Дорога домой, часть 2

Ирина Ионова
Часть вторая
Рассказ Анатолия
 Лёгкие сумерки обволакивали город. Жара спала, воздух наполнился свежими запахами цветов. Анатолий любил такие вечера. Они напоминали ему о тех счастливых днях, когда возле их дома собиралась небольшая компания: – Я, Юрка, Таня и… она, – почему-то прошептал юноша и ему вдруг стало нестерпимо грустно от того, что те прекрасные дни детства никогда больше не вернутся, и он уже не сможет быть рядом с Маришкой.

 – Никогда, никогда! – повторил он, оглядываясь по сторонам, и вдруг вздрогнул, заметив, как от старой акации, которая росла возле его дома, неожиданно неслышно отделилась фигура незнакомца: – Здравствуй, Толян! – раздался басовитый голос парня его лет.

– Привет... – нерешительно ответил Анатолий, стараясь разглядеть лицо парня.
– Неужто не узнал меня? – удивился юноша.
– Андрюха… Ты? – радостно выкрикнул Толик и на всякий случай переспросил его ещё раз: – Андрей?
– Он самый, Толян! – обрадовался парень, и его загорелое лицо расплылось в незабываемой улыбке когда-то исчезнувшего одноклассника.
– Андрюха… – ласково повторил Толик, обнимая его, как старого доброго друга: – Откуда? Когда вернулся домой?
Посыпались вопросы Анатолия.
– Да вот, вернулся, – смущенно произнёс Андрей и взволнованно замолчал, вспоминая, как когда-то он винил во всех своих грехах Толика. Но с некоторых пор Андрюше стало казаться, что это необыкновенное приключение произошло благодаря ему, и произошло оно не зря: –
– Наверное, кто-там, – произносил он многозначительно и смотрел на небо, – хотел меня предупредить…
О чем именно его хотел предупредить «кто-то там», Андрей вроде бы понимал, но с каждым новым днём ему казалось, что всё, что уже произошло с ним, не главное, а то, что должно произойти ждёт его впереди. А если это так, то смог бы Толян определить, для чего ему было дано это путешествие?

О том, что Толик вернулся домой гораздо раньше Андрея, он знал со слов мамы, но все как-то не находил свободной минуты, чтобы с ним встретиться. Да и захочет ли он рассказать часть своего путешествия…

… Они стояли друг против друга и не могли наглядеться. За годы, что они не виделись, оба юноши очень сильно изменились: из мальчишек превратились в молодых красивых людей. Оба подросшие, широкоплечие, они стояли и улыбались так, как никогда раньше не смотрели друг на друга, позабыв, что когда-то они были врагами.

– Так, когда ты вернулся? – повторил свой вопрос Анатолий.
– Недавно, месяц назад, – произнёс Андрей и поспешил сказать: – Говорят, что мы с тобою исчезли в один день, но почему и как именно это произошло, я не могу вспомнить. Ты можешь мне напомнить, с чего всё началось?

 Толик недоуменно покачал головой и молча раздумывая, с удивлением взглянул на Андрея: не врет ли? Но Андрей всё также смотрел на него открыто, терпеливо ожидая его слов. Но вместо того, чтобы ответить, Толик неожиданно спросил: – А что тебе удалось запомнить с того рокового дня, когда нас закинуло так далеко?

– Я мчусь на своем старом велосипеде за тобой и еще каким-то парнишкой, – произнёс Андрей. Его глаза в этот момент были полузакрыты, как будто он изо всех сил пытался вспомнить события того далекого вечера: – а потом все вдруг потемнело, я куда-то полетел вместе с велосипедом, а, когда очнулся, то оказалось, что меня закинуло в девяностые годы нашего столетия.
Проговорил он и, резко открыв глаза во всю ширь, воскликнул: – Но для чего я хотел вас догнать? И кем был тот парнишка?

В ответ Толик молча усмехнулся, покачал головой, хитро поглядывая на друга, и негромко проговорил: – Вот и мы с ребятами всегда удивлялись и не понимали, зачем ты гоняешься за Сашей по всему городу? – и, как бы невзначай, поинтересовался: – Или тебе нужен был не парнишка, а его велосипед? – и ехидно глянул на Андрюху, а затем, не сдержавшись, улыбнулся.

В ответ Андрей смутился и покраснел. Ему вдруг стало стыдно за тот давнишний детский поступок: – Наверняка всё так и было, –неожиданно подумал он и отвернулся.
 
– Да, ладно тебе, не серчай, – как можно дружелюбней произнёс Толик и опять улыбнулся. Его лёгкая, почти ласковая улыбка успокоила Андрюху, и он попросил друга: – Расскажи, что же все–таки произошло в тот день?

 – В тот злополучный день Саша приехал к нам, и мы с ним проговорили до глубокого вечера. Ты, наверное, не знал, что мы с ним были знакомы, и он приезжал к нам довольно часто. Вечером, когда Саша собрался домой, я поехал его проводить. Повернув на вашу улицу, я заметил тебя, выезжающего с вашего двора, но не придал этому никакого значения. Позже тебя заметил Саша и прибавил ходу. Я тоже прибавил скорость велосипеда и, не отставая от Саши, вскоре оказался в другом мире.

