Из походного дневника- 9-3. Полярка

Сергей Романов 4
НА "ПЯТЁРКУ ВТРОЁМ

8.04.90. Воскресенье. День второй.
5.30. Проснулся. Я – дежурный. Последняя ходка вчера была с 18.05 до 18.55. Встали в ничем неприметном месте. Лагерь развернули быстро. Правда, пока я в палатке  налаживал примус, хлопцы мои  «сочинили» ветровую стенку СКАЗОЧНОГО безобразия! Это я увидел потом, когда вылез.  Но что поделать, не перекладывать же.  По первому разу сойдёт.

Нас трое, значит, шесть лыж и столько же палок. Поэтому я  перешил стандартную «Зиму» из десятиклинки в шестиклинку. При той же высоте. Поэтому угол наклона скатов крыши у нас очень крутой. Это хорошо – снег не будет скапливаться и не будет заметать. Кроме этого я убрал пол. Палатка полегчала и стала очень мобильной.  Ставится за пять минут.  К вечеру похолодало. Спали хорошо.

Специально для этого похода мы купили в аптеке термометр с минимальной отметкой. Так вот,  пиковая температура ночью была минус 31 градус. А в 5.00 – минус 28 градусов. Однако, свежо-с.

Итак, сегодня ПОЛНЫЙ ходовой день – восемь (8) часиков. Это по плану.  А что будет в натуре – проверим.
 
7.22 – 8.30.  1 час 8 минут – за спиной. Денёк – отменный. Солнце и полный штиль. Видимость – 3-5 км. Шпарим по довольно увалистой тундре, Наст отличный. Мороз около минус 20. Очки то отпотевают, то замерзают. Азимут прежний.
                ***
Вчерашняя реплика ребятишек из Советского: «Что ж это вы так МЕЛКО приехали, всего трое?»
                ***
Вставали вчера на лыжи рядом с нартами аборигенного семейства. Пока мы прилаживались, они тоже  закончили свои дела, и вышли из столовой обременённые грузами немалыми.  Среди них выделялись два ящика «Московской» и два красных пионерских барабана. Красиво живут, однако! 
                ***               

8.33. – 9.41. Ещё 1 час 8 минут. Идётся неплохо. Но уже начало посасывать. Наши утробные «звери» потребовали неучтённой кормёжки. И вот сидим и жуём поездной хлеб. Доедаем. Морозец около 20, но мои подмороженные в чуковской авантюре пальцы реагируют чутко и остро.

9.20 – 10.20. Ещё час. Сейчас пойдём  на обеденный перерыв. Третья ходка прошла легче. Из-за неучтённой  хлебной добавки. (Хлеб – всему голова!). Развиднелось в далях. Горы  видны явственно. И я начал мучаться – правильно ли веду? И куда двигать лыжами – в эту ли  «дыру» или в ту «щель»?                Надо бы, конечно, чуток получше видимости. Но, честно говоря, и эта – ПОДАРОК.

11.50 – 12.25. (35 мин) Всё! Больше невмоготу! Встали на обед! Сейчас 12.45, а мы уже сидим в палатке и варим. ПИЩУ! Пообедали нормально. Доели, наконец, неучтёнку вагонную – колбасу с хлебом. И запили горячим молоком с маслом. А потом ещё и чаем сладким с печеньем «заполировали». Завершили обед дрёмой минут  на двадцать.

Вышли в 14.45, встали в 15.45. Час – есть. За время обеда подул ветерок: метра 2-3 в секунду. Горизонты ещё больше расчистились, Идётся неплохо. Если бы не моё левое плечо, где в районе лопатки опять начал назревать некий сгусток мускульной боли, вообще всё было бы идеально. Надо будет на ночь растереть это место «звёздочкой». Конь тоже жалуется на спину. Ничего удивительного – первый день, втягиваемся.

Хорошо виден весь Урал, в том числе и наша «дырка» – раструб долины на озеро Кузь-ты, куда мы и движемся по магнитному азимуту 45 градусов. Видимо, вчера в Советском надо было взять азимут 65 градусов. Попрямей бы вышло. Но что поделать – карта у нас далеко не идеальная и магнитный азимут, взятый по ней, довольно условный. Всё, двинулись на второй час.

16.10 – 17.05. (55 мин). Идётся неплохо, если бы не лопаточка моя. Уже близко подошли к горам. Думаю, что сейчас поднимемся на увальчик  и начнётся спуск непосредственно к долине Кузь-ты.

