Предистория Руси о которой нам забыли рассказать

Юрий Шутилин
Предистория Руси о которой нам забыли рассказать
Иногда полезно взглянуть на всю совокупность знаний и сведений (археологических, летописных, палеогидрологических, генетических, литературных, этнографических) об обстоятельствах и причинах появления на карте государства Русь непредвзятым взглядом дилетанта. https://asakharov.wordpress.com/

СУТЬ статьи
По существу это программный манифест Рыбакова, призывающий к коренному изменению задач археологии, как части исторической науки. Но Б.А. Рыбаков ошибся, «перестройка» конца 80-х годов прошлого века не затрагивала вопросов достоверности нашей истории. В результате:

Монография вышла в свет в 1987 году и практически сразу же после этого,, в 1988 году Б.А. Рыбаков из директора превратился в почётного директора Института истории материальной культуры (археологии) АН СССР.
Был объявлен дилетантом и ярым «русским националистом … ультра-патриотом — он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних» [Л. С. Клейн. «Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества»]. /Википедия/.
На том основании, что в конце 1940-х — начале 1950-х годов опубликовал в научных журналах ряд статей о роли евреев и иудаизма в истории Хазарского каганата, был обвинён в участии в компании против «безродных космополитов». /Википедия/.

СОДЕРЖАНИЕ статьи
Хорошо по новгородскому, по устюженскому пути. Мста и Шелонь, Шерегодро, Пирос, Миронега, Шлино, Бронница и Валдай. Иверский монастырь, Нил Столбенский, возвышенности Валдайские. Все Красота бодрая. Неописанная. А вот и чудо. Не то чудо, что еще живы русалки. Жив еще «честный лес». По городищам захоронены храмы. И не показались миру до сей поры. Верно, не время ещё». /Н.К. Рерих «Неотпитая чаша»/.

Сравнения орнаментов легко дают примеры. На вышивках тверских мы знаем мотивы стилизованных оленей; не к подражанию Северу, а к древнему распространению оленя, кости которого находим с кремнями, ведет этот узор. На орнаменте из Коломцев (Новгород) человекообразные фигуры явно напоминают ритуальные фигуры вышивок новгородских и тверских. /Н.К. Рерих «Врата в будущее»/.

Что Вы знаете о поселениях Коломцы, Вёкса? Скорее всего ничего. Войдите в интернет и попробуйте найти  сведения о них. Результаты будут плачевными. Но, это древнейшие и крупнейшие протогорода Евразии, в которых и происходило формирование современной цивилизации.

