Пушка

Адвоинженер
   Тридцатипятилетие Фонда Культуры. Первого ноября. В любимом кинотеатре Пушкина.
   Собственно, мое присутствие в Фонде длится не больше года, а предшествующие тридцать четыре ваш покорный слуга болтался мимо. Нет, конечно знал о его существовании, но относился весьма поверхностно. Мало ли каких фондов наплодила перестройка. Сороса, к примеру, или содействия приватизации, а тут...   Собираются люди, разговоры разговаривают, доклады делают. Ничего особенного.
   Сперва слушал. Кирилла Алексеевича, потом Павла Васильевича, затем Алексея Леонидовича. Внимательно слушал.
   Батюшки святы, засверкали имена - Валериан Правдухин, Гарин-Михайловский, Освальд Плебейский, Снежное вино, заблестели классики - Вернадский, Тимофеев-Рессовский, Гумилев, Менделеев, зашелестели страницы воспоминаний, словно зазвучало не отжившее время. Мое время. Мои слова, мои непроговоренные разговоры, скучно брошенные книги, недослушанные собеседники и недодуманные сомнения.
   Неужели, думал я, это правда, неужели кому-то интересны дела и люди не из сегодня-сейчас, а люди, которые оставили след пятьдесят, шестьдесят или сто лет назад. Причем не яркий, столичный, раскрученный, а местный, провинциальный, негромкий.
   Оказалось, интересны. Интересны Юрий Дмитриевич и Александр Спиридонович, Юрий Динабург или Владимир Курносенко. Гольдштейн, Зельдович, Сорокин, Левицкий, Бокарев, Каунов и Шмыгин. Те, с кем общался всерьез и почтительно, дружил за руку или издалека, молча слушал или оглушительно смотрел. Свои, пусть очень разные во взглядах, манерах, привычках, но в главном свои. Челябинские. Те, кто не считаясь со временем и выгодой упоенно рассказывал по-настоящему важное, стоящее, вечное, раздвигал горизонты и раскрывал сущее.
   И я снова заболел. Включился. Один очерк, второй, затем эссе и снова очерк. Как будто не уходил - так, на минуточку выскочил за сигаретами в восемьдесят седьмом, а вернулся тридцать пять лет спустя. Добро пожаловать домой.

   В детстве заставляли учить стихи. И стоя на стуле рассказывать. Коронкой стал "Кит и Кот". До сих пор не знаю, о чем речь, но на праздниках собирал аплодисменты. Само собой, совершенно не нравилось. Но со взрослыми бесполезно а
в шестьдесят восьмом школа. Первый раз первый класс, и там тоже стихи.
   Как-то задали про Арину Родионовну. Мучился страшно. Строчки не шли в голову. Отец бегал по стенке, вслед полез пришедший в гости Арон Михайлович. Он работал заведующим постановочной частью Челябинского драматического театра. Пушкин - отец русской поэзии, а ты, кричал Кербель, а я тупо пытался заучить то, смысла чего не понимал совершенно. Другое дело, кино... 
   Воспоминания о будущем, Солярис, Неуловимые мстители, Фанфан-Тюльпан, Золото Маккены, Анжелика и Король, Анатомия любви, Покаяние и еще тысячу часов отсидел, отстоял, отмолил и отсмотрел в Пушке, внизу или наверху, бесплатно или за десять, пятнадцать, двадцать советских копеек.
   Боже, божечки, когда это было, когда это было, во сне, наяву...

   Казанско-Богородицкая церковь была заложена на основании грамоты, выданной в 1778 архиепископом Тобольским и Сибирским Варлаамом и построена в 1791–93 за городской чертой, на возвышенном месте. Строительство начинал купец Е. М. Сапожников, а заканчивал титулярный советник Шулепов. Освящена 7 июля 1793 протоиреем. П. Топорковым. Своего причта не имела, считалась приписанной к Христорождественскому собору, духовенство которого и проводило в ней чин отпевания.
   Вообще образ Казанской Божьей Матери неразрывно связан с историей становления русского государства. Прославленная чудесами святыня появилась в храмах и монастырях России в почитаемых списках. Во времена Смуты икону считали покровительницей русских воинов-освободителей. В войске Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина участвовало ополчение из Казани, в отряде которого хранилась ее копия. После освобождения Москвы от интервентов Дмитрий Пожарский разместил святыню в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке.
   В 1636 году образ перенесли в Казанский собор на Красной площади, а с 1649 года царь Алексей Михайлович повелел 4 ноября отмечать как День памяти Казанской иконы Божьей Матери.

