Июнь 2022. Меншиковский дворец. Брейгели

Александр Вальт
ШИРОТА ДУШИ

Поговорим о широте души. Как известно, русская душа славится своей широтой. Что же это такое?

Сунуть швейцару роскошного ресторана пачку купюр на чай? Проиграть родовое имение в карты? Устроить бардак в стиле чертогона по Н. Лескову? Купить самую большую в мире яхту? Построить здание Газпрома?

А можно и по-другому: пятнадцать лет развивать сеть крупных универсамов. Продать весь бизнес за 189 миллионов. Долларов. Дальше начинается самое интересное. На вырученные деньги купить замок в Англии? Нет. Виллу в Ницце? Нет. Построить самую длинную яхту? Нет.

Послушайте, это интересно. Следующие пятнадцать лет кропотливо собирается отборная коллекция фламандской живописи. Закупки производятся на самых известных аукционах. Далее чудеса продолжаются. Вся коллекция привозится… Куда? В Лондон, в свой особняк? Нет. Коллекция привозится в Москву! И, оставаясь частной, регулярно демонстрируется на выставках для широкого круга людей. И каждый может ее посмотреть, заплатив за билет цену чашки кофе с дешевым пирожным.
Вот это действительно широта души по-русски, даже если ты родом из Одессы и твоя фамилия Мауергауз.

Выставка фламандской живописи из собрания Константина и Валерии Мауергауз открылась в Меншиковском дворце. На ней представлены около тридцати картин фламандской школы, преимущественно Брейгелей -Старшего (Яна) и Младшего (Питера).

На эту выставку не надо идти: на нее нужно бежать, пока она еще открыта. Я скажу грубо: эта выставка бьет по мозгам до такой степени, что свою художественную жизнь можно смело разделить на две половины – до и после этой выставки.

Во-первых, эти картины довольно большие. Во-вторых, они такие свежие и яркие, как будто написаны вчера. И, в-третьих, они до такой степени фламандские, что около каждой картины можно простоять час и не заметить, как он прошел. Потому что на каждой из них захвачено мгновение, где люди занимаются своим обыденным делом, и эта брейгелевская машина времени до такой степени занимательна, что каждого такого человечка или группу людей можно рассматривать до бесконечности долго, улыбаясь или удивляясь мастерству и юмору художника.

Кстати, рассматривать голландские картины было любимым занятием Петра Первого: он при этом оглушительно смеялся и хлопал себя руками по ляжкам. Дух его витает в Меншиковском дворце до сих пор. Вообще, трудно было придумать более пригодное для этой выставки место, чем Меншиковский дворец: проходя сквозь голландскую изразцовую кухню, поднимаясь наверх по старинной дубовой лестнице, ты настолько вживаешься в ту самую эпоху, что не хочется ее и покидать.

Формально на выставке можно быть только один час, но никто не подгоняет, не мешает. Не пытайтесь просто приехать на Университетскую набережную и попасть на выставку сходу. Не выйдет. Несмотря на то, что выставку практически не рекламируют, народ все уже знает, и билеты активно раскупаются. Купить их можно только на сайте, но даже там найти их непросто, поэтому даю ссылку. Как и на «Чертогон» Н. Лескова; если не приходилось читать этот рассказ, то рекомендую уделить ему полчаса; он Вам точно понравится, еще и спасибо мне скажете. И в подарок – снимок одной из картин. Enjoy!

И последнее. Три великолепных выставки функционируют в Питере одновременно: Арт-Деко в антике на Невском 54, Врубель в Русском музее и Брейгели в Меншиковском дворце. И это в белые ночи, когда сам город настолько прекрасен, что, кажется, ничего больше для души и не нужно. Не много ли, не перебор? Да нет, в самый раз… Это тоже ответ на вопрос о широте души. Просто это Питер, детка…

https://librebook.me/chertogon/vol1/1) - «Чертогон» Н. Лескова
https://tickets.hermitagemuseum.org/ru/#id=13 - билеты на выставку Брейгелей