Государственный Академический Театр Балета Эйфмана

Тамара Ефремова
 
    Сегодня Дата - праздник для любителя Балета – в Санкт- Петербург, к себе на Родину, впервые за два пандемийных  года – 2020 -2021 , приезжает  Государствен-ный  Академический Театр Балет Бориса Эйфмана  с   Гала-концертом. А это значит:  билета не достать. Появилась  маленькая надежда на счастье: из-за принятых драконовских  правил на время пандемии, вход  только по паспорту и QR – коду. Среди интеллигенции нынче модно бороться с вакцинацией –  так называемые -  «Антиваксеры», так что  может быть повезёт и лишний билетик найдётся.  Наконец, билет в моих руках  да ещё на неплохое место в партере.  К слову сказать, не красивый билет, а листок бумаги формата
 А-4  - электронный билет, который компьютер выдал при наличии паспортных и  данных QR - кода.      
    Такси вызвано с запасом по времени почти в полчаса. Запас времени «съели» пробки в центре города. Широкий Невский проспект не в силе дать машинам быстро пробежать вперёд, но красота его предновогоднего убранства на тему «Российская Империя»  умиротворяет пассажира.  И вот подъезжаем к входу  концертного  зала. Водитель начал  переживать,  как довести меня поближе к театральному подъезду. Мама дорогая! Народу! В интернете предупреждали о том, что надо приходить за 2 часа до начала концерта. Но… Интеллигентная очередь  плавно и непрерывно течёт к четырём подъездам Концертного Зала.  Перед входом на тумбе стоит трубач и приглашает народ петь песни по заявкам замёрзших  слушателей. И поют!  Кто-то кричит: «Москвичи! Подойдите к 4-м дверям».  И  э т и  приехали!  На входе чётко, быстро и спокойно работают три высокие девушки: одна проверяет  QR – код, вторая смотрит паспорт, третья – билет. Кстати, билет бронируется тоже при наличии  этого кода.               
     За 10 минут до начала праздника я сижу на своём месте в огромном зале с традиционным буклетом.  Сегодня  действо в двух  актах из 12-ти фрагментов из балетов, из них четыре я  не видела.  Господи, как хорошо!  Сцена рядом, кинока-мера стоит немного впереди и не мешает, народ стекается в огромный концертный зал по четырём проходам и рассаживается по своим местам. По интернету объявляют, что заполняемость концертных залов  должна быть 50, но не более 75% . Ну-Ну!  Сегодня -  минимум  100%.  Кстати,  Концертно - театральный  зал «Октябрьский» - копия Кремлёвского Дворца съездов, но по размерам  меньше и  вмещает только 3400 зрителей.  На месте были все и чуть больше. Один из моих любимых моментов: все рассаживаются по местам, возбуждённый гул затихает в ожидании третьего звонка.               
     Занавес поднимается, и на громадном экране купала храмов. На сцене начи-нается  диво- дивное  - сцены из балета «По ту сторону греха» («Братья Карамазо-вы» Ф.М. Достоевского). Далее чередой сцены из  балетов: «Онегин», «Анна Каренина».  Всё узнала, все балеты  видела. Зал потрясён сценой из балета «Мой Иерусалим», аплодисменты немного  задержали спектакль.  Первый акт закончился, фу, надо маленько отдохнуть… Опытный зритель этого театра включает свои мозги и понимает, что опять Мастер всех обманул: ты все это видел, и  опять всё новое. Но, в программе концерта были сцены из балетов, которые я не видела: значит надо поймать эти спектакли.               
     Все-таки поймала. Через полгода в очередной приезд Театра балета в свой Город,  я увидела новые для себя спектакли: «Чайку» и «Мольера». 
     «ЧАЙКА. БАЛЕТНАЯ ИСТОРИЯ»                20 июня 2022. Большие гастроли театра в родном городе. Программа объёмная, но надо достать билеты хотя бы на два  балета. Билетов в продаже нет, но вдруг в компьютере выскочил один электронный билет в  первый ряд почти с края. Зал я знаю, не один раз сидела на этом месте.  Сегодня дают  «Чайку. Балетная исто-рия». Заказала такси  в «Александринку» заранее. Случайно  не попали в пробки, и я вошла в театр на 40 минут раньше. Красная махонькая дорожка перед входом в театр. А дальше новости, связанные с объявленного жёлтого уровня террористи-ческой опасности. Во – первых, на входе  старейшего театра страны, который гордо  нынче называется  Национальный  драматический  театр России, стоит  металлическая рама, через которую надо пройти, как в метро, и во – вторых, маленький транспортёр с кучей приборов проверяет все сумочки на взрывчатые и другие вредные предметы.   Ну, надо так надо, мне скрывать нечего. Пока разде-валась в гардеробе у молодой приветливой девушки, изучала программку  и радовалась составу:  О. Габышев, С. Валобуев.  Ба! Знакомые всё лица, уже стали приглашать в зал. Не торопясь, заняла своё место в первом ряду.               
