Картина. Взгляд

Сергей Домбровский
Года три-четыре назад я «прогугливался» как-то в интернете – уж не помню, по какому поводу, да это, впрочем, и не важно. И вот после очередного клика курсором мышки  на экране появился необычный образ Христа. Это была не икона, а именно портрет Иисуса!

Внимание привлёк Его взгляд. Положение рук, шелковистое стекание волос, мягкая багряница – всё было изображено до того реально, как будто автор писал картину, видя живого человека перед собой.

Ни автора, ни названия у портрета не было. Просто безымянная картина. То, что это Иисус Христос, сомнений не возникало. Но какое название у неё, с каким именно событием связан Его великолепный образ и так сильно прорисован светлый ожидающий взгляд, наполненный тёплой любви к созерцателю с едва уловимой ободряющей улыбкой?

- А как бы ты назвал эту картину? – задал я себе вопрос. Стало интересно попробовать предугадать её историю, перед тем как отыщу в Инете первоисточник.
Итак, во-первых, взгляд... Для меня весьма очевидно, что так смотрят или на маму или на доброго друга.

Где же и на кого Иисус мог так выразительно смотреть?

Подумалось, что автор выбрал один из евангельских сюжетов при написании этого портрета. Но какой? Я стал перебирать и вспоминать описание жизни Христа и нашёл подходящий данному Его образу момент, когда Он, наставляя своих учеников, говорил им: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Ученики Его тогда, наверняка, не поняли. Но смысл произнесенного пришло уже после того, как они обрели Духа Святого.

Казалось бы – а нам-то, что до этого? Ан не-ет. Он ведь через своих учеников говорит и вразумляет каждого из нас: «Ищите Меня в себе. Там внутрь вас и Царствие Небесное есть. Только и требуется от тебя, человек: поиска и находки этой драгоценной жемчужины.  Разбуди свой дух, потом постучи ко Мне, и Я обязательно отворю дверь и встречу тебя уже как друга и брата своего».

И решил я, что картину следует назвать «Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас».
Возникла и другая картинка, то есть тогда, когда Мать Иисуса на браке в Кане Галилейской, зная способности Своего Сына, попросила Его восполнить отсутствие вина на свадьбе тех небогатых людей. Очень хотелось порадовать их.

На это, в ответ, Иисус вот так складывает руки, как на портрете, смотрит на Неё ласково, едва скрывая улыбку и чуть удивленно округлив глаза Свои, говорит Ей, мол:  «Ещё не пришёл час Мой».
Но сразу же пошёл со служителями во двор и превратил простую воду в каменных водоносах в прекрасное вино. Что Он с водой сделал, никто из них не уследил, так как всё время были заняты ношением колодезной воды и заполнением емкостей. А это почти 600 литров, между прочим!

Все, безусловно, пришли в восторг от такого чуда. Тамада весьма удивился так, что и выговор сделал жениху:
- Всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.
 Жених с невестой, а так же их родители, сами находясь в радостном удивлении и великом недоумении, говорят ему, что и не ведают, откуда что взялось да вдруг появилось.
- Была вода! – твердят.

Чудо, однако!

А гостям, какая разница – лишь бы веселье не угасало, и свадьба продолжилась. Вышли брачующиеся на улицу, да и ещё позвали гостей на брак. К утру уже весь город знал о чуде, которое сотворил Иисус.

… Так, глядя на экран монитора с ликом Христа, в моих мыслях представали возможные сцены двух тысячелетней давности. Смущал меня только лишь фон, на котором изображался Спаситель – темноватый какой-то: то ли дым клубится, то ли мрак густится, но явно что-то неприятное и несущее угрозу… Совсем не похоже на аккуратную манеру письма автора.

Тогда, заканчивая «гадания», я решил, что лучше всего к этой картине подойдёт название «Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?»
Закончив своё небольшое расследование, я вновь «залез» в интернет, чтобы узнать настоящего автора картины и её название. Два-три клика мышкой, и вот передо мною его автопортрет: (см. в инете автопортрет художника)

Георг Корницелиус (Georg Karl Franz Cornicelius), годы жизни:--1825–1898 г.г.- немецкий художник. Родился в 1825 г. в Ханау в семье художника по фарфору.
Далее название и небольшая история этого произведения.
Картина "Искушение Христа" хранилась в Королевской национальной галерее в Берлине, но после 2-й Мировой войны исчезла. Цела ли она, и если цела, то где находится, до сих пор неизвестно.

Поисковик в довесок выдал эту же (вроде бы первичный оригинал) картину, но с изображением сатаны за спиной Иисуса, втихаря примеряющим царскую корону на Спасителя. В правом нижнем углу прорисован камень, с растущими из него колосками хлеба. Полноту набора из трёх искушений Христа Корницелиус завершил, показав крыло сатаны – символ возможности полёта.

У меня, во всяком случае, при внимательном рассмотрении, сложилось впечатление, что фон рисовал другой человек, но не Георг Корницелиус. Почему так – сам не знаю. Впрочем, это просто личное ощущение. Хотя на заретушированной картине, уже без князя тьмы, всё же остались видны рожки, сложенные из его двух пальцев, за нимбом Сына Божьего.

"Искушение Христа". Автор работы - немецкий художник Георг Корницелиус (1825-1898). (см. В инете)

Итак, в интернете говорят, что именно так Георг назвал своё полотно. И таков был оригинал после завершения работы мастера. Датируется работа 1888 годом. Автограф художник поставил в левом нижнем углу.
 
Его лик, взгляд, глаза!
Каждый увидит в них что-то близкое, знакомое лично для себя. Услышит в душе Его слово, обращенное именно к тебе уважаемый зритель, читатель, слушатель.

И неважно, что я ошибся в названии, и не угадал сюжет, изображённый художником на этом полотне. У меня тогда и потом, сегодня и сейчас, завтра и всегда эта картина будет вызывать восхищение и благоговение!

Спасибо тебе, Георг Корницелиус.

Будем надеяться, что работа не исчезла безвозвратно и когда-нибудь явит себя миру.

P.S. если из 4-х снимков, что-то не поместится в публикацию, то нетрудно будет найти работы немецкого художника по поисковику в Инете.