9.04.90. Понедельник. День третий.
Утром было минус 19. А сколько в «глубинах ночи» – неизвестно, ибо Конь неграмотно «зарядил» термометр. Но спали тепло. Вечером дежурил Коля. Видимо, первый раз в жизни один на один с примусом «Шмель» и потому дёргал меня каждые пять минут. Кстати, за пять готовок с начала похода мы израсходовали примерно 750 мл на троих.

Вечером был суп пакетиковый и чай с печеньем и маслом. Утром – вермишель молочная и снова чай индийский с остатками печенья и хлеба. Да-да! Ещё вагонного хлеба, который наконец-то доели. А норма сахара у нас – три полных чайных ложки и три кусочка в день. Пока хватает.

Утром проснулись от инея, который сыпался на лицо со скатов, потому что на воле шпарила позёмка в порывах до 8 м/сек.

Итак, минус 16, активная позёмка, с неба льётся холодное солнце, видимость – сколько душа пожелает. Идём навстречу ветру. Через 10 минут, порывом, у меня сорвало «кальдеру» (чехол на рюкзак). И понесло, понесло, понесло мой капроновый «парашютик» в тундру…  В подарок какому-нибудь ненцу или ханту… А всё почему? А потому, что кольцевую ослабевшую резинку надо было заменить, а я поленился…

Утром Коля встал в 4.00, а нас разбудил в 5.15. Поели мы не вылезая из спальников. Потом полежали минут пять-десять и начали собираться. В итоге вышли в 7.03, а встали в 8.10. Час и 3 минуты за спиной. Нормальная ходка. А до гор ещё, как до дома родного. Это вчера казалось, что  рукой подать. Шлось неплохо. Ветер вполне терпимый, а временами даже приятно охлаждающий и лицо и вообще организм. Но самое приятное, что совсем не запотевали очки.

8.30 – 9.35. (1.05 мин). Всё по-прежнему: ветер, позёмка, негреющее солнце, лёгкое тропление в ложбинах между увалами. В одном таком углублении спугнули стадо полярных куропаток голов на 100-150. Видимо, у них был какой-то чрезвычайный куропачий  съезд, а мы наткнулись и всё порушили.

Кажется, всё-таки мы подошли к последнему взлётику  перед  «дыркой» к нашему Кузь-ты.. Думаю, на третьей  ходке будем на озере.

9.55 – 11.00. (1.05 мин). Идя через последнюю долинку, впереди слева, уже под близкой горой, увидели чум. А направо от него, (и от нас), виднелись нарты и абориген, который переезжал в подведомственных ему  Уральских горах по своим угодьям и грузил «урожай дров». Местные  добывают дрова просто – срубают ивовые кусты и оставляют их сохнуть на месте. А когда его кочевье будет двигаться по этой долине, они просто ездят на нартах окрест и собирают подсохший ивняк, как грибы.

Мы пересекли долину по своему азимуту за пеленой крепнущей низовой пурги. Абориген нас не видел Действительно, мело уже не на шутку. В порывах точно было до 15-18 м/сек. И всё-таки в эдакой круговерти нам пришлось постоять перед началом и «перекурить». Постояли  и вновь почапали.

11.20 –11.55. (35 мин). Встали на обед  Ветрит сильно. Пришлось прикрываться стенкой. Пока мы с Конём её ладили, Коля дежурил. Сейчас уже без 15 минут час, а ещё ничего не готово. Что-то плоховато он суетится.

С обеда вышли в 15.35. Ветер точно в «морду лица». Но идём ходко. Я взопрел так, что даже капюшон снял. Ровно в 16.05 захотелось облегчиться. По-большому. Да так, что спасу нет. Остановился, объяснил ребятам, что НАДО. И – о чудо! – ветер мгновенно стих, как по приказу. Это когда такие чудеса бывали? Впрочем, было не до размышлений. Изготовился, присел, облегчился… И так стало ХОРОШО! ТАК ЛЕГКО! В организме наступила полная телесная радость. Разве в городе такая бывает?

Двинулись дальше в 16.15. Ветер  опять принялся за работу, и всё сильней и сильней. Мы давно уже чапаем по раструбу долины. И справа и слева Уральские горы. А до желанного поворота на Кузь-ты всё ещё далековато. И тут резко заболела левая моя любимая лопаточка. Остро, вспыхивающе. Пришлось остановиться в 16.55. То есть ходка всего 40 мин.

Всё, лопатка утихла, можно идти. Сейчас пойдём до 18.00 и встанем. Хочется сготовить ужин  по свету. В сущности, мы уже пришли. До Кузь-ты было намечено два ходовых дня. И мы их сделали.

(продолжение следует)