Протогород Коломцы. Расположен 6 верстах от Новгорода у истока реки Волхов, на противоположном берегу от урочища Перынь (древнего языческого святилища). Площадь более 1 млн. кв. метров (это в 5 раз больше площади считающегося крупнейшим поселением времён неолита в Евразии протогорода Чатал-Хююк в Анатолии). Возраст 7+ тыс. лет и люди жили здесь более 3 тыс. лет. Но, около 4 тыс.л.н. Коломцы были затоплены в результате катастрофического подъёма уровня озера Ильмень. Последний (и единственный) раз археологические работы проводились здесь в конце XIX века новгородским краеведом В.С. Передольским (1833-1907). Культурный слой Коломцов, сильно спрессован, скрыт под четырехметровым пластом глины и имеет 2-х метровую толщину. Здесь найдены многочисленные поделки из кости, тесаного камня, сланца, яшмы, красного янтаря, уникальная керамика. Всего В.С. Передольским собрано более 60 тыс. артефактов. Во всезнающей Википедии о Коломцах ни слова (заметим, что об анатолийском поселении Чатал-Хююк, которое меньше по размерам и младше по возрасту — несколько страниц текста). К несчастью, все артефакты собранные здесь были безвозвратно утрачены в период оккупации Новгорода.
Протогород Вёкса (7.5-0.8 тыс.л.н). Около 10 км от Вологды. Протяженность поселения вытянувшегося вдоль реки Вологда более 2 км, а общая площадь около 200 тыс.кв.м. Древнейшая часть поселения имеет протяжённость 500 м и площадь более 10 тыс.кв.м. Это один из древнейших протогородов Евразии датируемый периодом 7+ тыс.л.н. Причём, это едва ли не единственное место на Земле, где люди непрерывно жили на протяжении более 6 тыс. лет. Поздние слои поселения датируются XIII веком н.э. Коллекции артефактов с памятников Вёкса, Вёкса III насчитывают около 35 тыс. предметов. Раскопки проводились силами местных энтузиастов из Вологодского государственного музея-заповедника. Практически все следы древнейшей части поселения уничтожены в 2014 г. при проведении дноуглубительных работ. «минувшим летом [2104 г.] в результате дноуглубительных работ на реке Вологде были уничтожены остатки свайных конструкций, датированных III тысячелетием до нашей эры. Многослойный памятник археологии «Векса», что располагается в четырех километрах от Устья Вологодского при впадении небольшой речки Вексы в реку Вологду, исследуется учеными уже почти 35 лет. К сожалению, дальнейшие исследования свайного поселения на Вексе больше не представляются возможными. Памятник эпохи энеолита уничтожен во время дноуглубительных работ». /«Дома волосовцев уничтожила межведомственная разобщенность», Красный Север, №125 (27 392), Вологодская областная газета, 11.11.2014, Е. Стариков/. Во всезнающей Википедии о поселении Вёкса нет отдельной статьи и всего 1.5 строчки текста при описании реки Вёкса.
Поселение Кончанское (4.5+ тыс.л.н., в районе сел Жуково и Кончанское-Суворовское у озера Шерегодра). Поселение расположено на месте Нижнего Мстинского волока. Один из богатейших (с точки погребальных обрядов) некрополей не только Русской равнины, но и Евразии. Изучено около 270 захоронений. Янтарные украшения из могильников представлены подвесками, пуговицами, пронизками, кольцами. Украшения нашивались на одежду, головной убор, использовались в качестве ожерелий или укладывались в виде даров. Количество янтарных украшений в одном погребении достигает 400 экземпляров. Во всезнающей Википедии о поселении и некрополе Кончанский ни слова. В Кончанском-Суворовском находится государственный Музею-заповедник А.В. Суворова. На сайте Государственного Музея о некрополе и поселении ни слова. Возможно единственное место где можно ознакомиться с находками Школьный Музей, школа №7 г. Боровичи.
Свайное поселение Сертея (7.5-0.8 тыс.л.н). Поселение из 6 домов, обеспечивающее функционирование транспортного коридора из Западной Двины в Днепр. Ещё 5+ тыс.л.н. его жители поддерживали регулярные торговые отношения с регионами расположенными за тысячи километров от верховий Западной Двины — Средней Европой, Прибалтикой, Балканами, Поднепровьем, Поочьем и Ближним Востоком. Здесь найдены коллекции кремневых кинжалов из Средней Европы (причём хронология этих типов кинжалов совпадает с хронологией их аналогов на территории Средней Европы), керамики с Балкан (сосуды с плоскими днищами и поддонами, сосуды остродонные или с уплощенным дном и имитацией поддонов, глиняные сосуды — ковши с круглым дном и широкой ручкой, крепившейся к венчику, характерные для Балкано-Карпатского региона, но не Русской равнины), глиняные печати из Малой Азии. Найдены останки лошадей и коров, появившихся здесь около 4.5+ тыс.л.н. Поселению повезло и во всезнающей Википедии посвящено 3 строчки.

Если смотреть на картину освоения человеком Русской равнины глазами современной академической науки — это полный хаос и неконтролируемое броуновское движение полудиких родов охотников-собирателей. Впечатляет само количество археологических культур выделяемых археологами на Русской равнине в период 7.6-4.3 тыс.л.н. Уже сегодня, количество таких культур несколько десятков и их число продолжает расти. На первый взгляд, это лучшее подтверждение разобщённости и разнородности живших здесь этносов. Вопрос в том, что понимается под археологической культурой. Существующая классификация ни на шаг не приближает нас к ответу на вопрос:

«Какие этносы (роды) и когда жили на территории Русской равнины, какими были их взаимоотношения и как сложилась их дальнейшая судьба?».

когда – «за деревьями леса не видно». Проблема в том, что для археологов, одна культура отличается от другой не тем, что их носители говорили на разных языках, были носителями различных Y-ДНК гаплорупп (имели различные исторические корни) или имели существенные различия в религиозных культах. Сегодня, основным признаком классификации культур является керамика. В результате, нам представляют «апокалиптическую» картину, где из ниоткуда появляются и в никуда исчезают этносы, одна культура сменяет другую, причём зачастую, некоторые из археологических культур охватывают ареал всего в несколько квадратных километров и ограничивается одним «хутором». (например, Сертейская культура – свайное поселение из 6 домов в Верхнем Подвинье).

