Лунная долина

Наталия Кроль
“Премудрость построила себе дом, вытесала 7 столпов его! “
Книга притчей царя Соломона

“Свобода, гордый дом о семи столпах, чтобы глаза наши могли воссиять, когда мы придём к тебе ! “
Лоуренс Аравийский

Эта история началась банально. Гуляли мы с моей подругой Ирой вечером, болтали о том, о сём. И вдруг она меня спрашивает, была ли я в Петре. Я ответила, что нет, но что это моя мечта.
“И долго ты намерена мечтать? “- поинтересовалась Ира.
“А ты права! – ответила я – Давай! Соберёмся и доберёмся! “.
И как-то всё лихо получилось. Ира хороший организатор. Она за десять дней всё устроила и мы поехали в Иорданию.
На центральной автобусной станции Эйлата нас подхватила
представительница экскурсионного бюро и подвезла к границе с Иорданией. Там мы по суше перешли на иорданскую сторону границы. После ряда рутинных проверок на иорданской таможне, нас пропустили. Здесь нас дожидался Хасан, иорданский представитель экскурсионного бюро, что-бы сдать с рук на руки экскурсоводу по имени Фади. Причём все представители с обоих сторон прекрасно говорили по русски. Даже без акцента.
Мы сели в машину Фади и он нас повёз в сторону Акабы. Ира решила, что он нас повезёт в гостиницу. Но Фади сказал, что сейчас у нас по плану Вади Рам, что по арабски означает Лунная долина. Это самая большая пустыня Иордании. Честно говоря, я впервые в жизни услышала это название. Ехать до неё было где-то часа полтора.
Не обошлось без магазинчика по дороге,  где я не удержалась и купила себе женскую сорочку, расшитую в арабском стиле, длинную, как туника. 
Путешествие продолжилось. Фади гордо рассказал нам, что здесь снимали два голивудских фильма: “Лоуренс Аравийский “ и “Марсианин “ с Мэтом Даймоном в главной роли. Вади Рам во втором из них играла поверхность Марса. И действательно, долина очень похожа на поверхность Красной Планеты.
И тут Фади остановился у старинного вокзала, над которым гордо развевался явно турецкий флаг, но какой-то странный. Оказалось, что это флаг Османской империи. Там стоял допотопный паровозик сцепленный с тремя старинными вагонами. На этом паровозике можно было проехать кружок по рельсам, которые сохранились здесь ещё со времён турецкого владычества. Это все было восстановленно для туристов, естественно. Мы с Ирой сфотографиравались на ступеньках вагона, но не поехали. Не хотелось время тратить.
Фади ухмыльнулся и повёз нас вниз, к пустыне. Лунная долина, она же Вади Рам, это очень странное место. Она гладкая песчанная и песок её ярко жёлтый. И по всей её поверхности понатыканы какие-то острые узкие скалы, как пальцы указывающие на небо. Мы проехали мимо образования из семи таких скал, как-бы обнимающих друг-друга. И я спросила у Фади, не называется ли это образование семь перстов.
“Не угадала! – засмеялся Фади – Это семь столпов мудрости! А ты знаешь, что означает число семь на Ближнем Востоке? “.
“Да. Это число Бога! “ – ответила я. И Фади как-то странно посмотрел на меня.
Но тут машина остановилась. Мы вышли и все втроём перешли в джип, на котором лихо примчался молодой бедуин по имени Муса. Фади сел в кабину, а мы забрались в кузов, накрытый от солнца бедуинским покрывалом и помчались по пустыне. Минут через пять джип остановился у какой-то более-менее пологой горы. Муса сказал, что если мы поднимемся на вершину горы, то оттуда увидим, как прекрасна Вади Рам. И тут настала Ирина очередь удивлять людей. Она достала из кармана два целофановых пакета и стала их надевать на красовки и низ брючин. Видели бы вы глаза иорданских парней! Они так их выпучили от удивления, что казалось, что те сейчас упадут на песок. Ира завязала пакеты верёвочками и пошла в гору. Хотелось сказать  - “Парни! Закройте рот! “ .  Они пришли в себя и поинтересовались у меня, не пойду ли я босиком. Но я их успокоила, что нет, и что в случае попадания песка в красовки, я его просто вытрясу.