   14 мая 1918 года на станции  Челябинск  произошёл  мятеж легионеров чехословацкого корпуса, двигавшегося на восток Российской империи в Владивосток, для того чтобы оттуда через Тихий океан отправиться в Европу. Чехословацкие военнослужащие разоружили местный отряд Красной гвардии - захватили три тысячи винтовок и артиллерийскую батарею из оружейного арсенала города.
   Объединившись с силами адмирала Колчака, легионеры  взяли власть в городе, тем самым вступив в Гражданскую войну.
   В результате действий большевистского подполья и боёв в окрестностях Челябинска убито более двухсот солдат чехословацкого корпуса, которые и были похоронены на Казанско-Богородицком кладбище города, и в сентябре 1918 года на территории кладбища была открыта памятная плита погибшим.
   После отступления армии Колчака в 1919 году памятник был разрушен,  кладбище  закрыто, а церковь передана в пользование одной из общин верующих.
   23 августа 1923 договор с общиной расторгнут в связи с обвинением ее в “рубке деревьев вокруг церкви и на кладбище”, и  заключен новый договор, уже с другой общиной, однако 26 августа 1929 здание храма вновь опечатали, так как по мнению сотрудников окружного административного  отдела, колокольня церкви могла рухнуть и представляла угрозу для горожан. Верующие обратились с жалобой во ВЦИК,  тем не менее в 1930 году церковь снесли, а восстановление памятника «белочехам» приурочили к девяносто третьей годовщине образовании Чехословакии - памятник был открыт в торжественной атмосфере, несмотря на массовые протесты горожан, 20 октября 2011 года. И да, он напоминает очертания первого памятника чешским легионерам.

   Кстати о Гашеке, мемориальная табличка которому, слава богу пока еще висит на здании, где раньше проживала детская стоматология - рядом с городской администрацией.
   После заключения Брестского мира о решил остаться в России, для чего поехал в Москву и вступил в ВКП(б).
   В Красной армии писатель вел себя совершенно по-другому, нежели на родине, его считали исполнительным и организованным человеком, умелым бойцом и талантливым агитатором. Дело было в том, что Гашек считал свою деятельность в Советской России очередным этапом борьбы за свободу Чехии.
   В Бугульме несколько месяцев он пробыл комендантом города, а в Уфе, где познакомился со второй женой Александрой Львовой, назначен редактором газеты «Наш путь».
   Вместе с 5-й армией - правнучка Василия Чапаева Евгения Чапаева в своей книге «Мой неизвестный Чапаев» утверждает, что  бравый Швейк служил в составе 25-й дивизии Чапаева, Гашек всё дальше продвигался на восток страны. В Новосибирске снова тиф, от которого ему удалось оправиться благодаря заботам молодой жены, а конечным пунктом стал Иркутск, где его избрали депутатом городского Совета, плюс он издавал там газеты «Штурм» и «Рогам» («Наступление») на немецком и венгерском языках, а также «Бюллетень политработника» на русском. Кроме того, он издавал  одну из первых в мире газет на бурятском, называвшуюся «;;р» («Рассвет»). В двадцатом ему пришлось вернуться в Чехию, а в двадцать третьем его не стало
   В конце шестидесятых во дворе выкопали траншею. Даже, так, двор перерыли траншеями. Глубокими, метра полтора - меняли газгольдеры на централь. И оттуда пошли кости. Много, очень много, дно было покрыто сплошным слоем человеческих остатков. В основном осколки, но иногда попадались крупные кости, а Калуга утверждал, что откопал целехонький череп.

   Пока не требует поэта, к священной жертве Аполлон... Покровитель искусств, предводитель муз, предсказатель будущего, в период поздней Античности он олицетворяет Солнце, а на следующий день после смерти Пушкина в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду» - издании которое выходило под редакцией Краевского, было опубликовано следующее:
   Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!
   Сие извещение, как впоследствии было доказано, написано В.Ф. Одоевским, не имело авторской подписи, тем не менее вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова, и Краевский был срочно доставлен к председателю Петербургского цензурного комитета, который довёл до него недовольство: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь?..»

