Сказка о ведре философе

Алексей Анатольевич Андреев
In the memory of Joseph Chan.

Жило-было ведро, не обычное ведро, к какому мы все привыкли, а Ведро – Философ. Стояло оно в углу, наполненное водой, и рассуждало само собой:

«Наверное, жизнь была бы более интересной, родись, к примеру, я бутылкой из-под вина, и лет двести – триста хранилось бы во мне отборные, виноградные слезы, как апофеоз жизненного пути, быть откупоренной на какой-нибудь большой праздник – на свадьбу или именины. Нда… Это была бы жизнь…

Или, к примеру, родиться бы посудой – чашкой фарфоровой, с розовыми вырисованными цветочками спереди и сзади, и с золотыми ободочками по верхнему краю… Да, сколько бы чаев бы я перепивала…Ммм… черный, зеленый, красный, с сахаром, без сахара, с медом или с вареньем, с толчеными ягодами… Может быть, и баранок бы в меня покрошили или печенюшки, на худой конец… И какая-нибудь красавица прикоснулась бы ко мне своими пухлыми губками за воскресным завтраком… Я бы даже перетерпело бы её усатого ухажёра… Нда… Это была бы жизнь… А так, что ж… Эх, сиди тут в углу, томись. Сходят, наберут воды, и опять стой попожди. Ну, где здесь праздник? В чем смысл жизни?

А с другой стороны, хорошо, что еще не угораздило родиться кастрюлей, а то напихают овощей, шмоточков несколько мяса – и на огонь, да еще и крышку сверху накинут. Поди, попробуй перевари все это внутри себя… Ой…

Или, к примеру взять сковороду, там один бок огнем припекают, а другой еще и скрябают – то лопаткой, то ножем, да маслицем плеснут, чтобы ничего не пригорело – все себе, все себе – ничего сковороде.

 Что тут говорить? Всего я тут насмотрелся… Нда, а кому лучше всего на свете живется? Я думаю, тарелкам… Их уж и помоют, и полотенечком оботрут, и высушат, и на полочку положат – что не жизнь?

 Только, если бы меня спросили, я бы, конечно, выбрал быть десертной тарелочкой – это самое милое дело! Все на тебя смотрят, как на праздник, сидят дети и взрослые за столом, улыбаются, шутят, режут торт – мой любимый «Наполеон». Один раз мне повезло, и младший сынок хозяйки вымыл свою испачканную тортом мордочку прямо в ведре, во мне, прямо – таки, да… Так что я знаю, о чем я говорю. Тарелки говорили, что «Паутинка» тоже очень вкусный, но я его не пробовал…

Так вот, если и существует Бог, то, пожалуйста, в следующей жизни сотворите меня десертной тарелочкой. Ах, сколько бы можно попробовать всякой вкусностей: торты, пирожные, эклеры, фруктовые желе, мороженое, да просто фрукты! Ну, вот представьте: жаркий, знойный, послеобеденный час, и добрая хозяйка кладет аккуратно нарезанные, только что сорванные свежие, сладкие фрукты, нда… и зимой, и в стужу наливают в тебя горячий чай из самовара и пьют, причмокивая, прямо из тарелочек, закусывая сладким щербетом с орешками. Да, мечта, так мечта… Хочу быть десертной тарелочкой!»


За глубокомысленными размышлениями Ведро не заметило, как хозяйка вошла на кухню.
- Сыночек! Принеси, пожалуйста, воды! Смотри, кадушка почти пустая, и в ведре ничего нет, - сказала хозяйка своему сыну.
 - Хорошо, мама, я привезу воды на тележке, можно? А где у нас все ведра? - сказал мальчик, жуя дольку сухого яблока.
- Возьми вот это, оцинкованное, а остальные можешь взять внизу, в крыльце. И смотри там не играть с ребятами! Будь осторожен! Одна нога здесь, другая там, - наставляла его мать.
- Хорошо, мама, я все понял, - ответил мальчик, улыбаясь.

