Высшая Школа Бытия

Алексей Добров
  "Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило"
                Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель»


  Есть такое поверье:  Земля – это школа для наших душ. Я его разделяю постольку, поскольку оно помогает мне жить. Уж не знаю, как мы сюда попадаем, насколько это добровольно, иногда кажется, что ни за что бы не согласился, а другой раз такая благодать низойдёт, что всё плохое забывается, как будто его и не было…
  Однако, хотелось бы определиться. Если это школа, то в каком я классе или на каком курсе? Чему меня сейчас учат, чему учусь сам, насколько чему научился? Как понять, нахожусь ли я сейчас в подготовительной школе жизни, когда меня знакомят с миром, с собой? В начальной, где старшие учат меня азам жизни, поведения, правилам, владению телом, собой, общению? В средней, где всему учат понемногу, «где-нибудь и как-нибудь», но потом нужно будет выбрать что-то одно, главное дело жизни или способ жить-творить, наслаждаться ли, выживать ли, «спасаться» ли? На первом-втором курсе, где «никто не хотел умирать» и «приказано выжить»? Или уже собираю материал для дипломной? Пожалуй, всё одновременно:  и продолжаю знакомиться, и учат, и учусь, но больше чувствую себя на последнем, где предстоит «госэкзамен» и защита собственного проекта лучшей жизни, хочется делиться опытом, оставить завещание новобранцам земной школы.
  С целью самоопределения попробую хоть как-то определить особенности каждой ступени.
  Например, для начальной и средней школы, в том числе и в рамках семьи, армии, какого-то кружка, спортивной секции, религиозной организации и так далее, на мой взгляд, характерны:
- жёсткая и подробная базовая программа-минимум. Наличие абсолютного или достаточно бесспорного, «авторитетного» Учения, системы «твёрдых» знаний, догм, сообщаемых «ученику» авторитетным «учителем». От ученика требуется, в основном, запоминание, усвоение стандартов, правил, «правильных» воззрений, обязанностей, субординации, наработка исполнительских навыков, навыков общения, приёмов решения задач, умения бегло читать и писать, пересказывать, формулировать свои мысли в заданных рамках и общепринятым способом, усвоение техники безопасности. Что ещё? Средняя школа воспитывает волю исполнять задачи, поставленные старшими, социализирует, формирует личность под данное сообщество. 
  Для высшей же главное – самостоятельность. В том числе и в выборе программы, в формировании собственной программы не только профессионального обучения, но и программы жизни, наконец, программы личностной.
  ВШ развивает:
- осознание, в том числе собственных ощущений, чувств, мышления, поведения;
- независимость от окружающих, самодостаточность;
- стрессоустойчивость;
- способность к анализу и самоанализу;
- терпимость при встрече с инакомыслием – за счёт понимания и уважения;
- инициативность, спонтанность, естественность;
- ответственность за свои действия перед собой же;
- творческость – в том числе в отношении системы своих представлений.
- ролевую гибкость (способность менять роли ведомый-ведущий);
- способность взаимодействовать в группе равных вне какого-либо руководства;
  Именно с доброго равенства в любви и взаимоуважении душ – будущих выпускников ВШБ начинается сейчас новое Золотое человеческое общество. Очень хотелось бы в нём пожить, а работая на это светлое будущее, я в какой-то мере живу им уже сейчас.
  И ещё – маленькое дополнение к вопросу о настройках связи с Истоком. Часто предлагается молиться и медитировать, чтобы отключить ум как поток мыслей, причём под руководством пастырей и гуру, в целях безопасности и эффективности, но есть и вполне безопасные и очень эффективные пути с той же целью, которыми можно идти самостоятельно. Кроме самонаблюдения – наблюдения за своими мотивами, контроля своих желаний, есть, например, вполне рациональный способ отключить свой ум без экзотики, хотя это тоже своего рода сосредоточение – сосредоточение на каком-то важном вопросе, решении трудной задачи при нехватке данных или нехватке способов решения. Для начала, одной из таких задач может быть, например, исследование самого понятия «ум», а также его инструментов, например, логики. Эта работа поможет понять, с одной стороны, некую неопределённость понятия, с другой – известную функциональную ограниченность своего ума. Одна из его функций, на мой взгляд, состоит в том, чтобы подвести нас к чувствам, включая интуицию. Например, думаю, каждый замечал, что когда усиленно думаешь над чем-то важным, что называется, до дыма из головы, особенно перед сном, срабатывает некий предохранитель – голова отключается и засыпаешь, а наутро или через несколько дней вдруг приходит ответ. Отсюда и поговорка «утро вечера мудренее», но это только если как следует поработал головой накануне. Вот так, усиленно, нужно думать над каждой закавыкой, иногда не один день – результат обязательно будет. Чтобы добраться до Истока, который в Сердце, ум нужно грузить постоянно, это трудно, но интересно. На сегодня всё.    