“Слава Аллаху!  “ – воскликнули парни и молитвенно подняли руки к небесам. А я устремилась вслед за Ирой.
Это было довольно высоко. Когда мы добрались до вершины, то наш джип оттуда выглядел, как игрушечная машинка. Тут дул ветерок и казалось, что Дух пустыни приветствует пришедших. В таких местах тебя накрывает странное чувство глубокого спокойствия и душевной тишины. Никогда и нигде я не чувствовала такого умиротворения. Красотища!
Потом мы долго гоняли на джипе по пустыне, туда и сюда. Пили знаменитый бедуинский чай и кофе с кардамоном. Видели обелиск, похожий чем-то на статуэтку двуликого Януса. Но в отличие от этрусского бога, с одной стороны  обелиска находился портрет знаменитого Лоуренса Аравийского, а с другой - портрет Абдалы Первого, прадеда нынешнего короля Иордании.
Вдруг Муса решил показать нам фокус. Он остановил джип, спрыгнул,сорвал листики с какого-то низкого кустика, разбил их на камнях и взял в руки. Фади плеснул ему на руки немного воды и вдруг руки Мусы оказались намыленными. От пены на руках приятно и ненавязчиво пахло. Потом он просто вытер руки полотенцем. “Это бедуинское мыло! “– пояснил он.
Мы помчались дальше и остановились у скалы, по форме напоминающей стену. На ней был изображён верблюд в примитивной манере. А рядом сидели бедуины и гордо возлежали верблюды, презрительно поглядывая на людей.
“Что здесь такое? “- спросила Ира.
“Если у тебя есть немного терпения, то я тебе отвечу! – откликнулся Фади – Когда-то здесь проходили Великий Шёлковый Путь и Путь Благовоний. На этом месте караваны останавливались и набатеи подсчитывали, сколько у них верблюдов, коней, людей и товара.”
“Зачем? “- удивилась Ира.
Фади коротко выдохнул, повернулся ко мне и попросил ответить ей.
“Что бы знать, сколько денег взять с караванщиков. “- ответила я.
“А если бы они отказались платить? “- продолжила Ира.
“А тогда бы им предложили шагать назад в свой Китай! “- засмеялся Фади.
“Вот рекетиры! “- возмутилась моя подруга.
“Да уж! Любили денежки! “- ответил Фади.
“А ты не любишь? “- спросила я его.
“Да. И я люблю! Все любят!  –хмыкнул он и продолжил – Ну, ладно. Теперь едем в Акабу. В гостиницу.”
И мы поехали в Акабу. Это такой маленький симпатичный городок на берегу Красного моря. Городок живёт от туризма. Поэтому тут много лавочек, магазинчиков, ресторанчиков, большой базар.
Наша гостиница располагалась около главной мечети городка, откуда начинался каждый намаз. Муэдзин очень красивым голосом пел, созывая правоверных на молитву. И тут-же к нему присоединялись другие муэдзины.
День был очень насыщенный и мы не стали бродить по Акабе, а пошли отдыхать. Но не получилось. У нас не было сна ни в одном глазу и мы пол-ночи проболтали. Потом, неизвестно откуда, спустился мощный поток энергии. Вероятно это был прощальный дар Духа пустыни. И в этом потоке пришёл глубокий, благодатный и благостный сон.
Где-то в семь утра поднялись и пошли завтракать. На “шведском столе “ лежали на подносах питы, тхина, хумус, остренький творог, салаты и лёгкие мясные блюда. И, конечно, кофе, чай,вода и соки. Как говорила моя бабушка в таких случаях - ”Я поела, как графское дитё! “.
И тут зазвонил Ирин айфон. Это звонил Хасан. Он велел нам в течение пятнадцати минут выйти на ресепшен гостиницы, где будет ждать экскурсовод, по имени Мохамед, который повезёт нас в Петру. Спустившись на первый этаж,у входа встретили ожидающего нас Мохамеда – араба лет тридцати, коренастого, с цепкими, умными и хитрыми глазами.
“Сабахл хир! “- сказала я, что значит доброе утро по арабски.
“Не старайся! – спокойно сказал Мохамед – Я хорошо говорю по-русски. Семь лет учился в Харькове. Ну, поехали в Петру! “.
