Кибуцы Израиля поселения-коммуны Израиля

Аникейская Правда
     Кибуцы Израиля — поселения-коммуны на территории Израиля с установленными правилами жизни и быта, в которых работники заняты совместной обработкой земли для занятий сельским хозяйством вместе с мелким и средним промышленным производством на благо населения своей страны. История, особенности жизни, современное состояние кибуцного движения давно интересуют туристов и приезжающих в страну репатриантов.

     В конце 19 и начале 20 века в Палестину хлынула волна эмигрантов из России и Восточной Европы, что было связано с революционными событиями в Российской Империи и волной еврейских погромов. Самый известный из них случился в Кишиневе в 1903 г. Образование первых общинно-кооперативных сообществ началось в конце 19 века и было связано с переселением людей на территорию Палестины. В период второй аллии (волны заселения), пришедшейся на период 1904-1914 гг., в Палестине поселилось 40 тыс. евреев. Большинство из них считались ортодоксальными, которые не разделяли идеи сионизма, т. е. объединения и возрождения народа на исторической родине в Эрец-Израиле. Многие имели социалистическое или коммунистическое убеждения сочетавшиеся у них с идеалами библейских пророков.

     В этот период в мире создавались различные политические организации наёмных трудящихся. Складывающееся после турецкого владычества в Палестине новое общество стало строиться с применением идеологии прибывших репатриантов. Один из ученых, который проповедовал новое течение, был А. Гордон, который считал общины и сельскохозяйственный труд в них основой для будущего возрождения народа Израиля.  Из-за высокой степени безработицы и тяжелых условий жизни рабочие начали объединяться в сообщества, в которых можно было жить на отведенной территории и совместно трудиться.

     Первая экспериментальная группа, поселение «Дгания», появилась в 1909 г. для развития местного производства на землях, специально купленных сионистским обществом. Условия проживания в кибуцах Израиля в первые годы были тяжелые: людям пришлось жить в палатках или деревянных бараках, питание было скудное, быт не налажен, донимали болезни (малярия и др.) и враждебное отношение ближайших племён. Однако целеустремленность и сплоченность членов общины помогли преодолеть все трудности со стороны климата, природы и политики.

     Главными особенностями кибуца стали коллективная форма труда и общие условия обитания. Распределение производимых социальных благ и доходов происходило по заслугам и по составу семьи, что давало всем возможность жить безбедно. Идейно общинное поселение было связано с сионистским движением, которое проповедовало «национальное возрождение» путем социальных преобразований. Они касались не только изменений в общественных отношениях, но и в поведении каждого человека. «Дгания» не только положила начало кибуцному движению, но и стала оплотом формирования «Ха-Шомер», организации еврейской самообороны, которая была создана специально для защиты всех поселений от враждебно настроенных арабов и бедуинов.

      Основные законы и идеи этой общины-кибуца были исследованы одним из членов «Дгании» О. Леблом еще в 1920 годы и до сих пор сохраняют свое значение. В эти годы также получил распространение язык иврит, на нем выпускались книги и газеты. Вторая аллия закончилась к началу Первой мировой войны и главными идейными вдохновителями создания сообществ стали И. Трумпельдор и Маня Шохат, которые считали такое движение ответом на все экономические и политические проблемы, сложившиеся из-за недостатка земель в стране, подходящих для заселения.

     Жизнь в кибуцах Израиля проходит по определенным правилам, с соблюдением установленных сообща законов: коллективный труд на благо общества с целью развития средств и увеличения производительности; принципы самоуправления в распределении работ и времени их исполнения; равные условия жизни для всех по принципам коммуны; права всех жителей равны; каждый член сообщества несёт ответственность по отношению к другим; все сферы хозяйства и общинная жизнь подчиняются четкой дисциплине; каждый работник кибуца свободен в своих религиозных, политических и партийных убеждениях; женщины имеют право открывать новые сферы труда; дети воспитываются и питаются в общине до совершеннолетнего возраста; пожилые работники имеют обеспечение по старости; при выполнении домашней работы (стирка, приготовление еды, уборка и т.д.) женщины и мужчины наделены равными правами; каждый член кибуца может участвовать в решении производственных проблем и повышении своей квалификации.