  Если тебе это интересно, очень хотелось бы ознакомиться с твоими или чьими-то соображениями по поводу учёбы в нашей земной школе и, конечно, практики.
                ***
  Всех нас учит жизнь, иногда жёстко и даже жестоко, но не все учатся жизни, а кто не учится, не хочет, не поставил себе задачи учиться, того учить сложно, он пока подготовишка? Либо «двоечник», которому жизнь какие-то обязательные уроки повторяет до тех пор, пока не возникнет желание понять настоящие причины этих повторов? Освоивших же некие основы в достаточной степени и желающих учиться дальше, как однажды захотелось и мне, как старший, приглашаю в невидимую Высшую Школу Бытия или Высшую школу самоучения жить-быть, где учатся у всех и всего, сами составляют себе учебные планы и оценивают их выполнение. Учёба без отрыва от жизни, плата за неё – отдавать всего себя. Себя считаю студентом, хотя часто бываю и школьником, повторяю или доучиваю упущенное, никакую реальную школу не веду, только учусь и пишу «дипломную». Похоже, завершаю очередной этап учёбы, по крайней мере, в этой жизни. Мне представляется, что учёба в ВШБ предполагает самообразование. Не пассивное натаскивание, - когда говорят, что жизнь учит, и не стихийное обучение, когда учусь по случаю, время от времени, когда «петух клюёт», отвлекаясь на актуальную суетность, дела, развлечения, - а сознательное, активное, целеустремлённое и постоянное учение жизни.
  Отсылок к истории философии, к греко-римским школам не даю, поскольку о них только слышал, «проходил». Ближе всего мне были стоики, особенно Марк Аврелий, но полностью их не принимал, что-то у них даже отвергал как неприемлемое, хотя сути учения уже и не помню, только некий «стоический» дух. Историю вспоминать пока некогда, поскольку работаю над собственным учением для себя же. Хотя посвящаю его общему нашему началу, используя всё известное мне, за этим не стоит какой-то клуб, кружок, организация – ни в коем случае! Это опыт одиночки, насколько в этом смысле можно и нужно быть одиночкой. На мой взгляд, именно в ВШБ человек должен ощущать полное одиночество, взяв на себя полную ответственность за своё самообразование, за ход учёбы, сам себя обязать учиться, вменить это себе в долг, понимая необходимость, ощутив при этом полную свободу самообучаться даже при наличии каких-то выбранных по своей доброй воле авторитетов, примеров для подражания в чём-то, поскольку пример во всём – это идеал, живущий лишь в воображении.    
  Итак, высшая школа жить-быть с акцентом на «быть» как на состоянии своего существа, стремящегося ощутить удовлетворение от жизни как процесса в каждый его миг, а не просто потакать гордыне, сознавая себя знающим и успешным в чьих-то глазах, обладающим чем-то завидным. Именно поэтому и высшая, а также потому, что высшая школа предполагает бОльшую самостоятельность по сравнению со средней. Как оказаться в высшей, минуя среднюю? Можно ли в неё попасть без привычки периодически уединяться, чтобы всё обдумать? Как отчаянно устремиться к добру, не пережив многого, не узнав достаточно зла, не научившись почти безошибочно различать добро и зло для себя, а также мало зная примеров превращения добра во зло и, наоборот, мало зная способов использования зла в различных его ипостасях для стяжания добра. Например, зло можно использовать как указатель направления, мощный побудитель, необходимое для преодоления препятствие, ибо «человек – дитя препятствий», «Царствие Небесное силою берётся» и тому подобное. Но всё это нужно испытать на себе.