       Поднимается занавес. Начинается праздник моей души и работа мозга.  И каждый  раз балет – удивление:  например  Ф.М. Достоевский, как танцевать братьев  Карамазовых? Оказывается можно.  Нынче А.П. Чехов? Чайка?  Как можно перенести литературных героев из барской усадьбы в репетиционный класс?  Треплев  - экспериментатор, ищет новые современные формы. Я думаю, что это балетмейстер Борис Яковлевич нам о себе напоминает.  Олег Габышев танцует  молодого балетмейстера мощно, поэтому с трудом верится в неудачу жизни в балете и любви Константина Треплева.  Сергей Волобуев – танцевал Бориса Тригорина – вот это прекрасно, всё сошлось. Мэтр всю жизнь шёл к успеху и получил что хотел, но… время. Он хочет понять и принять  идеи молодого соперника, он пытается повторить  новые движения, но даже тело его не может смириться со временем. С женскими ролями понятно. Конечно, хотела я увидеть Марию Абашову  в роли Аркадиной, но танцевала другая балерина очень хорошо, но… А Нину Заречную я, к сожалению,  даже с первого ряда не увидела. Балет надо было назвать «Тригорин!»               
        БАЛЕТ «СТРАСТИ ПО МОЛЬЕРУ, ИЛИ МАСКА  ДОН  ЖУАНА»                Праздник души – опять  иду в театр. Приехала с запасом по времени: народ по-смотреть, себя спрятать, чтобы мой костыль не омрачал особо впечатлительных. Фойе театра шелестело длинными, в пол, платьями. Но были и те, приехавшие издалека, которые  рассчитывали на гардероб,  но он был закрыт на время жарко-го лета, т.е.  шли  с сумками, типа, мимо  проходили, заскочили в театр. Разговоры о дороге из Москвы  о том, что  успели увидеть, где побывать  в предыдущие  дни  путешествия по городу. А кто и договаривался уйти, если не сейчас, то после первого акта обязательно. Ужасно не люблю летние гастроли Театров в Питере - много любопытных заскочили в зал отметиться- я был на балете в Питере. Но у меня опять первый ряд, место стало моим.                Сегодня-  Жан – Батист Мольер с его смыслом жизни – ТЕАТР. Сам пьесы пишет, сам  играет.  Драматург и Актёр.  Олег Габышев  опять  обрадовал. Ему так идёт бродячий театр, когда всей семьёй весело колесили по Франции. И вот его победа в Париже – триумф королевской труппы Пале - Рояля.               
      Сергей Валобуев – Дон Жуан. Сразу  понятно, кто на сцене. Немонашеское  поведение  Дон Жуана иногда переходит в такой разгул, что зал затихал от откро-венных телодвижений.               
         Наконец – то  на сцене появляется  Мария Абашова – Мадлена,  верный друг  Мольера.  Если, не дай бог, она уйдёт из  балета, я бы на её месте  пошла,  либо в кино, либо в драматический театр, где она могла бы стать великой актрисой, как и в балете, если её голос не подведёт.  Уже в роли  матери, у которой выросла дочь  Арманда – соперница.  Мольер расплачивается за измену, он получил легкомысленную жену  и мучается призраком рогоносца.                Мне очень нравится мужская группа балета.  Они наравне с солистами.  Когда сидишь в театре балета, укоряешь себя в невежестве – кроме дон Жуана ничего не читала и не видела, содержание «Тартюфа»  немного знаю, а «Школу жён» вообще не читала и не знаю.               
     Посещение театра привело меня к двойственности настроения.                1. Действие на сцене по приёму напомнило мне балет «Чайковский. ЗА И ПРОТИВ». Также на авансцене - главный герой в старости сидит в кресле и вспоминает. Но если музыка Петра Ильича сшибает с ног, то Моцарт – развлекает, что не соответствует моим видением трагедии великого комедиографа.                2. Зрители. Рядом  со мной сидела дама, для себя я назвала: беженка. Ярко крас-ный пиджачок, кстати, красивый, едва прикрывал шорты. Очень крупная соседка чесала то руки, то ноги. Сидела  она в сводной позе: нога ногу,  часто меняя положение тела. Моя мечта об её уходе после первого  акта не сбылась. Мало того она решила сфотографировать зал, сидя в кресле  и чуть не снесла меня с моего места, и я ей культурно посоветовала: «Фотографировать зал, стоя удобнее». Послушалась.                Всё - таки в театр надо ходить как в храм, а на остальные представления есть площадки на десятки тысяч зрителей. Театр  -дело интимное.