Самарканд когда дороги станут безопасными?

Анастасия Павленко
Несколько дней назад самаркандский сегмент социальных сетей просто разрывался от негодующих комментариев по поводу двух страшных ДТП. В обоих случаях водителями была превышена допустимая скорость движения: в первом погибла сбитая на пешеходном переходе женщина, во втором – лишились жизни четверо пассажиров и водитель. Самаркандцев справедливо волновал вопрос: когда дороги станут безопасными?

Печальные цифры


Статистика дорожно-транспортных происшествий не особо радует: с ростом благосостояния населения, покупающего автомобили, растет количество ДТП, нередко со смертельным исходом. В течение прошлого года в Узбекистане количество ДТП выросло до 10 001, жертвами которых стали 2 426 человек, а 9 230 человек получили различные травмы. Больше всего ДТП отмечено в Фергане – 1 469, Ташкенте – 1 336 и Самарканде – 1 129.

По данным управления безопасности дорожного движения УВД области, за шесть месяцев этого года произошло 372 аварии. Наиболее частыми причинами дорожно-транспортных происшествий по вине водителей являются: превышение скорости (118 случаев), выезд на встречную полосу (56) и несоблюдение дистанции (52). 39 аварий случились из-за перехода пешеходами проезжей части в неположенном месте.

В результате 72 дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных в июне текущего года, погибли 30 человек, 87 получили ранения. 25 дорожно-транспортных происшествий совершены водителями в возрасте до 30 лет...

Улицы для машин…

Вместе с членами инициативной общественной группы «Сохраним Самарканд» мы проехались по нескольким улицам нашего города. Безусловно, подготовка к саммиту ШОС сыграла положительную роль в дорожной инфраструктуре. Новое асфальтовое покрытие центральных улиц, новые мосты и эстакады, установка ночного освещения, благоустройство – обо всем этом и многом другом не раз писалось на страницах «СВ». Казалось бы, это должно свести на нет наличие пробок, снизить количество автоаварий, повысить безопасность дорожного движения. Но, к сожалению, проблемы не решились.


По-прежнему пробки на перекрестке улиц Дагбитская и Рудаки. Здесь часто не работают светофоры, а трафик машин зашкаливает. Ситуацию провоцирует организация стихийных парковок на Дагбитской возле банка, торговых точек, медицинского и учебного центров. Выстроенные на обочине машины сужают проезжую часть и, тем самым, пропускную способность улицы. Между прочим, отсутствие парковок возле социально важных объектов стало практически визитной карточкой города, и это упрек в адрес градостроителей и администрации Самарканда: как принимаются в эксплуатацию торговые центры, рестораны, банки и прочее без обязательной - по строительным нормам и правилам - автостоянки?

Благоустроенный скверик на конечной остановке трамвайного маршрута №2 на улице Шахи-зинда радует глаз, но совсем не вдохновляет вид перебегающих через дорогу под мостом людей. Интересно, знак пешеходного перехода установлен, а самого перехода нет. Нет и светофора. Место же очень насыщенно пешеходами, как-никак, здесь: торговый центр «Шодиена», наверху Сиабский базар, транспортный узел.

Увеличенная до восьми полос улица Ибн Сины за счет вырубки высоченных чинар, возможно, помогает автовладельцам, но никак не пешеходам. Расположенные далеко друг от друга пешеходные переходы вынуждают людей переходить магистраль в неположенном месте. На наших глазах группа учащихся после занятий в медицинском лицее перебежала дорогу, подвергая опасности и себя, и водителей. Можно, конечно, поругать этих ребят, однако город должен быть удобен, в первую очередь, для пешеходов, а не машин – так принято во всем мире, но пока не у нас.

Таких опасных улиц, которые далеки от критерия «безопасности» для пешеходов, в Самарканде немало. Например, улица Гагарина в районе школы №7. Именно здесь в очередной раз на нерегулируемом пешеходном переходе была насмерть сбита женщина. А ведь еще в прошлом году специалисты компании SIMETRA, которая выполняла Транспортный мастер-план Самаркандской агломерации до 2030 г., обратили внимание ответственных лиц города на этот и многие другие участки, предложив решение проблемы, включая ограничение скорости до 40 км в час на ряде улиц…

Что делать?

