Древняя слава Готланда

Кирилл Козубский
Остров Готланд. Ядро Готской страны, прародина могучих готов... Вплоть до наших дней сохранил сей остров то же этническое ядро, что и во времена Пифея Морехода. А древний (вероятно, ещё до Пифея сочинённый) миф о первоначальном заселении Готланда уцелел до нынешних дней благодаря средневековой «Готской Саге» (Gutasaga), которая представляет собой послесловие к составленному в 1220-х годах юридическому кодексу «Гуталаг». Вот этот любопытный миф, или обрывок мифа:

«Остров Готланд первым нашел один человек, которого звали Тельвар. В то время Готланд был так заколдован, что днем опускался на дно моря, а по ночам всплывал. Однако, Тельвар впервые привёз на остров огонь, и после этого Остров Готланд никогда не опускался на дно. У Тельвара был сын, которого звали Хавди. А супруга Хавди носила звучное имя, означавшее: «Белая Звезда». Тельвар, Хавди и Белая Звезда были первыми жителями Готланда. И в первую ночь, в которую Хавди с женой спали вместе, Белой Звезде приснился сон: как будто в ее груди сплелись три змеи, и ей показалось, что они выползли оттуда. Она рассказала про этот свой сон мужу. Хавди же истолковал его так:

— Все связано кольцами. Эта земля будет населена, и три сына будет у нас!

Он дал им всем имена еще до их рождения:

— Гути будет Готландом владеть, Грайпер будут звать второго, и Гуннфьяун — третьего...

Затем они разделили Готланд на три тридьунга, так, что Грайпер, самый старший, получил северный тридьунг, Гути — средний и Гуннфьяун — южный. И от этих трех сынов впоследствии, в течение долгого времени, население Готланда настолько размножилось, что страна не могла всех прокормить…» — повествует «Готская Сага».

Следуя мифологическому контексту, ночной остров, ежедневно погружавшийся в морскую пучину, не мог принадлежать никому иному, кроме хозяина этой пучины — мрачного Эгира! «Изобретшего» хитрую ловушку для смельчаков, дерзнувших пуститься в плавание предзакатной порою. Посему нетрудно догадаться, что образ огненосца Тельвара был исполнен для древних готов такого же титанического величия, как образ Прометея для античных греков… Однако ж, «отвоевав» для своих потомков Готланд, Тельвар, даже по языческим понятиям, не имел достаточных сил, чтоб обуздать Эгирову стихию. И тщетно пытаясь задобрить, умилостивить оную, готы посвятили самый величественный храм «священного острова» — тот, который почтил своим присутствием Пифей Массалиот:

«Морскому божеству»

(формулировка Пифея)

«Злобному морскому божеству»

(формулировка Спирит-Пондского рунического камня из штата Мэн)

Жизнь готландских готов издревле и неразрывно связана с морем. А найденные на острове изображения «морского коня» — драккара, высеченные на седых камнях Тангельгарда, Бруа и Стура-Хаммарс, считаются старейшими после знаменитых петроглифов Богуслана.

«Хоть готы были язычниками, они всё же плавали с купеческими товарами во все страны, как в христианские, так и в языческие…» — свидетельствует «Готская Сага».

«Готландцы были первыми мореходами в Прибалтийских странах, первыми купцами.» — писал немецкий историк Рихард Майр…

Археологи и не-археологи доныне откапывают на Готланде клады римских, иранских, византийских, германских, русских, арабских монет, образчики кавказского оружия… Широкая внешняя торговля и мореплавание старого Готланда прямо и косвенно способствовали высокому уровню грамотности населения. Более 2 тысяч лет назад, вскоре после Великого Аланского исхода, готландские готы усвоили созданные на Кавказе аланские руны, причём, в их классическом варианте. Примечательно, что на «корабельной» стеле Стура-Хаммарс имеется резное изображение легендарного Одина, повешенного на священном ясене Иггдразиль. Согласно «Старшей Эдде», обожествлённый вождь, принесённый самим собой в жертву… самому себе, 9 долгих ночей провисел на ясене, постигая смысл «сильнейших и крепчайших рун».

Такова была мифологическая метафора интеллектуальных усилий древнего вождя, после долгих раздумий положившего руническую систему в основу аланской письменности…

В 1903 году, через 5 лет после обретения Кенсингтонского рунического камня, ректор Гамлебюйской народной гимназии Ханс Ханссон, раскапывая гробницу невдалеке от готландского хутора Кюльвер (Kylver), обнаружил плиту, гораздо более древнюю. На одной из её сторон был высечен изначальный, исконный рунический алфавит – так называемый FUTHARK. С той поры филологическое сообщество нарекло старшие или классические руны – Кюльверскими…