  Как сохранить здравый рассудок, способность радоваться жизни и продолжать творить доброе, несмотря на крепчающий маразм былых порядков, не поняв, что именно является основой доброго здравия? О каком переходе в высшую школу можно говорить, если нет основы, усвоенной в предыдущей школе жизни?
  Да, основы средняя школа даёт, но она сосредоточена прежде на общем развитии, а затем на выборе и освоении какой-то профессии, специализации, часто деформирующей, уродующей человека. Тогда говорят о профессиональной деформации. Высшая же возносит над всем не просто гармоничное развитие личности или даже духовность как развитие отдельного своего духа, а человечность как цельность, возникающую при устремлённости ко всеобщему благу как Цели. Соответственно, и призвание своё душа ищет в этой устремлённости к чистоте счастья цельного мира. То есть, главный смысл учёбы в ВШБ состоит в развитии цельного своего существа в его предельной связанности с миром. Главной своей задачей считает развитие способности быть цельным Человеком цельного мира. Средняя чаще учит простому различению, дихотомическому – да-нет, правильно-неправильно, дОлжно-недолжно, послушание-непослушание, хорошо-плохо, зло-добро. Высшая учит детальному, тонкому различению, учит учиться самостоятельно, разворачивает мышление, учит самому себе ставить множество вопросов к любому мало-мальски сомнительному факту, по любому значимому поводу, в том числе при анализе каждого сомнительного мотива, возникающего мыслечувства, каждого момента своего мировоззрения, и самому же отвечать на них, определяя примерную степень вероятности. ВШБ призывает к разумному самоограничению и неограниченному творческому разнообразию, оперирует вероятностями от больше нуля до меньше ста процентов, учит пересматривать свои нежелательные представления и создавать или искать нужные смыслы, образы, приводить их в цельную систему, учит самостоятельной постановке целей, соответствующих некому Смыслу, назначенному главным в построенной самим же иерархии или сети смыслов с неким центром, смысловым ядром. То есть, в последнем случае, когда система смыслов представляется объёмной сетью, наподобие сети нейронов головного мозга, можно говорить о центральном или системообразующем смысле, вводящем нас в особое состояние, как «глаз» галактики упорядочивает все звёздные системы в одну цельную, и грандиознее – как управляющий центр вселенной, а ведь человека иногда сравнивают со вселенной. Пытаясь сформулировать свою систему представлений, начиная с главных принципов и стоящих за ними образов, «студент высшей школы бытия» необходимо приходит к созданию собственной науки жить-быть. В моём случае – науки Добра. Всю оставшуюся жизнь пишет-совершенствует собственный самоучитель жизни, который может пригодиться коллегам по "самонаучной" практике жизни.
  Слово «самоучение» смущает верующего, считающего, что существует единственное абсолютное Учение – священный текст его конфессии, как бы забывая, что каждая из многочисленных конфессий, основанных на одном и том же Тексте, учит лишь одному из толкований одного из переводов – своему, «правильному».  Иногда кроме основного Текста в Учение включают ещё и писания святых старцев. Они следовали Тексту? Какого издания, какой редакции? Почему же нельзя считать их книги самоучениями? Почему мы не можем следовать этому их примеру – писать свою книгу, понимание, толкование? Может быть, напротив, должны, обязаны? Тогда и Текст нужно либо выучить наизусть и сверять с его непротиворечивыми указаниями, если такие есть, каждый свой шаг;  либо хотя бы выписать самые важные места и обязательно описать своё понимание каждого места, потому что мы, даже будучи ведомыми пастырем, следуем именно своему пониманию, которое можно записать на бумагу или диктофон – вот и самоучение! Пастырь забракует, поскольку с его пониманием это не совпадает? Но у каждого пастыря тоже своё самоучение, поэтому-то они и расходятся, даже враждуют. Конечно, хорошо бы найти пастыря-единомышленника хотя бы в главном, но, в любом случае, отвечаем за всё, за каждый свой шаг мы один на Один, без посредников. Не там и потом, а здесь и сейчас.
