Россыпи памяти - 4. Мои Покровские ворота

Виталий Уйманов
Я не раз обращался в прозе к моим московским воспоминаниям, бытовым зарисовкам разных лет ("Россыпи памяти" 1, 2, 3). Не без колебаний, решил продолжить этот цикл несколькими занятными, на мой взгляд, эпизодами.

Давно, в юности, часто посещал ЦПКиО им. Горького. Путь от метро пролегал через подвесной Крымский мост. Он был и остаётся одной из визитных карточек Москвы. В его силуэте одновременно сочетаются лёгкость, при взгляде со стороны, и мощь, при виде вблизи удерживающих его циклопических цепей, опирающихся на 4 высокие пилона. Эти цепи, аналог велосипедным, представляют собой последовательно, шарнирно соединённые, мощные и широкие звенья. Чаще висячие мосты подвешивают на тросах, но у них есть "недостаток". Поясню. Однажды, по пути в Парк, я заметил небольшое скопление народа у закреплённого основания ближней ко мне цепи. Когда перевёл взгляд вверх, увидел взобравшегося по ней на большую высоту человека. Наверное, сделать это ему было бы труднее, будь мост подвешен на тросах. А тут представилась такая возможность - взобраться вверх по широкой "дорожке" и выставить напоказ свою удаль! Он был пьян, испуган и, по всей видимости, боялся спуститься вниз с головокружительной высоты. Немного постояв, я продолжил свой путь. Уже под вечер, возвращаясь домой, я увидел завершение этой трагикомедии. Толпа зевак многократно увеличилась. Стояли милицейская и пожарная машины. Не знаю, как бедолагу спускали вниз с самого верха, но, когда в сопровождении пожарных он приблизился к началу пути, то, очевидно, протрезвев, резво спрыгнул на асфальт и растворился в толпе. Вспоминая этот случай, каждый раз задумываюсь: "До чего же, иногда, замечательно глупо бывает устроен русский человек!" (нет, я не отделяю себя от "народа").

Если пойти через Крымский мост дальше, выходишь на Октябрьскую площадь и ул. Дмитрова (теперь Большая Якиманка). Здесь раньше располагался огромный художественный салон: живопись, графика, раздел декоративно-прикладного искусства и т.п. Я любил посещать его. В разные годы  приобрёл там бюстик Пушкина на каменном постаменте, то пару бронзовых статуэток. Однажды упустил возможность купить эскиз театрального костюма Бакста (жалею, но я тогда не знал его настоящей цены), в другой раз приобрёл симпатичный пейзаж маслом у "холодного художника". А однажды был свидетелем такой сцены. Посол США (настоящий! - кажется, Мэтлок) - небольшого роста, просто одетый, с доброжелательным лицом (он часто мелькал на экране ТВ) рассматривал декоративные изделия из стекла и попросил показать ему хрустальный сосуд, поверхность которого была покрыта подобием крупных цветных капель (кстати, "так себе"). Он взял его в руки и неожиданно хрустальная полированная пробка, выскользнув, упала на пол и разбилась... Нужно было видеть его растерянное лицо. Он оплатил вещь и продавщица со спокойным, безучастным лицом завернула и передала ему эту вынужденную и ненужную покупку. Мне было по-человечески жалко Американского Посла, хотя для него это...
В другой раз, по пути в салон на углу, у кафе "Шоколадница", повстречался с композитором и исполнителем песен Юрием Антоновым, который шёл с приятелем, приветливо улыбаясь прохожим. Поразило его лицо - полное, "старушечье", испещрённое мелкими морщинами.

Наверное, со временем вспомнятся и другие эпизоды, но вот недавно я опять испытал бурю эмоций, посмотрев, в который раз, по  первому  каналу ТВ фильм "Покровские ворота".
Я жил совсем рядом с Покровкой, Покровскими воротами, Чистыми прудами и сетью прилегающих переулков. Тут прошли детство и юность, знаком каждый закоулок. Вот финальная сцена фильма, когда героев увозят на мотоцикле и у них отцепляется коляска - это Лялин переулок, здесь жила девушка, которой был увлечён... А до этого сцена с переодеванием в больничном саду. Этот небольшой сад с гротом, удивительными чугунными скульптурами, беседкой-ротондой, примыкает со двора к старинной усадьбе Усачёвых-Найдёновых (арх. Д.Жилярди), что на Земляном валу. Он мало кому известен, даже из москвичей. Я случайно обнаружил его недалеко от того места, где тогда работал - в нём  мы часто назначали встречи (поздняя любовь). Оказывается, это "Верхний Сыромятнический сквер".
Помните в фильме каток на "Чистых прудах"? Там встречаются герои фильма. Нет, на каток мы ездили в Измайлово, Сокольники, Парк Горького. Зато летом я любил кататься здесь на лодках. Напротив пруда, в "военном" доме №12, жили многие мои школьные приятели. Как-то мы собрались компанией у одного из них, пили вино, показалось мало. Решили пойти в магазин на Покровке, но сделали это не обычным способом, через дверь, а решили выпрыгнуть на улицу в окно со второго этажа и спрыгнули (у меня в руках, "для шика", был стек). Всё обошлось  и, слава богу, что эта "русская дурь" не вошла у меня в привычку.