   1937-й. Год столетнего юбилея гибели Пушкина, отмеченного в Советской России с небывалым размахом. Более того, фигура Пушкина, до этого момента находившаяся в тени, в ходе февральских торжеств 1937-го заняла совершенно феноменальное место в советском пантеоне. Сияние вновь прославленного в лике советских святых поэта не просто затмило лики прочих советских культурных икон, но едва не сравнилось с сиянием «вечно живого» и «самого человечного человека» – Ленина.
   Но главное даже не это, а то, что с момента прославления Пушкина сама культура заняла в советской реальности еще невиданное ею место. Культура (более того – национальная, русская культура) встала фактически в самый центр свершающихся социалистических преобразований. Что с точки зрения марксизма было, конечно, абсолютным нонсенсом. Ведь «научный марксизм» отрицает культуру, тем более культуру предшествующих формаций как принадлежащую отжившим классам. С точки зрения ортодоксального марксизма Пушкин – элемент буржуазно-аристократического мира и как таковой подлежит устранению. Однако на протяжении всех 30-х годов советская реальность являла нечто вопиюще противоположное марксизму. Можно смело сказать – в момент прославления Пушкина окончательно свершилось преображение самого советского большевизма.
   Незадолго до эпохального юбилея Г.П. Федотов в статье «Поэт Империи и Свободы», с изумлением глядя из Франции на расцветающий культ Поэта в СССР, емко подытоживал - возвращается империя, возвращается и поэт Империи».
   Действительно, на месте безнационального марксизма, отрицающего культуру, народность, традиционную государственность, нацию и духовность, миру предстала почти классическая культуроцентричная империя с всечеловеком Пушкиным в центре.
   Да, разумеется, империя новая, слепленная из элементов традиции и модерна, но тем не менее...
   В эти удивительные февральские дни 1937-го советская цивилизация претерпевала поистине фундаментальные изменения – под кумачом марксизма-ленинизма вдруг засиял лик традиционного «консервативного социализма». Все это нам еще предстоит осознать, и столетний юбилей революции прекрасный для этого повод.
   Сегодня же хотелось бы вглядеться в те удивительные дни чуть более пристально.
   Пушкин – наш!
   Решение прославить Пушкина в лике социалистического святого целиком и полностью принадлежит Сталину. Сегодня это решение может показаться чем-то очевидным, само собой разумеющимся.
   С 1922 г. начинают проходить официальные ежегодные вечера памяти годовщины смерти Пушкина, на которых Луначарский называет Пушкина «русской весной, русским утром, русским Адамом», сравнивая его с Данте, Петраркой, Шекспиром, Шиллером и Гёте, в 1925 г. специальным постановлением на карте появляется село Пушкинские Горы, в 1927-м оно становится центром Пушкинского района, в  1930-1931 гг. под редакцией Луначарского выходит первое полное, снабженное обширным комментарием собрание сочинений Пушкина, и  наконец в конце 1935 г. на самом высоком уровне принимается решение о широчайшей подготовке к юбилейному пушкинскому году.
   Первые предложения о проведении юбилейных торжеств в год столетия смерти Пушкина поступили из круга учёных-литературоведов еще в тридцать третьем году, а  Пушкинская комиссия Академии наук СССР была реорганизована и слита в единый коллектив с Институтом русской литературы (Пушкинским Домом.В это же время пушкинисты получили в своё распоряжение пушкинское родовое имение в Михайловском, квартиру поэта на Мойке, шла работа по консолидации рукописного наследия и сохранившихся документов в едином архиве.
   Идеи пушкинистов были подхвачены опальным партийным функционером Львом Каменевым, в 1933 году возглавившим известное издательство «Academia», а также — Институт литературы в Москве. Вот что он писал в докладной на самый верх: Партия и правительство могут и должны взять в свои руки проведение этих поминок: это диктуется и значением Пушкина, как основоположника новой русской литературы и непревзойдённого за сто лет поэта и задачами советской власти, как руководительницы культурной революции, при этом ссылался на опыт торжеств по случаю столетия со дня смерти Гёте, проведённых в 1932 году в Германии. Там юбилейный комитет возглавил рейхспрезидент Гинденбург.
   Предложение Каменева было одобрено ЦИКом СССР 27 августа 1934 года, к отбору членов юбилейного Пушкинского комитета подключилось Политбюро во главе с самим Сталиным, а самого Каменева назначили председателем рабочей группы по планированию юбилейных мероприятий.
   В первой половине 1935 года развернулось планирование школьных мероприятий, были заказаны «юбилейные» пьесы Булгакова и Вересаева, большая комплексная монография Кирпотина, предложения на участие в проектировании памятников поэту получили видные скульпторы, а 16 декабря того же года постановлением ВЦИК был учреждён Всесоюзный Пушкинский комитет под председательством Максима Горького, задачей которого стали организация и руководство мероприятиями по увековечению памяти Александра Сергеевича Пушкина и популяризации его творчества. Подобные комитеты были созданы также во всех союзных республиках, а также краях, областях, городах, институтах и школах - одна из центральных газет сообщала предписание секретарям райкомов подготовить торжества «под личной ответственностью», а в «кружки пушкинистов» набрать людей, «которые, при несомненной преданности и верности делу партии, читали и Пушкина, и о Пушкине». В состав Всесоюзного комитета были включены высшие партийные и государственные чиновники. Ворошилов, Куйбышев, Жданов, Енукидзе, Бубнов.
   В Академии наук СССР подготовку юбилейных мероприятий вела Пушкинская комиссия под председательством академика А. С. Орлова, а заместителем был назначен Ю. Г. Оксман, статья в «Правде» объявляет Пушкина великим русским поэтом и дает старт кампании прославления.
   Интересно, что сначала из Пушкина хотели сделать жертву царизма,то есть прославить его в чине мученика, но скоро нащупали более верный и мажорный образ. Наш Пушкин – предшественник Герцена, предвозвестник социалистической культуры…
Советские номенклатурные профессора быстро сориентировались на Пушкина «материалиста и атеиста, врага крепостничества, великого реалиста, подлинный облик которого долго искажался и скрывался от народа мракобесами и трусливыми либералами» - это выдержка из доклада профессора В. Я. Кирпотина на пушкинской сессии Академии Наук.
   Насаждение культа велось с небывалым размахом. В подготовку юбилея включились ученые, писатели, композиторы, политические и общественные деятели, издательства – от крупнейших до самых мелких, кинематограф, театры – от Большого до самодеятельности урюпинского совхоза, заводы и фабрики, колхозы и совхозы. В стране не осталось человека, до сознания которого с большевистской прямотой не было бы доведено что Пушкин велик и Пушкин свят.
   Был отреставрирован знаменитый памятник поэту в Москве, на который вернулись подлинные строки, замененные в свое время осторожным Жуковским. Теперь вместо вялотекущего «что прелестью живой стихов я был полезен» стояло настоящее, пушкинское, хотя едва ли, в данной реальности, менее двусмысленное - и в мой жестокий век восславил я свободу. В Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ереване были установлены (или заложены) новые памятники. Переименовывались, строились и возводились новые улицы, площади, школы, парки, станции метрополитена, вокзалы, колхозы и совхозы. Народные художники писали гигантские полотна, посвященные Пушкину, народные композиторы – музыкальные поэмы и циклы, ведущие театры Москвы и Ленинграда начали настоящую гонку пушкинских постановок и спектаклей. Имя Пушкина неслось из всех громкоговорителей и граммофонов, с украшенных портретами улиц и площадей, с плакатов и открыток, красных уголков и фабричных собраний страны…  Буквально в каждой школе, на фабрике, заводе, в колхозном и совхозном клубе необъятной страны шли типовые выставки о Пушкине. Общий объем юбилейных пушкинских изданий превысил четырнадцать миллионов экземпляров, вышедших практически на всех языках народов, проживающих в СССР, включая ассирийский, бурятский, греческий, еврейский, коми-зырянский, монгольский, нанайский, немецкий, польский, удмуртский, цыганский, чукотский, чувашский и якутский языки. На заводах, фабриках и в колхозах вдруг являлись массы восторженных поклонников и знатоков творчества поэта, организовавшихся в клубы пушкинистов. Художественные артели и мастера народных промыслов, наводняли страну сотнями тысяч статуэток, бюстов, а восьмого февраля тридцать седьмого, аккурат в день дуэли, на Черной речке был открыт девятиметровый гранитный обелиск…
   Градус предъюбилейного ажиотажа все нарастал. «Пушкиногорье» превратилось в настоящую «лавру» и место паломничества для народа, дискутировали даже возможность переноса мощей поэта в Москву, а   В. Кирпотин в работе «Наследие Пушкина и коммунизм»  просто объявлял поэта коммунистом, близким Ленину, и  наконец десятого февраля наступил апофеоз.
   В Москве в Большом театре при стечении всей партийной элиты, в присутствии Сталина, Молотова, Кагановича открылось торжественное заседание, посвященное столетию со дня смерти главного русского поэта. 
   Торжественное заседание транслировалось на всю страну. Открывая его, наркомпрос и председатель Пушкинского комитета Бубнов восклицал: «Пушкин наш! Только в стране социалистической культуры окружено горячей любовью имя бессмертного гения, только в нашей стране творчество Пушкина стало всенародным достоянием. Пушкин принадлежит тем, кто под руководством Ленина и Сталина построил социалистическое общество, он принадлежит народам СССР, которые под великим знаменем Ленина-Сталина идут к коммунизму».
   Заканчивал торжественную часть восторженными стихами собственного сочинения поэт А. Безыменский, виртуозно перелагавший Пушкина на официальный язык советской пропаганды. Ты слышишь ли, Пушкин, команду «стреляй», ты видишь костров огневую завесу? Там в Пушкиных целит Адольф-Николай руками кровавых фашистских Дантесов».
   Завершалась эта невиданная эскапада рядом следующих друг за другом громовых раскатов - Да здравствует Ленин! Да здравствует Сталин! Да здравствует солнце, Да скроется тьма!
   Прославление Пушкина состоялось. Культ поэта был создан.
   Вышедшее в том же году официальное «житие» поэта, написанное Бродским, закрепило культ Пушкина в сознании и культурной элиты, и простого народа.
   По словам вождя народов, солнце Русской поэзии, закатившееся сто лет назад, вновь торжественно взошло над Советской Россией. Правда, советский Пушкин оказался мало похож на себя настоящего. Он предстал ренессансным поэтом, гуманистом, атеистом, жизнелюбом, декабристом, революционером, демократом и врагом монархии. Но что любопытно, в этом перечне все неправда, однако это и не карикатура. Пусть сильно искаженный, но живой образ.
   Есть некое чудо в явлении Пушкина, который всякий раз становится просветленным образом того, кто его читает. То же произошло и с советским Пушкиным. И едва ли можно переоценить значение того, что пушкинский лик засиял на знамени новой советской империи. Это не просто изменило облик советской России, но во многом спасло Россию - пусть даже и под властью большевиков. Оружие, которое советская пропаганда вырвала из рук Зарубежья, оказалось в итоге гораздо более мощным, нежели могли предположить большевистские вожди - сияющий пушкинский лик затмил их собственные лики и изменил лицо самого большевизма.
  Пушкинский культ, говоря словами Грамши, сцементировал народные силы, связав в едином культурном пространстве многонациональную страну и став, таким образом, мощнейшей имперско-объединяющей силой.

