Кобылица- Венера

Елена Шувалова
   Все художники рисуют Кобылицу неправильно: они рисуют ей золотыми и гриву, и хвост. Каюсь, я и сама в одной из статей оговорилась, сказав, что и то, и другое у нашей Кобылицы подобно золоту... Между тем, в сказке у неё названа золотой только грива ("грива в землю, золотая",.."), тогда как про хвост, что он из золота, или подобен золоту, не сказано, он только волнистый. А что может быть волнистым? Море! А кто у нас вышел из моря, родился в море? Афродита! Или, в римской мифологии, - Венера!


Известно, что волосы этой богини всегда изображались золотыми! Почему только грива завитая именно "в мелки кольца"? Пока не знаю...

Правда, миф о Деметре в образе Кобылы существует, а вот богиню любви в образе лошади мифы нам не предоставляют. Тем не менее, лошадь и Венера связаны через знак Венеры - анкх, - иначе именуемый "зеркало Венеры".


Дело в том, что этот знак ставили на конюшнях, в которых содержатся жеребые кобылы. *

*"Тот же знак, иногда называемый Зеркалом Венеры, потому что он был символом размножения, употреблялся для обозначения задних помещений ценных жеребых кобыл, коринфской и других прекрасных лошадиных пород..." // "Елена Блаватская. "Крест и круг".

А наша Кобылица как раз "жеребая", и очень ценной породы, поскольку рождает чудо-коней!

Так что, как ни хочется назвать скачущую по полю Кобылицу Деметрой (Церерой), всё же основной её прообраз Венера (Афродита), богиня любви, богиня поэтов. Нам скажут, что сначала мы объявили её Богородицей. Мы и не отказываемся от этих слов! Но это ещё та Богородица, о которой Пушкин писал:

Ты - мать Амура,

Ты - Богородица моя!..

И почему Иван скачет на ней "задом-наперёд", при этом крепко держась за хвост? С одной стороны, это унизительное наказание прелюбодея, - скачка на кобыле задом-наперёд, - так был наказан, например, молодой Мазепа.
(О. Верне. Мазепа и волки. 1826.)

Но скачка нашего Ивана не похожа на его наказание, скорее, это - наказание Кобылицы, а его - торжество.

Поскольку хвост у Кобылицы не золотой, а обыкновенный, хоть и волнистый (то есть, имеющий связь с морем), то хвост не является божественной частью Кобылицы (связанной с Солнцем). Тем не менее, Иван за него "крепко держится", и поэтому выигрывает в этой скачке, подчиняя себе в конце концов волшебную Кобылицу.

В одной из новелл "Декамерона", хвостом обозван ни много, ни мало, - Рим:

"В Риме, теперь хвосте, когда-то главе всего света,..."**

**Д. Боккаччо "Декамерон." Новелла третья.

Тогда, возможно, и хвостом в сказке названа западноевропейская, зародившаяся в Риме, литература? А вся Кобылица - это Новая литература, Русская?.. Которую первый поэт России осваивал наоборот - с Запада на Восток, - крепко держась при этом за римский хвост?..