Беда в Иркутске. О катастрофе СУ-30

Валерий Слюньков
Заранее извиняясь перед теми, кто обвинит меня во влаз в не свои дела, рискну чуть о своём видении причины гибели экипажа СУ-30 в Иркутске. Есть авторитетное мнение, что лётчики перед катастрофой были в бессознательном состоянии, подтверждённое экипажем сопровождающего самолёта, видевшими, что пилоты сидели недвижимо с опущенными головами. К тому же, на постоянные запросы РП(руководителя полётами) они не отвечали. Одна из предполагаемых причин - отказ или неисправность кислородного оборудования самолёта.

В любых машинах эти системы индивидуальны, т.е. на каждого лётчика отдельные баллоны, трубки, приборы-смесители, указатели запаса и пр. . Объединяет их только одно - зарядные системы. На аэродромах это автомобильные кислородные зарядные станции, в моё время АКЗС-75 на базе ЗИЛ-131, сейчас чуть другие аббревиатуры, суть та же - из своих баллонов перекачать в баллоны самолёта кислород. Заправка самой станции осуществляется проверенным кислородом. То есть как-то зарядить конкретный самолёт "плохим кислородом" невозможно, и нормальность кислорода, уверен, проверена и там всё в порядке.

Тогда что же могло произойти? А вот здесь оговорюсь: рассуждения из опыта моего многолетнего стажа в профессии, т.е. опыта прошлых лет. Но зная неизменность многих законов авиации, думаю, что мои рассуждения своевременны.

Итак, самолёт только что выведен из ангара, отработан на КИС и на ЛИС (контрольная, лётно-испытательная станции), проведены все виды подготовок. Но... первую заправку, опрессовку кислородной системы в ангаре производят... азотом, из-за опасений взрыва-пожара при утечке кислорода. Это новшество где-то с начала восьмидесятых, ничем не обоснованное, но кому-то нужное, думаю, для самоутверждения. И они склонны как-то засветить свою деятельность, порой вот так - изобретением ненужных, порой, опасных новшеств, как вот эта замена кислорода на азот, хотя не слышал о происшествиях при опрессовке кислородом. Приняли, но не оговорили кто, когда должны убирать азот из системы, как положено в авиации - технологическую карту,  ответственных исполнителей.

Итак, с такой зарядкой машина выходит на КИС, там на эту систему обратят только проверяя на герметичность. А вот на ЛИС, техник по АО (авиационному оборудованию)  "стравливает" азот, и под его контролем оператор АКЗС заправит машину кислородом до давления, соответствующего температуре воздуха.

Что могло, хотя и не должно было, произойти. Воскресный день, кого-то, не очень нужного, а им мог оказаться как раз тот техник по АО, могло и не быть на выпуске. Техник самолёта, убедившись, что манометры кислорода показывают полную заправку, убедившись в исправности всех прочих систем, подписал контрольный лист. А экипажу и в голову не придёт, что в кислородной системе, по какой-то причине, мог остаться азот, заправленный в ангаре. По паре раз вдохнув, убедившись что газ поступает, они никак не могут заметить неладное. А дальше...

Всем известно в авиации внимание к здоровью лётного состава.
Малейшее подозрение и... спишут. Поэтому, почувствовав непонятное недомогание, пилот, думаю, не стал говорить об этом напарнику; мол, "сейчас это пройдёт, а товарищ пока один справиться", не зная, что тот в таком же состоянии. Сказать что-то в полёте "промеж себя" нельзя, лаборант СОК (систем объективного контроля) в таких полётах предъявляет записи переговоров экипажа вышестоящим начальникам.

Домыслы? Да. Стороннего? Нет. Много лет техник лётно-испытательной станции именно по АО, и кроме того, в нагрузку - оператор АКСЗ. Т.е. именно моя обязанность (кстати, нигде не оговоренная, просто сложившееся) была убрать азот и заправить машину кислородом. И если "прощёлкаю", забуду, упущу это дело по какой-то причине, то не знаю, заметил бы кто-то, не уверен, потому что на ЛИС у всех своих забот...

Могло подобное произойти в данном, скорбном и горьком, случае? Увы, думаю, могло. Новые машины сделают, и они, дай Бог, будут много и хорошо летать. И пишу не для комиссии и пр., а просто, чтобы ещё раз нам всем задуматься о внимательности, строгом выполнении своих обязанностей, ненужности улучшать то, что много лет оправдывало себя, особенно на таких работах. Не знаю, сделают ли выводы ав.технические начальники, но, по моему, запрет на закачку азота в кислородные системы  летательных аппаратов - перезрел.

Безмерно жаль людей, много лет делавшим свою непростую работу.Вечная память погибшим пилотам. Сердечное сочувствие их родным и близким.