   Печально известный тридцать седьмой стал для кинотеатра имени Пушкина годом рождения. Расположившись в самом центре, кинотеатр, наряду с улицей Пушкина, парком и библиотекой, образовал Пушкинский уголок, я бы сюда добавил и гастроном, а первой картиной, которую показали в день открытия, была грузинская драма “Арсен”.
   Вплоть до начала нулевых не было гардероба, на старых фотографиях видно, что люди сидят на сеансах в верхней одежде, а на его месте располагались кассы.
   За все время существования прежнего кинотеатра, то есть, до перестройки в стране и последующей перестройки в кинотеатре, от второго до первого этажа и обратно бегал маленький лифт -  во время аншлагов перевозил десятикилограммовую бобину, что доставляла пленку с половиной фильма, прокрученную на втором этаже, на первый, пока в другом зале показывали вторую часть.
   Пленок вообще не хватало, так что их передавали не только с этажа на этаж, но и из кинотеатра в кинотеатр. В кабинете киномеханика до сих пор сохранился поразительный артефакт.
   Противопожарные сапоги. Дело в том, что в 1930-е годы выпускали пленки, которые воспламенялись буквально на ровном месте - достаточно было малейшего трения, и те вспыхивали. Правда здесь такие не крутили, но еще были пленки, которые отчаянно тлели и запах прямо-таки ядовитый. Но сапоги держали - чтобы  затаптывать тлеющую пленку.
   Художники. Отдельная песня. Раз в неделю выдай шедевр. Афишу, и чтоб честь по чести - название, захватывающая картинка, режиссер, актеры. Скоро и Сегодня.