В группе «Новости Самарканда» социальной сети «Фэйсбук» проведен опрос жителей города о том, согласны ли они, чтобы в нашем городе ограничить скорость автотранспорта, как это решили сделать на сессиях кенгашей народных депутатов в Ташкенте и Андижане.

В опросе проголосовали 817 человек, написано порядка 70 комментариев-мнений, лишний раз показывая, что данная тема очень волнует самаркандцев, которые устали от постоянной нестабильной ситуации на дорогах.


60 процентов - 496 человек - проголосовали за ограничение скорости до 50 км в час, посчитав, что эта мера, как показывает опыт в больших городах зарубежья, снизит риски смертельных ДТП в разы.

15 процентов (116 чел.) согласились с мнением о том, что необходимо ограничить въезд в город таксиситов-бомбил из ближайших районов, как это было сделано во время саммита ШОС. Как отмечают голосовавшие, именно низкая правовая культура и безответственность данных автовладельцев, которые пытаются заработать, нарушая ПДД, нередко являются причиной аварийных ситуаций и пробок.

11 процентов участников опроса выразили твердую убежденность в необходимости надземных и подземных переходов на особо опасных перекрестках Самарканда.

Кроме того, на сессии следует рассмотреть вопрос об организации островков безопасности для пешеходов на широких улицах, размещения видеокамер (не муляжей, а настоящих) на участках с интенсивным трафиком, установки управляемых светофоров для пешеходов.

Если эти и другие предложения каким-либо образом не будут услышаны народными избранниками, предлагалось написать петицию для размещения на сайте https://meningfikrim.uz. Благо есть сегодня такая возможность для донесения мнения народа до органов власти, и это действенный механизм.

Что делается?

Отдельные предложения самаркандцев, в принципе, недалеки от того, что было предложено упомянутой компанией «Симетра», а также в разработанной «Дорожной карте», утвержденной премьер-министром 31 марта 2022 года. Однако соответствующие практические меры областным управлением автомобильных дорог пока не определены. Что мешает этому процессу, - неизвестно.

Со своей стороны, как отмечает начальник управления безопасности дорожного движения УВД области Ш. Бойхурозов, за истекшие 6 месяцев на автомобильных дорогах области установлено 1084 недостающих дорожных знака, 287 указательных столбов, 1420 квадратных метров защитных ограждений 1-го класса и светофоров на 19 точках, заменено 1212 устаревших дорожных знаков.

«Для обеспечения свободного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов до конца текущего года в городе Самарканде на цифровую систему управления переведут 54 светофора, остальные 96 светофоров будут переведены на «цифру» в 2023 году. Для этого разработана целая программа по установке управляемых (кнопочных) светофоров на 38 густонаселенных пешеходных переходах городов и районов. Согласно программе, светофоры, управляемые пешеходами, в этом году установят в 18 местах» - пишет Ш. Бойхурозов.

Кстати, об управляемых светофорах. Два из них сегодня стоят прямо напротив здания областного управления внутренних дел у пешеходного перехода. Движение транспорта, как и пешеходов, здесь активное. Казалось бы, управляемый светофор очень даже к месту. Но увы, во время моего перехода кнопки никак не реагировали на нажатие. Пришлось ждать, когда сработает программа и переключит нужный нам свет…

В заключение хотелось бы отметить, что проблему обеспечения безопасности дорожного движения сложно решить исключительно за счет увеличения светофоров или сотрудников ГИБДД на дорогах, ограничением скорости (хотя это существенно отразится на жизни пострадавших от ДТП) или строительством надземных/подземных переходов. Сложно ее решить и без развития общественного транспорта, который в Самарканде в плачевном состоянии. Данная проблема комплексная и напрямую связана с городским планированием, а оно невозможно без совместной работы с общественностью. Только так – открыто, в рамках законодательства страны – можно сделать город безопасным для его жителей.