     Первые репатрианты и члены кибуцев считались пионерами национального движения переселенцев, которые ставили целью своих взаимоотношений трудовое взаимоуважение по заслугам перед обществом, равноправие и социальную справедливость. Покупка земель для организации кооперативных товариществ проходила при содействии организаций «Еврейское колонизационное общество» и «Еврейский национальный фонд».  Для содействия массовой иммиграции и обеспечения еврейского большинства в государстве Палестины была привлечена израильская профсоюзная организация Гистадрут, которой кибуцы стали подчиняться.

      Кибуцное  движение постепенно разросталось, производства расширялись, их хозяйственная база становилась крупнее и мощнее. В концу Первой мировой войны количество сельскохозяйственных коммун достигло в Палестине восьми с общим населением до трёх сотен человек. В 1920 г. в стране установилась власть Британской империи, и начался следующий этап строительства кибуцев Израиля. Из Польши и России в большом количестве прибывали переселенцы, члены халуцианских движений. Они активно включались в организацию новых поселений и рабочих коммун с сельскохозяйственным направлением труда и самое крупное из них был кибуц Гдуд ха-авода.

     В начале 1920-х были основаны как крупные, так и небольшие кибуцы, общее количество их достигло 176 с населением около 47,5 тыс. чел.: Бет-Альфа и Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Эйн-Харод и Ягур, Хеци-Ба (1922) и др. До 1937-го прошла волна прибывающих евреев, которые спасались от нацистских преследований, а затем иммиграция была запрещена до 1948 г. За эти годы количество населения кибуцев выросло до 84 тыс. Вторая мировая война нанесли сокрушительный удар по представителям еврейской национальности, большинство из которых уничтожено в концлагерях. Следующая волна репатриантов уже состояла из прибывающих из стран Африки, Азии и тех, кто смог пережить холокост в Европе.  Некоторая часть недовольной еврейской молодежи приезжала и с американского континента.

     После 1948 г. строительство кибуцев стало постепенно замедляться. К 1989 г. был достигнут максимум — 270 поселений, далее их количество стало уменьшаться. После 2001 г. оно прекратилось и осталось на уровне 267 из-за снижения интереса к движению. Условия проживания и жизнь в современных общинах-кибуцах сильно отличается от тяжелых условий, в которых жили первопроходцы. Сейчас кибуцы — это высокоразвитые предприятия, члены которых трудятся во многих областях сельского хозяйства и производства. Благодаря труду предыдущих поколений бесплодные земли превратились в цветущие парки и сады. Каждая семья проживает в отдельном благоустроенном доме, где есть мебель и все необходимое для жизни. Каждый член общины может получить работу в кибуце на местном предприятии или в сельском хозяйстве, а также может уехать трудиться в другой город, однако оплата перечисляется на счет общины.

     Часть заработанных денег люди затем получают наличными для покупок за территорией кибуца. На территории каждого кибуца есть синагога, однако ее посещение добровольное. В более религиозных общинах правила более строгие, праздники проводятся в соответствии со старыми традициями. Работники кибуцев обеспечены медицинским обслуживанием и пенсией по старости. Подрастающее поколение обеспечено возможностью бесплатно получить среднее и высшее образование до степени бакалавра за счет коммуны. Также все члены коммуны при необходимости имеют возможность лечиться или обучаться за рубежом.

     С 2005 г. кибуцы Израиля стали условно подразделять на 3 вида: общинные с традиционной формой ведения хозяйства; обновленные, имеющие частичное обобществление: земля или дома находятся в частной собственности и могут передаваться по наследству; городские кибуцы. Также многие общины отличаются по строгости соблюдения религиозных правил. Появились и новые коммуны, целью которых является прием и обслуживание туристов и отдыхающих. Каждый кибуц Израиля имеет свою особую планировку территории, вид поселения и архитектуру сооружений.

     Судя по отзывам туристов, по внешнему виду это напоминает планы отеля или пансионата, которые состоят из нескольких частей: общественная зона в центре, в которой есть столовая, кинозал, библиотека, бассейн и т. д., территория парка, состоящая из посадок деревьев, лужаек и цветников; жилая зона с зелеными посадками, обычно из 1-2-этажных домиков; хозяйственные постройки; поля, сады, пруды и другие сельскохозяйственные зоны. Природа в кибуцах Израиля, архитектура зданий и градопланирование являются примером для построения нового идеального общества на принципах коллективизма.

