Фильм Сердце Пармы - глумление над Православием

Галина Чудинова
     Примечательно, что в переломное для России время после семи месяцев тяжелейшей спецоперации на Украине особую актуальность вновь обрёл вопрос Максима Горького: «С кем вы, мастера культуры? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников?».  Просмотр блокбастера или экшен-драмы режиссера Антона Мегердичева «Сердце Пармы» по мотивам романа Алексея Иванова даёт ответ, на чью мельницу льют воду создатели этого фильма, появившегося в начале октября на экранах  всех центральных кинотеатров Перми.
      
     Почему фильм был так широко разрекламирован именно в Перми? Первоначальное название романа – «Чердынь – княгиня гор», и центральное его действие происходит в одной из исторических жемчужин края, городе Чердыни. Часть съемок фильма «Сердце Пармы» проходила на севере Пермского края  – в окрестностях города Губахи. Там были построены все необходимые, но достаточно примитивные  декорации – деревянный город, крепость, церковь и дома на сваях. В массовых сценах участвовали жители Прикамья.  Более того, из моего родного посёлка Юго-Камск  на место съёмок был пригнан большой табун коней в сопровождении  местного коневода и мастера по конному спорту Михаила Бакилина. Конечно, и он показал класс езды в массовках.  Съемки сверх затратной картины завершились в феврале 2020-го  года, однако,  показанная в нём история присоединения Перми к Московскому княжеству в середине пятнадцатого века имеет мало общего с реальной историей.
   
     Мог ли стать фильм духоподъёмным, прославляющим Православие и русский народ? После  просмотра блокбастера  можно сказать однозначно – нет! Фильм и не мог стать другим, коль скоро был снят  по мотивам насквозь антиправославного романа. Вспомним Нагорную Проповедь, в которой сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри они – волки хищные. По делам их узнаете их. Разве собирают с терновника виноград, а с репейника – смоквы? У доброго дерева и плоды добрые, у худого дерева и плоды худые».
   
    Тем не менее, зрелищный и остросюжетный фильм встретил, судя по рекламе, восторженную оценку у многих его зрителей: «Класс! Супер! Круто! Игры престолов отдыхают!». Необходимо отдать должное актёрской игре. Исполнитель главной роли чердынского князя Михаила актёр  Александр Кузнецов перед началом съёмок  много тренировался, чтобы самостоятельно выполнять большую часть трюков. Александру даже удалось  перебороть свою боязнь лошадей, и в итоге он научиться скакать верхом не хуже профессиональных каскадеров. «Князь Михаил – рефлексирующий пацифист и романтик, который пытается примирить всех людей вокруг, объединить язычество и христианство. Это не история бесстрашного профессионального воина, это история чистой любви к своей женщине, друзьям, людям и миру», – так сказал  о своем герое Александр Кузнецов.
    
     Каков же результат такого  «объединения язычества и христианства? Фильм, буквально,  переполнен  языческой мистикой. Уже в начале его Айчель, нянька юной Тичерти,  – в талантливом исполнении Розы Хайруллиной  – объясняет детям,  что у каждого человека пять душ, а после прикосновения девочки к Золотой бабе, Сорни-Най, объявляет её ведьмой-ламией, способной на любые перевоплощения.
   
     Характерна сцена языческого празднества девушек-пермячек и молодых мужчин у огромной Прокудливой берёзы, ветви которой густо увешаны девичьими лентами – символами гаданий на женихов. Тичерть,  появившись из леса, одевает   венок из цветов на голову князя Михаила, своего избранника.   Буйные пляски заканчиваются блудом пар, разбредшихся по лесу, а Михаил овладевает обнажённой Тиче. Вообще Елене Ербаковой, исполнительнице роли главной героини, дочери языческого князька Тичерти, не позавидуешь! Она  неожиданно  является голой  в холодной воде, пугая всех людей, согнанных епископом Ионой на крещение.  Позже героиня   без одежды предстаёт перед зрителями  в зимнем лесу, колдуя над замерзающим Калиной. В обличье рыси вводит в страх похотливого думного дьяка Венца, сосланного из Москвы в Чердынь.
   