Трудно переоценить всемирно-историческое значение Готланда! Составленные на этом острове юридические кодексы — общий Stadtlag и специиальный Waterrecht — легли в основу международного морского права. В частности, фундаментальный принцип "свободы морей" (ныне единодушно признанный условием благосостояния и прогресса) впервые был сформулирован на Готланде. Ревниво оберегали готландцы свои самобытные законы. И ещё за много веков до Венского конгресса они упорно (хоть и не всегда успешно) стремились утвердить за своим островом статус нейтральной страны…

«Многие конунги сражались с Готландом, пока он был языческим. Однако готы всегда побеждали и сохраняли свое право… Потом готы посылали в Швецию многих посланцев. Но никто из них не мог заключить мира, кроме Авайра Страбайна (Авайра Соломенной Ноги) из прихода Альва. Именно он первый заключил мир с конунгом свеев. Когда готы попросили его поехать в Швецию, он отвечал:

— Вы знаете, что тогда я буду ближе всего к смерти и погибели. Если вы хотите, чтоб я поехал на столь опасное дело, заплатите мне три вергельда: один за меня самого, другой за моего сына и третий за жену!

Ибо он был умным и сведущим в колдовстве, как рассказывается в преданиях о нём. Он заключил нерушимый договор с конунгом свеев. Шестьдесят марок серебра ежегодно, это — дань готов, причем конунг Швеции должен получать сорок марок серебра из шестидесяти и ярл — двадцать марок серебра. Этот договор он заключил по совету всей страны, данному ему до того, как он уехал из дома. Так готы добровольно подчинились конунгу свеев, чтобы они могли свободно посещать все места в Швеции без пошлины и всех других платежей. Также и свеи имеют право посещать Готланд без запрета на ввоз зерна или других запретов. Конунг свеев должен был защищать готов и оказывать им помощь, если они нуждались в этом и требовали этого. Конунг и равным образом ярл должны посылать посланцев на Альтинг всех готов и велеть им там взимать свою дань. Посланцы должны объявлять готам мир, чтобы они могли плыть через море во все места, которые принадлежат конунгу Уппсалы, и равным образом мир тем, которые держат путь сюда, на Готланд.» —повествует «Готская Сага» о том, каким образом в VIII или в IX веке стали граждане Готланда — шведскими вассалами...

Удивителен следующий факт: в отличие от готской диаспоры Южной Европы, готландские готы очень долго коснели в язычестве… Пионером же христианизации Готланда явился не кто иной, как Святой Олав! Благим примером для Олава II стал креститель Гренландии Лейв Эрикссон… Однажды Олаву Харальдссону случилось оказать содействие обращению в истинную веру населения целого острова! Шёл 1028 год (Лейва Эрикссона уже не было в живых).

«На Готланд прибыл конунг Олав Святой, бежавший на кораблях из Норвегии, и причалил в гавани, которая называется Окергарн. Там Олав Святой оставался довольно долго. Тогда к нему приехали со своими дарами Ормика из Хайнайма и многие могущественные люди. Этот Ормика подарил ему двенадцать баранов вместе с другими ценностями. Тогда конунг Олав Святой подарил ему в качестве ответного дара два кубка и широкий топор. Тогда Ормика принял христианство по наущению Олава Святого и построил молельню на том самом месте, где теперь стоит Окерганская церковь. Оттуда Олав Святой уплыл к Йерцлаву (князю Ярославу Мудрому) в Хольмгард (Великий Новгород)…» —
повествует «Готская Сага».

Однако, в отличие от Гренландии, христианство утвердилось на Готланде не без борьбы…

«Хотя (готландские) готы были язычниками, они все же плавали с купеческими товарами во все страны, как в христианские, так и в языческие. Купцы узнавали христианские обычаи в христианских странах. И некоторые из них велели там себя крестить и привозили на Готланд христианских священников. Ботайр из Акебэкка звали того, кто первым построил церковь на том месте, которое теперь называется Куластедар. Страна не пожелала допустить этого и сожгла ее. (…) В то время кровавые жертвы приносились в Ви. Там Ботайр и построил другую церковь. Страна хотела сжечь и эту церковь. Тогда он сам залез на церковь и сказал:

— Если вы хотите сжечь церковь, тогда вы должны сжечь меня вместе с нею!

Он сам был могущественным человеком и его жена была дочерью очень могущественного человека, которого звали Ликкайр Мудрый; он жил на том месте, которое называют Стайнкирхиу. В то время он был, пожалуй, самым могущественным готландцем. Он помог Ботайру, своему зятю, и сказал так:

— Не вздумайте сжигать этого человека или его церковь, ибо она стоит в Ви, ниже горы!» — продолжает «Готская Сага».

Вообще-то, не до конца понятна сущность этой угрозы. Для уразумения коей следовало бы знать точный смысл готского слова «Vi». С. Д. Ковалевский, которому принадлежит здесь цитируемый русский перевод «Готской Саги», полагал, что «vi» — это «святыня»; в данном случае: «центр языческого культа». Однако, если принять его точку зрения, то остаётся неясным, от чего же именно предостерегал соотечественников Ликкайр Мудрый? Ведь, как выше указывалось в «Готской Саге»,

«В то время кровавые жертвы приносились в Ви».