   Кинотеатр построен по проекту института Союзкинопроект, архитекторы Я. Корнфельд, Т. Заикин, привязка к местности архитектора Стыпалковского, оформление интерьеров архитекторов В. Бирюкова, Б. Петуниной; производитель работ А. Мурашкин.
   Вместимость каждого из двух залов по проекту триста человек. Внешне кинотеатр похож на трактор. Двухэтажное с подвалом кирпичное оштукатуренное здание свободно поставлено на озеленённой площадке. В объемной композиции ясно выявлена структура внутреннего пространства и основывается на контрастном сопоставлении высокого двухэтажного и окружающего его по периметру одноэтажного, предназначенного для подсобных помещений, объемов, а в западной части выделен закруглённый объем нижнего зала. Декоративное решение фасадов сдержанное,выполненное в стилистике постконструктивизма.
   Композиция интерьеров решена по анфиладному принципу. На первом этаже вестибюль, светное фойе с эстрадой и зрительный зал; на втором  – фойе и зрительный зал с эстрадой, расположенной над вестибюлем. Проектом были предусмотрены два буфета, а на балконах шахматная и оркестровая комнаты.
   Фойе перекрыто куполом, свод которого, украшен росписью, поддерживается двенадцатью, первоначально кирпичными, оштукатуренными колоннами. Колоннами же, первоначально деревянными и оштукатуренными, оформлен и верхний зрительный зал. Пол фойе выложен мозаикой. В глубокой стенной нише перед входом в зал статуя Пушкина, интерьеры зрительной части здания декорированы лепниной.
   Пантеон. Храм всех богов,  построенный в Риме между 118 и 128 годами нашей эры, в более точном переводе, «всебожественный», «относящийся ко всем богам или связанный с ними», он не был храмом в обычном смысле этого слова - династическое святилище, являющееся частью культа правителя эпохи Августа с посвящением Юлию Цезарю.
   Пантеон эпохи Адриана построен на основе пифагорейской нумерологии. Круговой план, полусферический купол, ориентация по четырём сторонам света отражают именно взгляды пифагорейцев на устройство Вселенной. Так Окулюс на вершине купола символизирует монаду и бога света Аполлона, а двадцать восемь рёбер, простирающихся от Окулюса - Луну, при этом, двадцать восемь, это число месяцев в пифагорейском лунном календаре. Нижний ярус интерьера оформлен полуциркульными нишами, чередующимися с четырьмя прямоугольными эдикулами с колоннами и пилястрами коринфского ордера, которые разделяют восемь табернаклей, по верхнему периметру добавлены ниши со статуями, а пол вымощен разноцветными плитами мрамора, порфира и гранита.
   В 608 году византийский император Фока подарил храм Папе Бонифацию IV, который освятил его в честь анонимных христианских мучеников как христианскую базилику Святой Марии и Мучеников. И да, первое ноября - дата празднования дня Всех святых сдвинулась. Сошествие Святого Духа.
   15 октября 1542 года в Пантеоне под покровительством Папы Павла III было основано «Общество Св. Иосифа Святой земли в Ротонде», а в 1928 возникла организация под название «Папская выдающаяся академия изящных искусств и словесности виртуозов при Пантеоне».