   Известному актёру Евгению Миронову выпала роль епископа Ионы, крестителя народов пермских земель. Сама сцена крещения в зимней реке  становится пародийной, а попытки обратить язычников в православие не приносят результатов из-за их чрезмерной  жёсткости.
   
    Блокбастер получился остроконфликтным, изобилующим сценами сражений. Красочен набег вогулов на Усть-Вым, когда в поваленные ворота городка въезжает на коне, украшенном оленьими рогами, хакан Асыка, в великолепном исполнении Валентина Цзин. Под восторженный рёв сородичей он высоко поднимает на руках Сорни-Най, украденную русскими Золотую бабу,  за кражу которой был распят на берёзе епископ Питирим. Примечательно, что в романе Алексея Иванова вогулы врываются в Усть-Вым верхом на лосях, за что опус был подвергнут справедливой критике не только от охотников и биологов.
    
    Не менее драматичен набег русских на Пелым, оплот вогулов, и пленение Асыки, вскоре отпущенного Михаилом. В одной из аннотаций на фильм так говорится о его замысле:  «Отныне только от Михаила зависит будущее родной пармы, древних суровых земель, напоённых чудодейственной мощью кровавых языческих богов. Здесь сталкиваются герои и призраки, князья и шаманы, вогулы и московиты. Здесь расстаться с жизнью –  не так страшно, как выбрать между долгом, верностью братству и любовью к единственной женщине на свете». Хорош «выбор», не правда ли?!
 
     Центральное и самое зрелищное  сражение фильма – безуспешная попытка Михаила вместе с князьками соседних племён противостоять стремлению великого князя Московского Ивана Третьего покорить пермские земли огнём и мечом. Иван Третий в талантливом исполнении Фёдора Бондарчука предстаёт как единодержавный и самодержавный монарх, которому должны быть одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги.
В фильме создатель  единого Русского государства и «собиратель земли Русской» – по-своему коварный и жестокий человек. Таков и его верный слуга  Фёдор Пёстрый, возглавивший войско московитов для беспощадной расправы со всеми непокорными правителями пармы.
   
    Сценарий фильма написали Сергей Бодров, автор проекта «Монгол», и Илья Тилькин  – проект «Годунов». Те, кто посмотрели данные киноленты, представляют, как далеки они от реальной русской истории. В общей сложности за все время съемок в фильме приняли участие более двух тысяч человек. Статисты специально не брили бороды по несколько месяцев, чтобы сняться и в летнем, и в зимнем блоках.
   
   Затраты на экшен-драму непомерно, неоправданно велики. Костюмы жителей вымышленного водяного города Уроса сшиты на заказ из настоящей рыбьей кожи – уже не говоря о других нарядах и прочих расходах. Каков же итог всего этого шоу? Уже после выхода в свет книги «Чердынь – княгиня гор» сотрудники Чердынского краеведческого музея и священнослужители города   откликнулись возмущёнными письмами во все газеты: «Не мы ли нынче кричим о необходимости возвращения идеалов, о культурном воспитании молодёжи, о возрождении духовности? И, тем не менее, чуть ли не книгой года становится роман, где епископ Иона назван убийцей, где обвиняется в стяжательстве и корыстолюбии Сергий Радонежский, благословивший русские рати на победу в Куликовской битве?».
 
   Так и в фильме  «Сердце Пармы» нет ни намёка на возрождение духовности, а есть лишь неприкрытое глумление над Православием, по существу, приравненному к язычеству. Воистину, «у худого дерева и плоды худые». Такие ли экшен-драмы нужны русскому и другим коренным народам России во времена нашего испытания на прочность веры в Бога и силу воли, во времена битвы за наше достойное будущее?