  Да, сознающих себя «вечными студентами» жизни в наше «последнее время», оно же время перехода на следующий «курс» - как знать? - таких должно быть немного, и они должны быть достаточно изолированы друг от друга? Видимо, чтобы не полагаться на кого-то, а рассчитывать только на себя? Данность условий должна быть достаточно сложной – запутанной, гнетущей, острой, опасной, чтобы задействовать все знания и способности в полной мере. Ибо только сверхусилия дают ценный результат. Впрочем, на этом пути ценно каждое усилие, не пропадает даром, независимо от результата. По идее, в этих условиях наука о лучшем, если устремился к познанию наилучшего, необходимо приводит к личной вере в нечто главное (вне организаций, не приветствующих и преследующих такую самодеятельность даже в толковании принятых ей текстов), наконец, приводит к ощущению этого главного хотя бы в какой-то степени, подводит к переходу в следующее, лучшее качество своего существа.
  Наука о чистом счастье необходимо ведёт к его ощущению. Поэтому желающему счастья всем добрым людям, существам, если есть хоть малейший  интерес к исследованию жизни, предлагаю немедленно начать постигать науку жить на опыте и примере предшественников, как ушедших, так и пока ещё обладающих «аватарами», тем самым создавая личную «науку Добра», уже этим творя новый лучший мир.
  С чего же начать, как себя мотивировать, с ответа на какой главный вопрос начинать создавать эту науку, как усадить себя за воображаемую студенческую скамью ВШБ?
  Все мы меняемся – по своей ли воле, чаще же невольно, по чьей-то или по воле обстоятельств. Как меняться так, чтобы было лучше, оставаясь при этом самим собой? При том, что кто-то, стремясь, «чтобы у него всё было и ничего за это не было», как говорится, «себя теряет»? Что значит «потерять себя», «продать душу», стать несчастным? Что значит «найти себя», «стать цельным», что есть подлинное «я», «Человек», «настоящий человек», «Мы», «Люди», «настоящие люди»? Часто говорят о призвании, имея в виду профессию, успех, социальное положение. Но всё это можно потерять в один момент, в чём тогда будет состоять призвание? Можно ли сразу найти призвание, которое потерять невозможно?
  Вот для этого я и зову определиться с главным. Тем, что не меняется никогда, но и его я могу «продать», потерять связь с ним. Связь, которую я не сознаю, если не понимаю, что это такое во мне, не ощущаю это или ощущаю смутно, поэтому и не ценю, зато потеря его доводит до беспробудного пьянства, самогубства и прочих безумств. Многие зовут это душой, духом, высшим я и так далее. Я привык представлять и даже где-то, как мне кажется, ощущать некое общее начало, которое для себя зову Добром, иногда Истоком. Истоком жизнетворчества, ведь жизнь творится постоянно, всеми сущностями, сознательно и целенаправленно, или как-то иначе.   
  Как искать Исток? Среди многих есть «простой» способ:  если подниматься вверх по течению воображаемой реки жизни, то однажды обязательно обнаружишь её исток в себе. Можно представлять эту реку и её исток время от времени, по случаю, какому-то поводу или в специальной медитации, а также исследуя историю мира, общества, исследуя развитие любого явления. Исток этот у нас общий, единственный, один на всех и на всё, работает постоянно, вечно, но настроен у всех по-разному, поэтому выдаёт он нам то, на что мы настроены. То есть, мало его найти, ощутить, нужно проверить свои настройки. Прежде всего, свои намерения, в которые превращаются наши желания. Даже если хотя бы раз пожелал чего-то и забыл – Исток или, если угодно, подсознание это желание не забывает, оно становится намерением, которое однажды может сработать к несчастью. Примеры всем известны. Поэтому каждое желание нужно обусловливать  чистым счастьем. То есть, хочу только в том случае, если это принесёт мне чистое счастье. А лучше довериться сюрпризам судьбы. Убедился, что при полном доверии судьба или Провидение радует нас добрыми сюрпризами, как радуют детей подарки под ёлкой или под подушкой. Поэтому и Дед Мороз, и фея представляются им добрыми.
  Когда ждёшь чего-то хорошего, например, и от того же ребёнка, соответственно с ним и обращаешься. Жду от него доброго – и представляю его добрым, отношусь к нему по-доброму, делаю ему доброе, и люблю его в том числе и за то добро, которое я ему желаю и делаю.