Эта проблема осознаётся и отдельными, причём наиболее яркими, представителями археологического сообщества. Ещё в 1987 году, на заре перестройки, Б.А. Рыбаков (действительный член АН СССР с 1958 года, в 1956—1987 годах — директор Института истории материальной культуры (археологии) АН СССР)) в своей монографии «Язычество Древней Руси» писал:

«В дальнейшем ретроспективном поиске у нас не будет столь надежной поддержки письменных источников, и основным материалом останется только археологический, которому, при всей его ценности, присущ целый ряд минусов. Во-первых, археологические культуры исторически безымянны и не могут быть соотнесены с этносами прямолинейно, т. к. одна общая материальная культура может принадлежать разным народам. Или, наоборот, единый народ в разных своих частях может создавать в зависимости от условий (природных или международных) разные, несходные между собой формы быта, отражающиеся в разных археологических культурах. Во-вторых, следует сказать, что в какой-то мере задача использования археологических материалов для этногенических построений усложнена самими археологами, фетишизирующими некоторые археологические категории (особенно глиняную посуду). Нередки случаи, когда исследователи объясняют любой перерыв в плавной эволюции тех или иных форм предметов или построек исчезновением данного народа, а появление новых форм — приходом нового населения. При этом появление пришельцев находит какое-то объяснение, а «исчезновение» обычно кратко констатируется.

Выделение археологических культур является важным звеном исследования, а «исчезновение» обычно кратко констатируется.их культур является важным звеном исследования, но, к сожалению, нередко историческое осмысление археологических материалов искусственно расчленяется по замкнутым в себе культурам. А это мешает познанию исторического процесса в его динамике. Видоизменение археологической культуры одного и того же населения подменяется «сменой культур», под которой часто подразумевается смена населения. Очень часто истинной причиной изменения общего облика археологической культуры оказывается то или иное новое историческое явление, какие-то крупные катаклизмы, и хронологические рубежи культур бывают прямым следствием этих явлений. Однако при изолированном изучении одной культуры без учета критических переломных моментов в судьбе народа неизбежно теряется историческая перспектива» /Б.А. Рыбаков «Язычество Древней Руси»/.

По существу это программный манифест призывающий к коренному изменению задач археологии, как части исторической науки. Но Б.А. Рыбаков ошибся, «перестройка» конца 80-х годов прошлого века не затрагивала вопросов достоверности нашей истории. В результате:

Монография вышла в свет в 1987 году и практически сразу же после этого,, в 1988 году Б.А. Рыбаков из директора превратился в почётного директора Института истории материальной культуры (археологии) АН СССР.
Был объявлен дилетантом и ярым «русским националистом … ультра-патриотом — он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних» [Л. С. Клейн. «Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества»]. /Википедия/.
На том основании, что в конце 1940-х — начале 1950-х годов опубликовал в научных журналах ряд статей о роли евреев и иудаизма в истории Хазарского каганата, был обвинён в участии в компании против «безродных космополитов». /Википедия/.

Вопрос, о каких соседних не (пра)славянских народах говорят его критики? По крайней мере, генетики не смогли их найти (по состоянию на начало 2017 года) на Русской равнине. Но именно историей народов живших здесь и занимался Б.А. Рыбаков. С точки зрения генетики (см. карту расселение родов на Русской равнине и смежных регионах 7.6-4.3 тыс.л.н.), славяне это многотысячелетний сплав (союз) родов — R1a1, I2, N1c1.

Карта R1a1Уже 4.5+ тыс.л.н., а основные работы Б.А. Рыбакова посвящены ещё более позднему периоду 3.0-1.0 тыс.л.н было бессмысленно даже пытаться разделить единый древнеславянский (древнерусский) народ на отдельные этносы.

Ярчайший пример — свайное поселение Сертея (Верхнее Подвинье, Смоленская область).

У обитателя стоянки Сертея VIII (рубеж V-IV тыс. д.н.э.) была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1.
У двух обитателей Сертея II (середина III тыс. д.н.э.) обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы R1a1 и N1c1 (M46*) и одного обитателя Наумово (оз. Жижицкое) обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1 (середина III тыс. д.н.э.).
У одного обитателя городища Анашкино (4 км от д. Наумово, оз. Жижицкое) обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1 (VIII-V вв. д.н.э.), в погребении культуры длинных курганов «Девичьи горы» (20 км северо-западнее Усвят) найдена Y-хромосомная гаплогруппа N1c (VIII-V вв. д.н.э.).
Одновременно была изучена структура генофонда современного коренного населения Верхнего Подвинья (в выборку включены только те, чьи предки жили здесь, по крайней мере, с XIX века), результат — R1a1 (50%), N1c (25%).

Факты вещь упрямая и они говорят о том, что 6+ тыс.л.н. здесь жили роды носители гаполгруппы R1a1 (индоарии, авестийские арии, пра(славяне)), а уже 4.5 тыс.л.н. в одном поселении из 6 крошечных домов здесь мирно живут роды R1a1 и N1c. И они же продолжают жить здесь и 2.5 тыс.л.н. и сегодня. И что же, в соседних домах,в 20 метрах друг от друга здесь на протяжении 4-х тысячелетий живут, по мнению критиков Б.А. Рыбакова, разные народы — нонсенс. Но реальные факты мало интересуют эту публику.

Ровно такая же ситуация и на другом конце Русской равнины, у Днепровских порогов. Только слияние родов здесь происходит ещё на 2 тыс. лет раньше. У неолитических жителей поселения Вовниги, живших 7.3 тыс.л. н., определена Y-хромосомная гаплогруппа I2a2a1b1b и митохондриальные гаплогруппы U4b, U5a2. У представителя днепро-донецкой культуры из Вовниги, жившего 6.3 тыс.л.н. определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a и митохондриальная гаплогруппа U4. И опять, именно носители этих гаплогрупп доминируют здесь и сегодня (население современного села Вовнинги по переписи 2001 года составляло 195 человек).

Богатыри.Виктор Васнецов

В этом плане весьма символична картина В. Васнецова «Богатыри». Нередко, в Илье Муромце видят типичного представителя носителей гаплогруппы N1c, в Добрыне Никитиче гаплогруппы R1a1 а, в Алёше Поповиче гаплогруппы I2.

Кто из них более русский богатырь? Вопрос бессмыслен. Все они разные и по конституции, и по характеру, но все они русские богатыри.

Может быть, за 20 лет, прошедших с момента показательной травли Б.А. Рыбакова,ситуация изменилась. Да изменилась — она стала ещё хуже. «В советское время хотя археология и признавалась исторической наукой, мы всё-таки были вещеведами. Мы до сих пор продолжаем бояться интерпретаций» /Г.Б. Зданович, 2008 г./.

К сожалению, он знает о чём говорит. Даже за робкие попытки перейти от описания фактов к их интерпретации (возможно и спорной, но в спорах и рождается истина), в 2005 году Г.Б. Зданович был уволен (по сокращению штатов) из Института истории и археологии Уральского отделения РАН, обвинён в ненаучности, шовинизме и понижен в должности до заместителя директора Историко-культурного заповедника «Аркаим» по науке, а государственное финансирование археологических работ в Стране Городов было практически полностью прекращено. После длительного перерыва археологические изыскания возобновились здесь только в 2016 году.

А что же РАН. Официальная позиция «Это очень сложный памятник, сначала ученым самим нужно разобраться, какие гипотезы достоверны, а какие выдуманы. Для этого у нас еще не накоплена достаточная научная база» /зам. директора Института истории и археологии Уральского отделения РАН А. Шорин/. Правда он забыл сказать о сроках, когда «научная база» будет накоплена и мы услышим официальное заключение учёных.

Для справки. Е.Н.Черных возглавляющий работы на расположенных всего в нескольких сотнях километров от Страны Городов древнейшем металлургическом комплексе Каргалы, на вопрос сколько времени потребуется на полноценное научное исследование Каргалов, отвечает — примерно 500 лет. Ровно так «500 лет грядущих изысканий» и озаглавлена одна из глав его монографии «Каргалы: феномен и парадоксы развития».

Так что подождём ещё 500-700 лет и узнаем официальное и согласованное мнение о «Стране Городов» РАН. А ещё лет через 300-400, может быть услышим и о народах живших на Русской Равнине. Если конечно доживём.
Сайт Сахарова А.А. 06.06.2017