   Что сказать, первый двухзальный кинотеатр на Урале и второй в СССР. Он с первых дней работы стал любимейшим местом горожан - каждый час начинался сеанс, и всегда можно было посмотреть новый фильм, вдобавок, роскошное фойе с музыкой и буфетой. Красота.
    С началом Великой Отечественной войны  кинотеатр разделил с горожанами все тяготы военной жизни: показ начинался с восьми утра, а последний сеанс заканчивался в два ночи. Киномеханики не выходили из аппаратной сутками.
   "Секретарь райкома", "Она защищает Родину", "Фронт"  - помните такое кино?
   В День Победы смонтировав стационарную аппаратуру на грузовике, демонстрировали фильмы на улице всю ночь, и  большая группа работников награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
   После войны, в 1950-1980-х гг., само слово "кино-театр", применительно к кинотеатру им. А. С. Пушкина, оправдывало себя. Помимо традиционных кинопоказов, здесь проводились кинолектории, музыкально-литературные вечера, творческие встречи. Для каждого киновечера соответственно оформлялась сцена, а встреча с интересными людьми сопровождалась демонстрацией фильма.
   Очень часто в кинотеатре имени Пушкина после показа фильмов проводились встречи с киноартистами и режиссёрами, обсуждались премьеры, – говорит Тамара Александровна Либерман, – молодёжь любила бывать в  здесь, особенно студенты медицинского института и ЧПИ. Собственно, поэтому и сложился молодежный киноклуб «Кентавр». Его инициаторами в середине 60-х стали студенты-медики Арнольд Астахов, Юрий Захаров, Михаил Рудковский, а руководителями - Евдокия Куприянова и Тамара Либерман. Вместе они решили задачу, трудновыполнимую для ограниченного цензурой времени - клуб стал настоящим центром свободомыслия: челябинцы могли смотреть фильмы А. Тарковского, М. Хуциева, С. Соловьева, А. Сокурова, которые нашли свой, пусть зачастую и намеренно "закодированный", способ говорить о реалиях того времени, а ещё в то время в фойе кинотеатра перед вечерники сеансами выступал джазовый оркестр знаменитого Михаила Папашики. И зрители специально приходили пораньше, чтобы послушать музыку, пообщаться и даже потанцевать.
   Каунов правда утверждал, что после своего бракосочетания в 1967 году они с Веруней пошли в Пушку слушать джаз-оркестр А. Кролла.
   Так и я помню "надежды маленький оркестрик", хотя по детству куда больше интересовался музыкой битлзов-патлзов - помню, удивился, когда услышал профессионально-эстрадную вокалистку...
   На вечернем сеансе в небольшом городке
   Пела песню актриса на чужом языке.
   Сказки Венского леса я услышал в кино.
   Это было недавно. Это было давно…

