Возглавить наступление магистр доверил маршалу Шиндекопфу. Наблюдая с холма за общим ходом сражения, Книпроде видел, как ударный клин тяжёлой кавалерии пытается разрубить литовскую массу надвое. Задуманное осуществилось лишь к полудню. Чуть погодя меньшая часть вражеского войска дрогнула и побежала, не выдержав количественного преимущества прусского ополчения. Казалось бы, дело почти сделано, кавалерия ринулась вперёд. Но тут произошёл обратный перелом. Вторая часть литовского войска вдруг опрокинула лихую атаку, после чего бросились врассыпную уже прусско-тевтонские полки.

Приходилось признать поражение. Магистр со штабом тоже покинули поле битвы, избегая окружения и плена. Правда преследование почему-то быстро прекратилось. Арьергард сообщил, что враг занялся брошенным на произвол судьбы обозом. Также магистру доложили о серьёзном ранении маршала Шиндекопфа, которое и спровоцировало паническое бегство.

Перво-наперво Книпроде разослал людей собирать отряды. К Кёнигсбергу нужно было уходить организованно. Однако когда армейские части снова соединились у нового места ставки, Книпроде понял: они готовы возобновить борьбу! И магистр повёл их на противника.

Положение оказалось самым благоприятным. Литовское войско не чаяло продолжения. Оно уходило обратно, отягощённое богатой добычей и сильно растянувшись. Нападение стало пренеприятным сюрпризом для них. А для Ордена оно превратило поражение в победу. Правда истребить литовцев не удалось, их спас лес. После нескольких попыток выбить ольгердовых и кейстутовых воинов в чистое поле, Книпроде махнул рукой и дал неприятелю убраться восвояси.

Литовцев полегло много, но и Орден понёс крупные потери: смертельно ранили Хеннинга Шиндекопфа, были убиты три комтура, погибло 20 братьев по Ордену, 3 иноземных рыцаря и около трёхсот простых воинов, не говоря о потерянном обозе...