Барон Карл Кальтенборн фон Стахау, немецкий историк международного права (1817 — 1866), полагал, что «vi» означает "убежище". И похоже, данное толкование ближе к истине. Языческий храм в Ви, не дошедший до наших дней, очевидно, стоял на горе, упомянутой Ликкайром. Точнее: на скалистом плато — подобно Афинскому Акрополю. На плато и приносились человеческие жертвы… А под скалой, «ниже горы», где бьют из каменной толщи живительные ключи, видимо, располагалось храмовое убежище, давшее имя «Vi» всему культовому комплексу. В подобном случае, смысл Ликкайровой угрозы был таков:

— Не вздумайте сжигать этого человека или его церковь, ибо она стоит ниже горы, в храмовом убежище!

Мудрость и находчивость Ликкайра спасли Ботайру жизнь…

«Эта церковь осталась несожжённой. Она была достроена и названа Церковью Всех Святых — на том месте, которое теперь называется Петерсчюрка (Церковь Святого Петра). Это была первая церковь на Готланде, которая осталась стоять. Спустя некоторое время после того, Ликкайр Мудрый велел крестить себя и свою жену, своих детей и всех своих домочадцев, и построил церковь в своем дворе, на том месте, которое теперь называется Стайнкирхиу. Это была первая церковь в северном тридьунге страны. После того, как готы узнали обычаи крещёных людей, они слушали божьи заповеди и поучения ученых людей. Тогда они поголовно приняли христианство, добровольно, без принуждения, так что никто не принуждал их к христианству. После того как они были поголовно окрещены, была построена вторая церковь в стране, в Атлингабу; она была первой в среднем тридьунге. Потом была построена третья церковь в стране в Фардайме, в южном тридьунге. Затем на Готланде появилось множество церквей, ибо люди сами строили себе церкви для большего удобства… Пока Готланд не стал подчиняться одному епископу, на Готланд приезжали епископы, которые были паломниками в Святой Земле, в Иерусалиме и ехали оттуда домой. В то время путь на восток шел через Рюцаланд (Россию) и Грекланд (Грецию) до Иерусалима…» — повествует «Готская Сага»…

По прошествии недолгого времени, вокруг древнего убежища и Церкви Всех Святых вырос город, получивший имя Висби (Visby, Wisbi или Wisby) и ставший столицей Готланда.

«Знай, что когда на острове Готланд собрались люди с разных сторон — то они поклялись соблюдать мир. Всякий, кто бы ни вышел на берег — пользуется этим утверждённым клятвой миром!» — гласил городской устав Висби. На Готландских берегах общались, торговали и сотрудничали граждане враждующих держав: шведы, новгородцы, немцы, бодричи, венды, датчане, норманны…

На мощном фронтоне многократно разрушаемой висбийской церкви Святого Николая смотрят пустыми глазницами две большие 12-листные розетки. В них, согласно готскому преданию, некогда были вмурованы гигантские карбункулы. С ночной подсветкой – они указывали путь приходящим и проходящим судам…

Для того, чтоб надёжней охранить мирный труд своих граждан — Готланд в XIII веке вступил в военно-торговую лигу, известную под именем Ганзы (Hansa). То была могучая конфедерация городских республик Северной Европы. По-латыни: Unio Hanseatica. По-немецки: Hanseatischer Bund… Юридическая природа и этимология Ганзы доселе составляет предмет научных споров. Хотя, как удалось установить русскому историку и лингвисту Виктору Ивановичу Григоровичу (1815 — 1876), на языке балтийских славян-вендов (бодричей, вагров, лютичей, лужичан), слово "Hansa" означало : "Уза"… В административном плане, Ганза делилась на трети: Вендскую (куда входили такие города, как Любек, Висби, Гамбург, Росток, Штральзунд, Висмар, Грейфсвальд, Щецин / Штеттин, Колобрег / Кольберг и другие), Рейнскую (куда входили Кёльн, Зест, Дортмунд, Гронинген и другие) и Прусскую (Кёнигсберг, Эльбинг и другие). Рабочим языком Ганзы был нижне-немецкий…

В 1229 году Висби сделался ганзейскою столицей. В 127О — 1288 годах Висбийские кварталы опоясала 48-башенная, 3.5-километровая каменная стена 12-метровой высоты. В 1280 г. Висби и Любек (исторический преемник крепости Любице — бывшей резиденции бодричанской династии Наконидов) заключили двустороннее соглашение о морском полицейском надзоре… А уже в 1293 году готский город Висби уступил статус ганзейской столицы бодричанско-немецкому городу Любеку. С чего, собственно говоря, и начался постепенный закат древней славы Готланда.