– Но почему я остался один? Почему нас разделили годы?  – не понимал Андрюха.
– Так ты же ехал на некотором расстоянии от нас, и потому тебя забросило в девяностые года, а мы попали в двадцать первый век, – упрямо доказывал Толя.

– А-ааа ... – протянул Андрей и задумчиво произнёс вслух: – Саша… – и внезапно его память приоткрыла невидимую занавесь.  Перед его глазами возник юноша их лет, мчавшийся по улицам их городка: – Это тот велосипедист? Он еще на шикарном таком велосипеде у нас гонял? –  быстро проговорил он, словно боялся, что это видение исчезнет.

– Да! Он самый, – кивнул Анатолий и улыбнулся. Только теперь Толик понял, что Андрюха, действительно всё забыл из того мальчишеского периода их жизни.

– Я вспомнил его! – между тем обрадовался Андрей и от восторга прихлопнул в ладоши: – Всё верно, мне очень хотелось иметь такой же велосипед, – откровенно признался он, – и потому я пытался его поймать и отнять его велик.

– Да, наверное, все так и было, – улыбнувшись, подтвердил Толя.
– Глупый был, не понимал многого, – пытался загладить свою вину Андрей.
– Да мало ли что было в нашем детстве? – воскликнул Толик, пытаясь успокоить своего бывшего неприятеля.
– Да, было много всего, на что сейчас смотришь совершенно другими глазами, – медленно произнёс Андрей и глубоко вздохнул, словно подводя черту разговора о прошедшем времени.  Они немного помолчали, вспоминая свои мальчишеские годы и ту улыбчивую девчонку по имени Маришка.
 
... До меня донёсся слух, что ты уже женился и у тебя растет сынишка? – Неожиданно поинтересовался Андрей.

– Всё верно, растет, – кивнул Толик, понимая, в какую сторону клонит Андрей.

– Твоя жена Маринка? – тихо произнёс Андрей, сверля глазами Анатолия.

Не выдержав взгляда одноклассника, Толик усмехнулся и отвернулся. Молча, тяжко вздохнул, как будто раздумывал, раскрывать правду или нет?  – Нет, как-то не вышло, – наконец проговорил он глухо.

– Почему? Она не захотела? – поспешно произнёс Андрей.

– Не в этом дело, – произнёс Анатолий, отводя глаза от собеседника. Ему было стыдно признаться в своей ошибке. Он молча взглянул на Андрея, и тот заметил в его глазах такую сильную тоску и грусть, что ему вдруг стало жаль друга.

– В чем дело? Что произошло? – испуганно спросил Андрей.

– Я сам сморозил глупость, – признался Анатолий и внезапно почувствовал, что ему стало намного легче.  Он вдруг понял, что сможет рассказать всю правду о случившемся с ним только Андрею и он сможет его понять.

Толя глубоко вздохнул, словно набирая сил для дальнейшего разговора и заговорил: – После армии один мой друг пригласил меня к себе в Белоруссию, посмотреть его края, и я, не заезжая домой, поехал с ним. А там прицепилась ко мне одна девица и стала всячески обхаживать меня. А, когда узнала, что я скоро поеду к себе домой, стала просить меня взять её с собой: – Мы, – говорила, – уедем отсюда как жених и невеста, а в твоих местах я отстану от тебя и буду жить самостоятельно.
 
Я не сразу поверил ей. Мне казалось, что в её словах звучит какой-то подвох и пробовал отмахнуться, но не тут-то было. Она взялась за меня так сильно, что, в конце концов, мы пришли к обоюдному согласию: из своих родных мест она уедет со мной, но в город к нам не поедет. Но она обманула меня и явилась в наш дом без спросу, заявив, моим родителям, что она моя жена и скоро у нас будет ребенок. Ну, естественно, мои, не вдаваясь в подробности, стали нас поздравлять…

– Да ты что? – возмущенно вскричал Андрей и чуть тише, спросил: – Это правда? А твоя бабушка тоже поверила?

– Нет…  Она то как раз не верила, но помочь ничем не могла.

– Почему? – удивился Андрей, вспоминая эту красивую, добрую и умную женщину с внимательным пытливым взглядом: – Почему? – повторил он и пристально взглянул на Толю, но, не дождавшись ответа, со злостью, будто вспоминая свою необычную жизнь в другом мире, с неподдельной злостью в голосе произнёс: – А ты промолчал.