Ну, а на улице его уже ждали друзья. Всего пять человек ребятишек отправилось набирать воды к водопаду. Водопад постоянно поддерживался тающим с гор снегом. Это была очень холодная вода, и ребята не купались в студеной воде, что было, своего рода, душе успокоением для родителей. Обычно дети просто ограничивались киданием камушков в прилегающий ручей, а иногда брызгали друг дружку холодной водой из своих маленьких ладошек или захваченных из дому кружек.

- Чур, я буду наливать! – сказал мальчик побольше.
- Нет, я, потому что моя мама дала ведра! – сказал хозяйский сын, – Вы можете катить тележку, если хотите.
Ребята смеялись, толкались, хлопали ведрами. Местные жители выглядывали из окошек как бы в ответ на их шум: “Ууу, хулиганье!” - показал кулак в их сторону старый дедушка с палочкой. “Ууу!” - показали маленькие кулачки ребята и укатили тележку с ведрами к водопаду.

Дети есть дети, для них жизнь - это веселая игра. Если они едят - они играют, если они друг с другом или даже наедине - все превращают в игру - легкую, непринужденную, с неписанными правилами, с победителями и проигравшими, но обязательно с улыбкой на лице.

Ребята играли: плескались холодной водой, набирали воду в ведра и выливали её обратно. Было весело. Пробаловались дети так несколько часов. Стало стемнаться: они заспешили домой, и конечно же в спешке забыли одно из ведер - наше Ведро - Философа под студеной водой водопада.

Бряканье тележки, наполненными ведрами, смех ребят - все утихло в опускающемся, густом тумане. Ведро осталось одно, стоя под тяжелой струей водопада.

“Вот те на! Повезло или же не повезло? - начало свой внутренний диалог Ведро - Философ, - Представьте, сколько воды в меня вольется! Я так день - другой простою, и буду первым в списке ведром по количеству воды, побывавшем внутри меня. Да, с этой точки зрения, конечно, повезло. А с другой, одному стоять под такими потоками воды - ничего особо нового, ничего особо интересного… Хотя, как говорил мой хороший друг Гераклит: “Мы не можем войти в одну и ту же реку дважды”.
Пожалуй,буду стоять,и не опознавать себя, и главное не блестеть - возьму отпуск от кухни. А там и придумается, хорошо ли это или плохо. Когда люди придут - авось, и не заметят", - ведро заулыбалось и закричало: "Огого! Я Ведро!” “Ого!” - эхом отчеканилось в горах. “Я ведро!” - повторило ещё громче Ведро - Философ. “Огогог!” - опять повторили горы.
 
- Ну что ты раскричалось? - сказал чей-то уставший, тяжелый бас.
- Кто это? Кто говорит со мной?
- Это я, Водапад. А ты ведро, забытое людьми, под моими холодными струями, - ответил тяжелый бас.
- Вот так дела… Значит ты сейчас во мне? Водопад в ведре! Не-ви-да-нно! - затараторило ведро, - Водопад в ведре!

- Не весь водопад, а только часть. А водопад - это вода, а вода - это дождь, и лет и пар.
 - И... И.. Все это я!
- Нет, не ты... Ты не Бог, - отвечал уставший, тяжелый голос.

- Ты во мне значит это я. Я! Это я-  самое мудрое ведро в мире! Я вместило в себя тебя, Водопад! Ты говоришь, ты вода, ты Бог, дак это ты, получается Святая Троица: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Святой Дух? И вода, и лед, и пар… Я слышал об этом от людей однажды, когда ещё было поновее. Приезжий священник окунал в меня Святое Распятье. Я еще не очень понял, для чего все это, и зачем… Получается, ты всегда был во мне, потому что я ведро, так что ли? Да?

Водопад молчал, а Ведро - Философ все говорило и говорило:
- Даже вот, не понятно, как к тебе обращаться - на ты, или на вы, или женского роду, или же мужского… Как тебя зовут?
- Я есмь… - ответил Водопад.