   На вечерние сеансы было принято одеваться, как в театр. Чинно рассаживались на стульях в фойе, каждый номер сопровождали аплодисментами. Атмосфера не пафосная, скорее семейно-интимная, а  оркестр — шестнадцать музыкантов, профессиональных и неравнодушных. И репертуар с хорошим вкусом.
   И.Г. Гитлин утверждал, что в самом начале, то есть с 1937 года и до войны, оркестр располагался на балконе второго этажа - это был малый симфонический состав с соответствующим классическим репертуаром, а дирижером был Семен Ароцкер.
   Лидия Друзенко — скрипачка. Она пришла в оркестр в 1954 году и проработала в нем до 1979 года. Помнит, как студенческий оркестр провожал уходящих на фронт, встречал раненых. Со второго курса учебу пришлось прервать, покольку девушек-студенток срочно обучили на медсестер. Полгода Лидия работала в госпитале, где встретила будущего мужа, и уже с ним, получившим ранение офицером, началось длинное кочевье по Средней Азии, где она умудрилась сначала окончить музучилище, а потом поработать в театре оперетты Сталинобада (ныне Душанбе), но ещ были ее Колыма и Чукотка. Далее — Челябинск, работа в театре оперетты, цирке и вот — оркестр кинотеатра имени Пушкина, после которого  Лидия Дмитриевна пять лет «зарабатывала пенсию» работницей на радиозаводе.
   Аврора Шполянская — певица. Выпускница челябинского музыкального училища, она пела в кинотеатре с 1953 по 1955 годы и ушла в культурно-просветительское училище, где преподавала двадцать два года, а потом еще шесть лет в первом педучилище. Обладательница красивого и сильного сопрано, выросшая в музыкальной семье - отец, Николай Гинц, пианист, композитор, писавший, кстати, и романсы для дочери, Аврора вела музыкальную гостиную в Еврейском культурном центре.
   Были и в других кинотеатрах оркестры. В Родине играл оркестр народных инструментов под руководством Павла Анохина, а в Кировце - джаз, руководимый Михаилом Папашикой, который после закрытия коллектива возглавил оркестр в кинотеатре Пушкина, где раньше был Николай Архипов.
   Еще Александр Хайкин, - один из основоположников джазовой традиции в Челябинске. Он руководил оркестром кинотеатра имени 30-летия ВЛКСМ.
   Аврора Николаевна вспоминает, что она и мужчины-солисты, а ими были Юрий Богданов, ставший позднее солистом Московского тетра оперетты, народным артистом РСФСР, Вениамин Меньшенин, тоже получивший звание заслуженного, Николай Никольский и другие, переходили каждые три месяца из одного кинотеатра в другой, знакомя с обновляющимся репертуаром как можно больший круг слушателей.
   Что играли, что пели?
   Популярную классику, эстрадный репертуар, много музыки из кинофильмов. В пятидесятые-шестидесятые шло немало так называемых «трофейных» фильмов, то есть тех, что достались от немецких фильмофондов.Были и фильмы из разных стран, и конечно, «Сказки Венского леса я услышал в кино…» - еще бы, вся страна сходила с ума от «Большого вальса» с изумительной певицей и актрисой Милицей Корьюс.
   Здесь назначали свидание влюблённые и встречались друзья. Правда, клуб Кентавр все же в начале семидесятых закрыли, и только в 2001 он был возрожден.