  Однако, результат такого ожидания зависит от того, в частности, как оно повлияло прежде на самого ждущего, в какое состояние привело, насколько оно доброе. Чем я в результате такого доверительного ожидания стаю добрее, тем и жизнь для меня становится добрее, как та избушка на курьих ножках, постепенно разворачивается ко мне доброй своей стороной. Поэтому здесь пригодится наработанная прежней школой жизни воля, упорство, настойчивость, способность держать удар из «своего прошлого», анализировать плохое, а также какие-то представления из личного арсенала, например, об инерции так называемой кармы, если сразу от неё избавиться не удаётся, хотя способы такого «отречения» существуют.
  Обращаясь к кому-либо, в том числе и к ребёнку, я обращаюсь именно к его источности, доброму началу, которое, по идее, есть в любом существе. Понимая это, я и обращаюсь соответственно – по-доброму, любя, насколько я могу представить себе это Начало и настроить себя на наилучшее в человеке, в ком-то или в чём-то. Если это ребёнок, зову его добрыми именами, мысленно желаю ему доброго счастья, создаю ему условия для развития его в этом направлении. Радую его добрыми сюрпризами, например, неожиданно предлагаю ему интересное дело, игру, прогулку, соучаствую в нём. Пусть не сразу, но эти мои добрые семена обязательно прорастут, а ребёнок привыкнет ждать от жизни не столько плохого, сколько хорошего, привыкнет доверять судьбе, будет чувствовать её доброй, отвечающей добром на добро в том числе и в лице людей.             
  То же и с любым ближним, например, даря ему какую-то вещь – от души желать доброго счастья. Такое пожелание гораздо важнее самой вещи, даже если желать молча, без слов. Вот он и рай даже в нашем аду, где под «чутким» водительством вездесущего Цифрофана мы истребляем друг друга морально и физически. 
  Такие семена добра и зла посеяны в каждом из нас не только в детстве, и наша задача уже как студентов ВШБ взращивать семена добра, уделять им всё внимание, а оставшиеся без внимания, в том числе и без негативного, любого, ибо питает любое внимание, остальные семена засохнут, а всходы зла завянут. Выполоть их полностью невозможно, но если в поте лица растить добрые, с благодарностью вспоминая добрых людей, которые посеяли их в нашу душу, в том числе и посланных нам добрых животных, добрую природу – растущее добро станет вытеснять собой всякое зло.
  Получается, что основная настройка на Исток – это как можно чаще думать о нём как о добром, думать о нём как о Добре, желать это Добро, стремиться к этому Благу в себе, в каждом, во всём, превращать это желание в намерение и постоянно ему подчиняться, осуществлять его в делах, образе жизни. Тогда всё будет обращаться во благо, которого я желаю всем нам, добрым людям, насколько мы по-настоящему добры. Только так у нас получится быть счастливыми чистым счастьем. 
  Часто спрашивают, что делать конкретно? Ясность в этом вопросе приходит каждому лично в зависимости от обретённой им в трудах ума и души ясности представления, что и как нами управляет, чем управляемся мы, и чем мы должны управляться, если хотим чистого счастья. Как я понимаю, нами сейчас управляет некое внешнее многоликое зло (средством которого является безликий Цифрофан) через наше внутреннее зло – пороки, невежество. Но при этом можно и нужно, если мы хотим чистого счастья, управляться добром.
  Конечно, это личная наука длиной в жизнь. Наука, которая не только жизнь делает счастливее, но и сама по себе счастье, счастье познания, счастье преодоления, счастье открытий, счастье творчества, счастье труда во всеобщее абсолютное в ощущении благо, которого я и желаю всем нам, всему доброму миру! Да будет Свет и Тепло в наших душах, и скроется тогда Тьма и Холод! Само по себе такое счастье надолго не приходит, не нисходит, к нему нужно восходить, жалея ближних, но не жалея себя, если на то есть хоть малейшие силы.
  Учиться в невидимой ВШЖ – это большое счастье! Удалось ли мне это показать? Очень не хватает соответствующих способностей. К счастью, я в этой школе, конечно, не один, поэтому можно ждать более полных, подробных, логичных и образных вариантов творчества на темы самоучения и его предметов – творений письменных, аудио, видео, художественных, рисуночных (где и на чём только можно), поэтических, музыкальных и т.д., а также буду рад замечаниям, дополнениям, конструктивной критике. Буду очень рад, если у кого-то это получится лучше или просто по-другому, хоть что-то получится предъявить всем, внеся вклад в общее дело! 

  Доброго нам счастья!