Вся атмосфера фильма пронизана тонким юмором и ностальгией, неизгладимой памятью о тех местах и по тому времени. Вот мотоциклист ("сквозной" персонаж фильма) промчался мимо Ивановского женского монастыря, а я по Старосадскому переулку мимо него пробегал каждое утро, пять лет подряд по дороге в институт. В скверике напротив недавно установлен памятник Мандельштаму.
С этим монастырём связана ещё одна небольшая история. В больнице, по случаю, познакомился с соседом по палате, священником отцом, кажется, Григорием (не помню точно). Лет 45, энергичный, всегда оптимистично настроенный, он поступил с воспалением лёгких. Мы подружились. Раньше, по его рассказам, он был инженером-судостроителем в Николаеве, потом служил батюшкой где-то в тюремной церкви, а теперь проводит по воскресеньям службу в этом самом женском монастыре. Его ежедневно поочерёдно навещали две бойкие монахини. Они приносили в большом термосе куриный бульон и, сидя у него на кровати, вели  настолько  задушевные беседы, что когда навестить его пришла "матушка" (тихая, скромная, полная, благообразная женщина), он кинул через плечо: "Ничего, пусть подождёт". При прощании он мне сказал шутливым тоном: "Эх, Виталий, приходи ко мне, отведём тебе отдельную келью, приставим двух монахинь! Ха-ха!" Мне было интересно познакомиться через него с бытовой стороной монастырской жизни.
Возвращаюсь к фильму. Там есть микро-эпизод (уже не помню, с чем он связан), где в массовке промелькнул мальчик в курточке с круглой эмблемой на рукаве. А ведь это имеет отношение ко мне! - у меня Авторское свидетельство СССР на изобретение, касающееся устройства для выполнения кольцевых строчек, которое нашло практическое применение (вот я себя и "увековечил" в этом фильме!).
Понимаю, что мои заметки имеют сугубо личный характер и мало кому могут быт интересны из посторонних.

30.09.17. Фото "Покровка",  Александр Сенин (Инт.)

Комментарий к фото.
Это вид ул. Покровка в сторону Кремля, до которого отсюда, примерно, километр. Покровские Ворота у нас за спиной. На фото справа бирюзовое здание в стиле барокко - дом Пётра Александровича Румянцева-Задунайского, графа, генерал-фельдмаршала, теперь посольство Белоруссии. К нему примыкает небольшой флигель того же цвета - раньше 46 отделение милиции, в которое однажды попал за детские шалости (дружок разбил мячом стекло, а "взяли" меня). Кстати, в послевоенные годы в Армянском переулке постоянно дежурил милиционер, кажется дядя Саша. Рябой, невысокого роста, мы часто его дразнили, и он бегал за нами. Его молоденький напарник (наверное, недавно в Москве), спрашивал у нас правда ли, что в доме на лифте поднимают бесплатно.
 Ближе к нам одноэтажное здание с навесом над окнами - бывшая кондитерская (о ней в моём рассказе "Крупицы памяти. Шоколадный батончик"). Между Посольством и кондитерской проходит "мой" Армянский переулок. Ближе к нам, в здании салатного цвета, наша булочная. Недавно была проведена реставрация, расчищена штукатурка, под ней – керамическая плитка 1910-х годов и вывеска "Булочная и кондитерская", об этом был сюжет по ТВ.
На противоположной стороне улицы, там, где столпились люди, наш продовольственный "стеклянный" магазин, прозванный так за большие витринные стёкла. За его углом, где видны деревья, начинается Старосадский переулок, ведущий к Ивановскому монастырю и улице Солянка. А деревья находятся за оградой церкви Космы и Дамиана (на фото не видно), построенной по проекту М. Ф. Казакова в 1791—1793 годах. Церковь красива и необычна: в её композиции сочетаются несколько цилиндрических объёмов.
Я благодарен фотохудожнику, который сумел придать "обычному" городскому перекрёстку необычный вид, схожий с графической работой или, даже, с ярким лубком, и раскрыть скрытую красоту этого, дорогого для меня места.