Касательно Красного октября

Илья Уверский
Я действительно не смотрел фильм "Охота за красным октябрем". Поэтому посмотрев ужаснулся, насколько крамольные вещи оказались в этом фильме, а тем более в книге (самое начало). Особенно про клаустрафобию замполита. Что касается совпадений, то они есть. Начиная с истории про замполита, поскользнувшегося на пролитом чае, упоминания Ивана-дурака (это такой маневр во время погони, Иван-дурак прямо упоминается в главе "Раздвоение Ивана"), коробки из под Эйнема (Красный октябрь), фразы "Пора!Пора!" (это такая глава в романе) и заканчивая потопом в квартире №84. Весьма символично из уст замполита прозвучали слова из Апокалипсиса про бал у сатаны, ну и т.д. Примеров много, но я не буду их сейчас приводить.   

Впрочем, возвращаясь к коробке из под Эйхенма (Красный октябрь). Еще один тысяча первый пример, как традиционное Евангелие интегрированно в 5-ое Евангелие М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Это отрывок про сокровища и глаза из Евангелия от Матфея (6 глава).

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?".

****

А теперь глава "Сон Никанора Ивановича" из романа МиМ. Обратите внимание на рассказ ведущего про глаза и хранение валюты. Также обратите внимание, что моль у Булгакова заменена на крыс.

"Поэзия  ли  Пушкина  произвела  такое впечатление или прозаическая речь конферансье, но только вдруг из зала раздался застенчивый голос:

     — Я сдаю валюту.

     —  Милости   прошу  на   сцену!  —  вежливо   пригласил  конферансье, всматриваясь в темный зал.

     И на сцене оказался маленького роста белокурый гражданин, судя по лицу, не брившийся около трех недель.

     — Виноват, как ваша фамилия? — осведомился конферансье.

     — Канавкин Николай, — застенчиво отозвался появившийся.

     — А! Очень приятно, гражданин Канавкин, итак?

     — Сдаю, — тихо сказал Канавкин.

     — Сколько?

     — Тысячу долларов и двадцать золотых десяток.

     — Браво! Все, что есть?

     Ведущий  программу  уставился  прямо  в  глаза  Канавкину,  и  Никанору Ивановичу  даже показалось,  что из этих глаз брызнули  лучи,  пронизывающие Канавкина насквозь, как бы рентгеновские лучи. В зале перестали дышать.

     — Верю! — наконец воскликнул артист и погасил свой взор, — верю! Эти  глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам,  что основная ваша  ошибка заключается  в  том,  что  вы  недооцениваете  значения  человеческих  глаз. Поймите,  что язык  может  скрыть истину, а  глаза —  никогда!  Вам  задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете  собой и  знаете,  что нужно сказать, чтобы укрыть  истину,  и  весьма  убедительно говорите,  и  ни  одна  складка  на  вашем  лице  не  шевельнется,  но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на  мгновение  прыгает в  глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!

     Произнеся,  и с  большим жаром,  эту  очень  убедительную речь,  артист ласково осведомился у Канавкина:

     — Где же спрятаны?

     — У тетки моей, Пороховниковой, на пречистенке...

     — А! Это... постойте... это у Клавдии Ильиничны, что ли?

     — Да.

     — Ах да, да, да! Маленький особнячок? Напротив еще  палисадничек?  Как же, знаю, знаю! А куда ж вы их там засунули?

     — В погребе, в коробке из-под Эйнема...

     Артист всплеснул руками.

     — Видали вы что-нибудь подобное? —  вскричал он огорченно. — Да ведь они ж там заплесневеют, отсыреют! Ну мыслимо ли таким людям доверить валюту? А? Чисто как дети, ей-богу!

     Канавкин  и сам  понял, что  нагрубил  и проштрафился,  и повесил  свою хохлатую голову.

     —  Деньги,  —  продолжал артист,  — должны храниться  в  госбанке, в специальных сухих и хорошо охраняемых помещениях,  а  отнюдь не  в  теткином погребе,  где  их  могут,  в  частности,  попортить  крысы!  Право,  стыдно, Канавкин! Ведь вы же взрослый человек.

     Канавкин уже  не знал, куда и  деваться, и  только колупал пальцем борт своего пиджачка.

     — Ну ладно, — смягчился артист, — кто старое  помянет... —  И вдруг добавил неожиданно: —  Да, кстати: за одним разом чтобы, чтоб машину зря не гонять... у тетки этой самой ведь тоже есть? А?

     Канавкин,  никак не  ожидавший такого оборота дела, дрогнул, и в театре наступило молчание.

     — Э, Канавкин, —  укоризненно-ласково  сказал конферансье,  — а я-то еще похвалил его! На-те, взял да и засбоил ни с  того ни с сего! Нелепо это, Канавкин! Ведь я только что говорил про глаза. Ведь видно, что у тетки есть. Ну, чего вы нас зря терзаете?

     — Есть! — залихватски крикнул Канавкин.

     — Браво! — крикнул конферансье.


****

Впрочем, если уж так нужно, вот отрывок из той же самой главы про "Сон Никанора Ивановича". Чем не совпадение?

"На просьбу не  валять дурака,  а  рассказывать,  как  попали доллары  в вентиляцию, Никанор  Иванович стал на  колени и качнулся, раскрывая рот, как бы желая проглотить паркетную шашку".

А этот отрывок из книги про Красный октябрь (обратите внимание на глаза).

"Все произошло мгновенно. Путин попытался было крикнуть, безмолвно открыл рот, но тут же закрыл его, успев судорожно вдохнуть последний глоток воздуха – словно рыба, выброшенная на берег. Широко открытые глаза уставились на Рамиуса. В них не было даже боли – всего лишь удивление. Капитан осторожно опустил тело на плитки". пола".