***   

   Поздний бархатный май, солнце, балкон настежь, занавеска колышется, я стою в дверях и вижу все разом - Бокаревский, грубо сколоченный, отливающий черным стеллаж, забитый книгами снизу доверху, стол, густо протравленный кузбасслаком, двадцать пятые колонки, Арктур, лампу на штативе, мягкий, заново малиновой кожей перетянутый стул, зеленый раскладной диван из комиссионки, гитару, люстру, палас и обои. И мне нравится жизнь. Целиком. Снаружи и внутри.
  Нравится день - солнечный, погожий, ласковый, манящий, и комната, набитая интеллектуализмом - книгами и джазовыми пластинками с легким флером изысканного сюра. А еще - клуб с подпольным культуризмом, Орнелла Мути и волшебно-математизированная специальность "сопромат". Длинные волосы, джинсы "RINGO", кожан и гитара, подаренная Луиджи - настоящая, итальянская, классическая. Полный комплект чудес.
  Балкон выходит на улицу Тимирязева, и с четвертого этажа открывается вид на двухуровневую крышу кинотеатра Пушкина и прозрачно-зеленый скверик с цветником, революционным памятником Самуилу Моисеевичу и добрыми скамейками из шестидесятых.  Там, в скверике Цвиллинга летом семьдесят шестого Леха Симонов под аккомпанемент Кантора и Вильяма, азартно наяривая себя по ляжкам, исполнит маккартневскую "Heart Of The Country" со знаменитого альбома "Ram", чем сразит наповал, ибо у него выйдет круче - гораздо круче, чем у Поля и Линды.  И мир в который раз перевернется - в лучшую сторону.

   В 1997 здание кинотеатра будет поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения, и за время своего существования он претерпит несколько реставраций и реконструкций. 1963–64, архитекторы Б. В. Петров, Т. М. Эрвальд; 1980, архитектор Е. Александров, а наиболее масштабная состоится в конце 1990-х гг. (архитектор Александров, соавторы А. И. Ваганов, Е. Бобкова).
   Правда, злые языки утверждают, что в две девятом по воле одного из челябинских мэров в здании кинотеатра едва не устроили мебельный салон с ночным клубом в придачу, и только благодаря вмешательству общественности объект культуры устоял. но я лично в это не верю - таких мэров нет, не было и не может быть. По определению

   Список литературы. Интернет-источники материалов и фотографий:


1.https://arhistrazh.livejournal.com/31867.html



4.Корнфельд —
5. Прогулки по Че — https://ridero.ru/books/progulki_po_chelyabinsku/freeText/

6. Застройка площади у кинотеатра Пушкина —
7. Сергей Волков литгазета — https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200700304

8. С небывалой широтой — https://russkiymir.ru/publications/85373/

8. Пушкинский юбилей 1937 года — https://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкинский_юбилей_1937_года

9. Пушкин наш, советский — http://lhistory.ru/statyi/pushkin-nash-sovetskij

10. Советский Пушкин и возвращение империи — https://chatlanin.livejournal.com/725683.html

11. Церковь на месте Пушки — https://russian-church.ru/viewpage.php?page=361

12. Утраченные храмы — https://vk.com/topic-412869_40471848

13. Памятник чешским легионерам. —
14. Белочехи снова развязали войну — https://chel.aif.ru/society/174461

15. В 1930-е годы кладбище с чешскими могилами стало мешать застройке центра города, и тогда настал черед и могил белочехов. Там, где они были, выросли кварталы домой, появился кинотеатр имени Пушкина — https://mediazavod.ru/articles/daily/obshchestvo/129808/

16. Халикова о чехах — https://rossaprimavera.ru/news/656d6627

17. Сахаров о чехах — https://vedmed1969.livejournal.com/836633.html

18. Ярослав Гашек - https://ru.wikipedia.org/wiki/Гашек,_Ярослав

19. Статья "Услышал в кино…" , опубликованная в Южноуральской панораме 25 Мая 2013 Автор: Моргулес Ирина Израилевна