     Хотя сейчас кибуцное движение переживает кризисные времена, однако многие хозяйства смогли добиться больших успехов в финансовой деятельности. Поэтому каждому туристу или репатрианту, собирающемуся посетить страну или приехать в нее жить, будет интересно узнать про самые богатые кибуцы в Израиле, список которых приведен ниже: Сдот Ям (капитал 3,4 млрд шекелей) — владеет акциями производства мраморных плит; Хацерим (1,25 млрд шек.) — база водной промышленности страны, также владеет акциями завода «Нетафим» по производству систем капельного орошения; Мааган Михаэль (835 млн шек.) — центр водных технологий, имеет завод «Пальсан»; Йотвата — 700 млн шек; Изреэль (480 млн шек.); Рамат Йоханан (250 млн шек.) и др.

     Многие кибуцы южного региона Израиля созданы практически на безжизненных землях пустыни Негев. Однако, благодаря упорному труду и энтузиазму работников, при использовании передовых технологий, эти территории теперь стали процветающими и имеют хозяйства с миллионными оборотами. Основная стратегия их деятельности состоит в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, причем все расходы на орошение и электроэнергию сокращаются за счет альтернативных методов.

     В кибуцах Израиля успешно выращивают клубнику, цитрусовые, финики, бананы и другие фрукты, а также цветы. Программа «Первый дом на родине» Кибуцы Израиля активно участвуют в программе, которая оказывает помощь прибывающим в страну репатриантам. Финансирование прибывающих переселенцев осуществляется государством. Все репатрианты имеют возможность жить на территории выбранного поселения в течение 6-12 мес. Почти половина из них остается жить в кибуце еще на год, снимая квартиры и оплачивая услуги.

      Для участников программы «Первый дом на родине» предлагаются: поселение в домах, где есть все необходимое для жизни: мебель, кухонная техника, плата за жилье составляет 1-1,8 тыс. шекелей и субсидируется государством; обучение ивриту в течение 5 мес. начального курса в ульпане; дети устраиваются в зависимости от возраста в местные ясли, сады и школы, где также есть кружки и секции, участие в которых оплачивается кибуцем; пользование бассейном на бесплатной основе; в каждом кибуце в Израиле для репатриантов есть медсестры и семейные врачи, специалисты проводят прием в городской поликлинике, причем первые 6 мес. медицинское обслуживание предоставляется бесплатно; на территории всех общин есть магазины, где можно купить продукты, также в некоторых есть столовые, где каждый может питаться (завтраки и обеды) за небольшую цену; экскурсии, лекции, культурные и праздничные мероприятия; трудоустройство репатрианты осуществляют самостоятельно, координаторы и работники кибуца оказывают помощь при поиске работы.

     Многие репатрианты уже воспользовались программой «Первый дом на родине», некоторые из них остались жить в кибуце, другие — разъехались по стране. О жизни и деятельности современных кибуцев Израиля свидетельствуют такие данные: Традиционные отрасли, в которых успешно трудятся кибуцники: сельское хозяйство, производство молока, мяса, фруктов и овощей, что позволяет обеспечивать этими продуктами питания население всей страны.

     Если бы при полной занятости населения каждый гражданин Израиля имел законное право на гарантированные нормы от общего количества необходимых базовых благ относительно равномерно, по равенству рабочего времени, а благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего честно и справедливо нормированного труда, как это делается в кибуцах, то Израиль можно было бы назвать социалистическим государством. Но власть и богатство имущим Израиля это не нужно!

      Как и то, чтобы каждый имел право и на пользование всеми средствами коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают их стандартные или общественные формы и нормы потребления, как следующая, но ещё не конечная фаза коммунистического общества. Ведь у людей ещё есть потребность обладать и всеми интеллектуально-духовными богатствами человечества, но пока эта потребность далеко не у всех, как и потребность в гуманизме, в равноправии и в социальной справедливости.