- Ну, это не новость. Я есмь, и ты есмь, и мы весмь, и мы есмь - ответило Ведро, -вот скажи мне, Водопад, если уж мне так повезло и я разговариваю с тобой, пообещай мне, в следующей жизни сотворить меня десертной тарелочкой,- Обещаешь? - заискивающе вопрошало Ведро.
- Думай сегодня, - ответил Водопад.

- Да, ты прав, нужно все осмыслить, я же философ… Ведро - Философ. Мнда… Так, я ведро. Давайте, по порядку: я ведро. Меня забыли по водопадом, и со мной говорит Водопад, - начало философствовать Ведро,-  Я попросил тебя сотворить меня десертной тарелочкой, но ты не хочешь. Научи меня мудрости тогда!
- Хорошо, каждый день я буду посылать тебе с гор студеное чистое слово мудрости, а ты лови его и сохраняй в своем сердце, - ответил голос.

Ведро еще долго говорило, и даже кричало, но голос молчал.

Как и было обещано, каждый день, с потоками воды с гор спускалось слово мудрости. Иногда Ведро не успевало схватить его, иногда успевало, а бывало, что несколько слов падало сверху, хлеща мудростью. Когда слово было в ведре, а иногда мудрость по щекам хлестала своей правдой. Иногда Ведро начинало блестеть от озарения и чистоты. Одно не могло сделать Ведро - сохранить слово мудрости в своем сердце, как ни старалось Ведро, оно никак не могло найти в себе сердце. Я же ведро - откуда у меня сердце? Хм… Где хранить хранить эту мудрость? Не знаю… - говорило себе Ведро, но не делилось этим с Водопадом, а все просило и просило мудрости больше мудрости.

День шел за днем, месяц за месяцем, Ведро накопило большое количество мудрости. Но даже если мудрость дадена ведру, оно не превращается в кувшин или в элегантную кофейную чашечку. Оно так и остается ведром. Потому, оно так и рассуждало: “ Я самое мудрое в мире! Я самое мудрое в мире! Я мудрое ведро! А какое, кхи, я было глупое тогда - отдавало воду людям, зачем? А здесь я сейчас вся в себе. Все приходит, все во мне остается - все самое лучшее, а утекает лишнее. Лей, лей, Водопад, свою мудрость! Лей, Водопад! Эй, Водопад, поговори со мной!”

Но водопад, будто и не слышал, заглушая ведерный звон.

Так прошла осень, и наступила зима. Зима была холодной, так что ведро вмерзло своим днищем в лед. Ребята, играя на льду зимой, заметили ведро, вмерзшее в лед и пытались вытащить его, но лед слишком крепко держал ведро в своих объятиях. За зимой наступила весна, лед растаял. Водопад с новой силой ударял в днище ведра, наполняя его своей мудростью. Ведро было несказанно радо: оно думало, что оно, оно Ведро - Философ семимильными шагами шагает к своей цели - к несказанной мудрости.

За весной пришло лето, и ручей, что у водопада, вошел в свое обычное русло.

Однажды утром, молодая женщина пришла на водопад за водой. Она заметила одиноко - стоящее ведро, что чуть спряталось за большим камнем.

“Ого, кто-то ведро забыл", - сказала сама себе молодая женщина,"Кажись, хорошее. Ну- ка ся…”

Женщина вошла в ручей, прежде оголя свои ноги. Холодная вода обожгла её щиколотки. Женщина вошла в ручей, сделала несколько шагов, подняла ведро за ручку и вытащила его из ила. Ведро уже не выглядело новым и блестящим - на дне виднелась ржавчина и грязь. “Попробую, не течет ли?” - спросила себя, как бы оправдываясь, женщина и поднесла ведро к сильному потоку воды.

 Летящая с высока вода водопада пробила ведерное гнилое дно. “Никуда уже не годится!” - сказала женщина и бросила ведро в ближайший куст.

“Или, Или! Лама савахфани?" То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” - были последние слова, которые еще долго звенящим голосом вопрошало из кустов пустое Ведро.

А Водопад молчал…