– Да, – глухо проговорил Толик, – я промолчал, – повторил он и внезапно заговорил очень быстро, как будто боялся, что Андрей остановит его и не даст выговориться и выплеснуть всё то, что скопилось на его душе за эти годы: – Понимаешь? Я тогда был в таком состоянии и не понимал, что творю. Мне казалось: это какой-то розыгрыш, это всё понарошку. Вот, ворвется в наш дом Маришка и все исправит, и мы опять будем вместе…  А тут еще воспоминания о том необыкновенном путешествии в Петербург вместе с Сашей так назойливо повторялись в моей голове…

– А там–то, что было? – удивился Андрей.
– Что тут рассказывать? – внезапно обмяк Толик и отвернулся, чтобы Андрюха не заметил его блестящих глаз и грусть, которая появилась в них. Но внезапно, что-то вспыхнуло в нём, и он, неожиданно разозлившись, выкрикнул в сердцах: – Если бы не ты, никакого приключения в другие миры не произошло, и мы бы жили спокойно и не знали, что ждет нас впереди.

– А я-то тут причем? – рассердившись в конец, выкрикнул Андрей и бросил на Толика испепеляющий взгляд: – Я точно также могу тебя с твоим дружком Сашкой обвинить во всех грехах. Я попал в девяностые, а там такое началось, такое, что вам и не снилось… Это, наверное, будут самые трудные для нашей страны годы… – выкрикнул он и внезапно остановился. Ему вдруг стало жаль своего бывшего одноклассника, которого он в тайне всегда считал своим другом и тянулся к нему все школьные годы, но тщетно: – А вот теперь, возможно, я ему нужен гораздо больше, чем он мне, – к неожиданному выводу пришел Андрей, и его лицо расплылось в улыбке: – Ладно, чего уж там, проехали. Рассказывай, что у тебя там произошло?

– Собственно рассказывать особенно нечего, – уже спокойно проговорил Анатолий: – Мы с Сашей оказались в его родном городе Санкт-Петербурге…

– Как в Санкт-Петербурге? – перебил его Андрей: – Я думал, что в дальнейшем город опять станет Ленинградом.

– Все правильно, но в конце двадцатого века город вернулся к своему первоначальному названию и больше не менял его, – четко, как заученную фразу, проговорил Толик: – Дома нас встретила его мама, Марина Владимировна. Сначала я не придал никакого значения её имени, но потом подумал: как интересно? Его маму зовут Марина Владимировна точь-в-точь как Маришку.  А позже мне почему-то стало казаться, что я уже видел её. И чем больше я ломал голову над этим вопросом, тем сильнее росла вера в то, что я не только видел её, но и разговаривал с этой красивой женщиной не раз. Но где и когда? Этого я не мог вспомнить.
Я прожил у них почти месяц и странное дело! Сашина мама нисколько не удивлялась моему присутствию в их квартире: – Наверное, Марина Владимировна привыкла ко всем друзьям сына, – думал тогда я. Мы ходили с ним в одну школу, вместе делали уроки и вместе гуляли по его родному городу. Но однажды, заглянув в комнату Марины Владимировны, я увидел на стене знакомую мне фотографию. Со снимка на меня смотрела моя Маришка. Ты представляешь? Я как завороженный смотрел на её лицо и не знал, радоваться мне или нет? Потом, я стал молча размышлять. Получалось, что сын Маришки – Саша, мог быть нашим общим сыном. По годам вроде бы всё сходилось, но как это проверить? Поинтересоваться отчеством Саши, я стеснялся, а его отец был в командировке.  Оставалось только одно: дождаться приезда отца…

«И что? Дождался?» – нетерпеливо выкрикнул Андрей.

В ответ Толик кивнул и, немного помолчав, сказал: – Если бы ты знал, каково было моё разочарование, увидев его. Едва он вошел в квартиру, я понял, что никогда не стану похожим на него.

– Почему?

– Потому, что у меня темные глаза, а у него серо-голубые, как у Маришки и её сына.

– Ну и что из того, – перебил его Андрей, – у твоей бабушки были голубые глаза, а у твоей мамы карие.

– Все верно, но отца Саши зовут, между прочим, также, как и тебя – Андрей, – язвительно проговорил он и пытливо посмотрел на бывшего одноклассника.

– И поэтому ты решил отказаться от Маришки в пользу этой незаконной девицы? – не замечая на себе взгляд Толика, произнес Андрей.

– Не знаю…
Устало проговорил Анатолий и отвернулся.

Они долго молчали. Анатолий, в который раз уже переживал свою неудачную женитьбу, казня себя за малодушие.

Андрей, в свою очередь, вспоминал Маришку и думал: – Говорить ли ему, что однажды мы с Маришкой столкнулись на улице, правда, мы оба сильно растерялись и не смогли произнести ни одного слова друг другу. Это была наша первая встреча и казалось, что будут ещё другие более счастливые наши свидании...

 Анатолий первым нарушил молчание: – Итак, я рассказал все о себе, а ты сможешь также честно рассказать о своем путешествии?

– Конечно, – нисколько не лукавя, ответил Андрей и, спохватившись, посмотрел на светящиеся окна темной улицы городка, а потом неожиданно предложил: – Заходи ко мне завтра и я расскажу свою историю так же честно, как рассказал ты.
Они простились, впервые со школьных времён пожав друг другу руки.
                (продолжение следует)