Мы сели в машину и поехали в столицу древнего набатейского царства. По дороге несколько раз останавливались на различных смотровых площадках, фотографировались и ехали дальше.Мохамед поинтересовался, как мы хотим проехать по Петре – на конях или на верблюдах. И мы выбрали верблюдов, хотя в нашем возрасте могли-бы быть немного поосторожней.
 А вот и дорога на Петру! Чтобы попасть туда, нужно было пройти по узкому проходу между скал где-то около полутора километра. В стенках этого прохода встроены водозборники, акведуки, стоки для воды... А чего стоили все эти статуи, рисунки и надписи на скалах! Просто в голове не укладывается, как в те времена люди смогли построить всё это!
Но вот змеистый проход закончился и мы внезапно вышли к знаменитому зданию Сокровищницы. Раньше я почему-то думала, что фотографии Петры в Гугле отфотошопили. Но,нет! Огромные, величественные здания вырастали прямо из скал! И ещё, я ошибалась, считая Петру сакральным местом. Она вовсе не сакральна. Но там сердце переполняется гордостью за род человеческий, который в стародавние времена был способен строить такие грандиозные сооружения.
Мохамед отвёл нас к верблюжьей стоянке. Это были одногорбые верблюды. И вот нас посадили на них. Седла какие-то шаткие и за них нужно было судорожно держаться обеими руками с двух сторон.При этом жутко начинают болеть мышцы внутренних поверхностей бёдер. Ведь в обычной жизни эти мышцы не очень-то используют. Бедуин повел верблюда, на котором сидела я , а позади шёл в поводу верблюд, на котором ехала Ира. Я выдержала минут двадцать этой боли. И вдруг, Ирин верблюд решил догнать меня и положить голову мне на колени. Верблюд конечно не слон, но тоже крупное животное. И голова у него большая и тяжёлая. Боль резко усилилась и я попросила снять меня с верблюда. Ира тоже с радостью слезла с верблюда. Потом оказалось,что вся её правая нога в жутких синяках. Ведь верблюд прижал её ногу к моему седлу.
Мы побежали по узкому проходу назад. На выходе из прохода стоял маленький магазинчик сувениров и благовоний. Там нас ждал Мохамед, попивая кофе с кардомоном. И тут Ира обнаружила, что с её левой руки пропало кольцо. Они с Мохамедом и хозяином обыскали весь магазин, но не нашли его. Ну что сделаешь! Мы пошли к машине. И тут меня осенило! Я открыла левую заднюю дверцу машины, то есть с той стороны, где раньше сидела Ира и увидела её кольцо на сидении. Ура! И машина помчалась дальше.
И конечно, Мохамед завёз нас в небольшой бедуинский магазинчик. Бизнес – есть бизнес! Я там конечно купила кое-какие сувенирчики. Но нож из дамасской стали, даже маленький женский, не рискнула купить. Могли не пропустить на таможне. А Ира увидела статуэтку Фемиды и решила её купить. Зачем? Не знаю. Она долго торговалась с хозяином магазина. Но в конце-концов он уступил и они сторговались.
Мы погрузились в машину и поехали к границе. Всё рано или поздно заканчивается. И тут, в качестве вишенки на торте, сработала Ирина статуэтка. Дело было так. Заходим мы на иорданскую таможню. Таможенник, осмотрев статуэтку, поинтересовался, что это такое. Ира ответила, что это Фемида.
“Что такое Фемида? “- спросил он уже у меня.
“А это римская богиня Правосудия! “- ответила я.
“Да! – хмыкнул он – Это как раз то, чего не хватало на нашей таможне! “.
И мы пошли на израильскую сторону границы.
Доблесные израильские полицейские тоже заинтересовались этой статуэткой. Но они проверили её на рентгеновском аппарате. Оказывается, контрабандисты часто используют статуэтки, как контейнеры для контрабанды, например наркотиков. Но Ирина Фемида конечно была полой и пустой. И тут явилась таможенница постарше и велела мне показать содержание карманов.
“У нас проблема!- радостно сообщила я – У меня нет карманов! “.
Таможенники замахали руками и попросили проходить поскорей. Мы вышли. И тогда здание таможни сотрясли взрывы гомерического хохота.