     А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться на благо народа по способностям, а иметь от народа необходимое для жизни по потребностям независимо от участия в труде на его благо, надо забыть! Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     Маркс если и писал подобное, то только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость нигде и никогда не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

     А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?...

    Таким образом основным мерилом благосостояния населения в обществе равноправия и социальной справедливости при полной занятости трудоспособного населения становятся достойные человека нормы распределении базовых средств для жизни от общего количества производимых в обществе базовых средств для жизни в виде жилья, основных продуктов питания и фактуры для одежды плюс денежный доход от результатов квалификации своего общественно необходимого труда, чтобы пользования тем, что делается сверх норм необходимых для социального благополучия общества.  Именно это должно быть показателем уровня благосостояния населения страны, а показателем развития экономики всей страны можно оставить внутренний валовой продукт.

     А так как кроме наёмных сельских и промышленных трудящихся при капитализме есть ещё слой наёмных управленцев и служащих, которые тоже необходимы экономическому аппарату как государства, так и предпринимателям в производственных социально-экономических взаимоотношениях  общества, то необходимо учитывать и их интересы.  Но в условиях общества социальной справедливости ни у управленцев, ни у предпринимателей не должно быть никаких привилегий на социальные блага, так как на них, как и на всех граждан страны, тоже распространяется закон о нормах рабочего времени!  А значит на них должны распространяться и законные нормы производимых социальных благ!

     А заработанные деньги они могут тратить только на то, что производится сверх законных норм, которые необходимо соблюдать для социального благополучия общества! Ибо классы определяются прежде всего именно по незаслуженным буржуазным привилегиям, а потом уже разделением на непосредственных производителей и на тех, кто управляет их трудом. Хотя на самом деле управлять необходимо производством и машинами, а не людьми, ибо людьми на хорошо отлаженных производствах должны управлять законы, нормы и правила при хорошо работающих службах обеспечения законности и норм правопорядка, без буржуазных привилегий кого бы то ни было!.

      Но на такой социальный порядок должна быть воля объединённого большинства народа страны, в противном случае всё это УТОПИЯ!  А ведь человечество движется именно в этом направлении!  И кибуцы Израиля уже давно доказали возможность таких норм жизни и сегодня они считаются уважаемыми партнерами на экономической сцене мира и многие кибуцы владеют акциями крупных производственных компаний.

     Компания «Нетафим», в которой трудятся жители трех кибуцей (Хацерим, Йифтах и Магаль), — одна из ведущих в промышленности Израиля, производит оросительные установки и обладает патентом на капельный метод, с помощью которого можно озеленить многие пустынные места на нашей планете. Учеными кибуца Изреэль в 1983 г. был изобретен робот для очистки воды в бассейне, со временем здесь была основана компания «Майтроникс», ставшая сейчас мировым лидером в области передовых технологий.

     Первые сандалии начали изготавливать в кибуцах для обеспечения дешевой обувью ее членов, однако со временем их производство выросло в брендовое предприятие «Тева Наот», которое успешно завоевало рынок Европы, США и Японии. Последние 10 лет строительством в Израиле занимались знаменитые архитекторы мира: Р. Кауфман, Л. Кракауэр, А. Шарон, Ш. Местечкин, Л. Коэн, а архитектура кибуцев была представлена в павильоне Венецианского биеннале в 2010 г. и произвела большое впечатление в мире.

     Начиная с 1960-х годов в моду вошло волонтерство из других стран: в Израиль стали приезжать молодые туристы и энтузиасты, в том числе и некоторые знаменитости, мечтающие познакомиться с кибуцным духом и направлением жизненного устройства. Пожив несколько месяцев в сообществе, они вернулись к себе домой, став послами кибуцной идеологии, а многие даже остались жить в кибуцах. В 21 веке наступила эпоха «обновления» в кибуцах: вместо коллективной собственности появилась и частная собственность, но без ущемления законных прав и свобод других граждан, появилась и дифференцированная оплата за труд, городской тип общин (в Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Акко и Тель-Авиве), однако солидарность, стремление к равноправию и социальной справедливости остались прежними и составляют гордость всех кибуцников, поэтому говорить о снижении интереса к кибуцам и их идеологам пока рано.