Двенадцать

Валентин Ирхин
(ответ на экзамене по русской литературе в семинарии, закончившийся вызовом к ректору и отчислением)

1. Разумеется, всякий поэт – прежде всего пророк, поэтому мы не будем касаться исторического контекста и жизненных обстоятельств А. Блока. Наша поэма, полученная путем откровения, как и другие его стихи, освещает в первую голову не реалии мирской истории в отдельно взятой стране, а космическую мистерию земной и небесной церкви, пути дольней и горней Софии-Премудрости, являющейся под разными именами.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Соберем же внимание и оставим излишнюю робость, прикасаясь к Ее высоким истинам. Скажем немногое, понятое нами, и о заблуждавших героях повествования – незадачливых спутниках Софии. Официальные критики не желают признать очевидного. Они стыдливо отказывают данной разбойничьей компании в апостольском звании, хотя это они самые и есть – неуклюжие слуги Закона, вращающие Зодиак, приукрасить их образы никак не получится. Мы будем говорить правду, ведь не постеснялся написать о Двенадцати апостол Павел, также получивший о них личное откровение:

Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: хотя я и невежда в слове, но не в познании… Ибо таковые – лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

Мы, будучи бедными духом, постараемся избегать своих слов, сознавая их слабость и неточность, но обратимся к богооткровенным текстам, чье слово чисто. Потерянные и поруганные евангелия вторят павловым речам:

Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.

2. Однако главные в поэме не эти малые дети. Ключ к ней подобрать нетрудно – в центре стоят образы Вечной Женственности, разные Ее ипостаси, высокие и низкие, которые претерпевают взаимные отражения, Ее неведомые и извилистые  пути-дороги.

Вон барыня в каракуле
    К другой подвернулась:
— Ужь мы плакали, плакали...
    Поскользнулась
И — бац — растянулась!
    Ай, ай!
    Тяни, подымай!

Иисус сказал: Царствие (Отца) подобно Женщине, которая несет сосуд, полный муки, и идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала (об этом), она не поняла, как действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю и нашла его пустым.

Мистерия Софии-Марии – падение и последующее спасение, возвращение в дом Отца, в Чертог брачный  – проходит через все миры, причем на наших глазах, которые, однако, слепы. И наша помощь Ей, стремление облегчить страдание – часто не в ту степь, да мы и себе помочь не можем…

— А Ванька с Катькой в кабаке…
— У ей керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат…
— Был Ванька наш, а стал солдат!

Вот так Ванька — он плечист!
Вот так Ванька — он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает…
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом…

Оставим пока в стороне образ Иоанна – любимого ученика, самого мистического апостола, вкусившего мудрости через причастие, возлежавшего у груди Иисуса во время тайной вечери. Этот образ двоится, будучи тесно связан и с Ним, и с Марией-Софией (Христос соединен с Ней ипостасным единством). А также с лучшим и любимым учеником Иудой, уходящим в странствие во тьму внешнюю, который является еще одной женской ипостасью (напомним о его поцелуе). Впрочем, догматическая теология – сейчас не наша тема.

3. И спутница [ - это Мария] Магдалина.  Господь любил Марию более всех учеников, и Он часто лобзал ее уста. Остальные ученики, видя Его любящим Марию, сказали Ему: Почему Ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил им, Он сказал. им: Почему не люблю Я вас, как ее?! Слепой и тот, кто видит, когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий увидит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме.

Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Премудрость-София дает все, а требует лишь одного – любви, но не получает ее. Что ж, Она становится Блудницей, уходит с проповедью в другие народы и миры, к язычникам, - вместе со своим Супругом.

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила —
С солдатьем теперь пошла?
Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

И стала Огола блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к соседям своим,  к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначальникам и градоправителям, ко всем красивым юношам, всадникам, ездящим на конях;  и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась; не переставала блудить и с Египтянами... 

Святитель Димитрий Ростовский писал в Ее Житии, апеллируя в своем неверии даже к враждебным иудеям:

Если бы Магдалина была той самой блудницей, то что сказали бы ненавидящие Христа иудеи, ищущие любого повода для его хуления и осуждения, видя, что явная грешница долгое время ходит вслед Христа и Его учеников? Если уж ученики Христовы, увидев однажды, что Господь беседует с самарянкой, удивились тому, что Он разговаривает с женщиной, то тем более враги не стали бы молчать, если бы видели явную грешницу постоянно за Ним следующую и Ему служащую.

4. Помогла ли священникам их страусиная позиция? Нет, у них у всех, вслед за первоапостолом Петром – колебания за колебанием, отречение за отречением, неправда за неправдой, а в результате – полное неведение.

— Ох, пурга какая, спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?

Спасителем основано таинство Причастия, распространившееся по земным рукотворным храмам, но оно потеряло свой внутренний смысл и стало оправданием для кровавых деяний.

Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…

Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

Павел упорно пытается вернуть все семь иоанновых церквей, означающих этапы земного пути, на единый путь истинный:

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

София – Царица чистоты. Вонмем ли голосу Премудрости? Нет, не таков ответ земной апостольской церкви. Она лишает себя источника вечной жизни, превращая себя в павшую из небесного дворца и погибающую Иезавель.

А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!

5. Как бы то ни было, духовных сокровищ Софии, этой Мировой Души, не отнять никому, - даже когда Она приносит себя в жертву ради земного служения. Претерпевая смерти и воскресения, Она достигнет свое цели.

Это семь господств гнева. Они вопрошают душу;"Откуда идешь ты, убивающая людей?" или: "Куда направляешься ты, поглощающая пространства?" Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. В мире я была разрешена  от мира и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании". Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.
Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли".
Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: "Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?"
Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?"

Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни.
Иисус сказал: Смотрите, Я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное.

Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас ".

А Павлу остается только продолжать свою обвинительную речь:
Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому.

6. Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

Нашим заигравшимся героям мало материального мира, они – провозвестники атеистической цивилизации – покушаются на трансцендентное, вступают в борьбу с невидимым Богом:

…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Их винтовочки стальные
На незримого врага…

Мало того, в пьяном угаре они поднимают руку и на своего Учителя, забыв, что им до него далеко, земное и небесное несоизмеримы.

— Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
— Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
…Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Как сказал в другом месте сам Петр, пес возвращается на свою блевотину, вымытая свинья идет валяться в грязи – в нижний мир, вышние жемчуга ей не достанутся. Помогут ли увещевания?

Глядишь с нездешней высоты
На пламенеющие тени
Земных молитв и поклонений
Тебе — царица чистоты.

Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как Он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель.