Совесть

Анатолий Марасов
Совесть

Что есть совесть? Отправная точка  нравственной оценки? Высшая нравственная инстанция? Отчего она у нас внутри?
*
Приведу некоторые яркие высказывания. В. Даль: внутреннее сознание добра и зла. Советский философ. словарь: способность личности к самоконтролю, самооценка совершённых действий. Современный философ. словарь: способность человеческого духа познавать этические ценности; в более узком смысле: нравственное сознание. Религиозная этика: окно, через которое проникает божественная воля. Ф.Искандер: совесть – это пульсация Бога в нас.(Вставка от 2018 г. Ф.Искандер: говорят об искусственном разуме. Но ни один учёный даже не заикнулся об искусственной совести. Он же: как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше.)
 М. Мамардашвили: совесть непричинна. Человек возникает как нравственное существо, и он есть усилие быть человеком. И. Кант: нравственный закон во мне.
(Послание Апостола Павла римлянам:  …они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Рим 2.15)
*
Внутри – это значит, что «составные элементы» человека Разумного формировались изначально независимо друг от друга (и несопоставимо задолго до человека!), и, согласно научным воззрениям, в последние этапы (антропогенеза) они органично «вписывались» (укоренялись) в социальные отношения высокоорганизованных гоминид…
Внутри! Во мне! Это означает, что как и сознание в целом (а оно без совести немыслимо), совесть «зажигалась». По прекрасным выражениям Тейяр де Шардена,  мысль – это вспыхнувшее пламя, но «человек вошёл в мир бесшумно». Вот как органично «вошла» мгновенная и совершенная мысль в живое существо!
Совесть – это мысль.
Совесть – это  оценка всего (!) внешнего, включая  собственные поступки (во внешнем). Мораль в данном случае – часть в общем целом; мораль – не самоцель, а предельная оценка действительности вместе с человеком…
Совесть невозможно «отделить»  от свободы, которую человек «несёт» в себе, т.к., имея выбор (в том числе из теоретически возможных решений), человек свободен сам его сделать… И, поскольку мысль соотносит в предельной ситуации «своего носителя», т.е. человека со  всем остальным (и другими людьми),
то она – «проявляется» (как говорят некоторые, в нашем «плотном» мире). … Совершенна мысль! Она имеет причину в самой себе!
*
Да, совесть – это «всего-навсего» мысль, но мысль, на которой держится уровень человека; «вообще» мысль – это индикатор разумного существа, невидимый и неслышимый никому, кроме своего носителя…
(вставка от 2021 г):"Замарать" совесть - означает заслонить её, "закрыть" от себя, так же как "иметь нечистую" совесть..., т.е. уже не иметь
*
И тысячу раз прав богослов и палеонтолог П. Тейяр де Шарден в том, что «человек – не статический центр мира,… а ось и вершина эволюции». Человек – и  фокус бесчисленных сил Вселенной, и уже сам, имея причину в самом себе (мысль!), Творец… И сколько он создал Богов – высшее собственное творение!
Вселенная, одухотворённая мыслью, создала человека, «вложив» в него мысль, и теперь уже человек создаёт себя…
Создаст ли?
(как же нам трудно…)
(из книги «Мир твой)

Совесть

          Отчего есть «нравственный закон во мне»? от кого мне весть?
Может быть, действительно, со-весть – это мысль  соотнесения себя самого со всеми другими людьми, со всем другим вне себя? и мысль эта – оценка?
Кто ты есть в этом мире? Что ты можешь? «Напрасный ли дар» тебе жизнь
…совесть – это мысль-самооценка
Но словари говорят, что совесть – это чувство (!) нравственной ответственности  за своё поведение… Так, мысль или чувство? Не знаю, но знаю, что совесть – предельная соотнесённость самого себя с окружающим миром, которая…окружает твоё существование, к которой ты апеллируешь (!)… Но правда и в том, что всегда (постоянно) под знаком со-вести ты не сможешь: ты просто забываешься в необходимых «житейских» делах, но «всё равно»  «пробивается» к тебе сквозь твою жизнь эта весть, пробивается чаще тогда, когда встают перед тобою принципиальные нравственные вопросы… Откуда?
 Весть мне – от мира, создавшего меня! Совесть неизбежна для  разумного существа – как обратная связь: как же язык чуток! И эта мысль – оценка; совесть – оценка, и тебя в мире, и иного, происходящего вне тебя… И мир (Вселенная) един вместе с тобой – вот, что я хочу сказать…Только не удаётся полностью осознать (понять, описать) эту связь  начальных причин и конечных следствий…
Ведь наше Я не определяет совесть!, напротив, оно «спасается» ею; совесть не есть нечто неуловимое и единовременное, но – прочное (!), слабое, но прочное! совесть есть проступающая «подсказка» сквозь немыслимые нагромождения фактов и событий… И, в конце концов, именно совесть и может «вести» тебя! И человеку словно подсказывают (Моисею – в скрижалях, Иисусу – в заповедях), как поступать нам всем в жизни…
Совсем не случайное выражение – «пробудить совесть»! Может быть, наше Я и со-весть – «разного» происхождения, совесть явно родственна душе, а Я – духу…
…совесть – великое доказательство целостности Мир: воссоздаётся целое – и в большом и малом!  Зависимость наша человеческая очевидна: в нас – не только человечество, но и вся природа Земли, вся Вселенная, ибо «всё на свете» пронизано одними и теми же (многообразными) силами…
 Мы – не центр мира! (что так страстно утверждал палеонтолог и богослов  Тейяр де Шарден), «сквозь» наше тело, «сквозь» наш внутренний мир (формируя его) проходят силы Земные, силы Вселенские: мы прекрасно зависимы от «высших» сил, создавших весь мир…
А «наше» Я – что? Что  - Я? Копия «начальных»  причинно-следственных» связей? Но – «конечных» ли?
…великое Равновесие есть в человеке;  сможем ли мы прочесть самих себя?
(Из  работы «Человек и Бог»)