Июнь 2022. Русский музей. Врубель

Александр Вальт
ДЕМОН В КЛЕТКЕ

 В Русском музее открылась выставка Врубеля. Событие тем более долгожданное, что по неизвестным мне причинам Врубель является кумиром тургеневских девушек нашего времени.

 Вот они все и слетелись на эту выставку. Такого количества молодежи в корпусе Бенуа я давно не видел. Они все разные, эти тургеневские девушки: от классических – распущенные волосы, блузка, юбка, туфельки, - до совсем современных – тяжелые берцы, носки разного цвета, шорты и клетчатая мужская рубаха, завязанная узлом на голом пузе. А на голове такое… даже описать не могу.

 Но отличить этих девушек в толпе посетителей очень просто: нужно проследить, какими глазами они смотрят на врубелевские картины. Там восторг, потрясение, ум, понимание и красота. Красота души. Только за этим можно прийти на выставку, за надеждой. Пока есть такие лица, жива будет страна…

 Вернемся к Врубелю. Лично для меня он начался в юности не с Демона, а с нежнейшего натюрморта «Роза в стакане». Как приятно было встретить его снова в последнем зале. Встретить и восхититься еще раз его утонченной красотой. Но это – удовольствие для тех, кто обращает внимание на детали. А начинается выставка с пронзительных черных глаз стройной испанки, следящих за тобой с любого ракурса. Картина из Третьяковки, лишний раз на нее не взглянешь. Тем ценнее это чувство восприятия жемчужно-черного колорита, которого не передать никакой репродукцией. У испанцев есть мастер такого колорита, это Гойя, а у нас это – Врубель…

 Следующий зал меня огорчил: огромные полотна с трудом втиснуты в душные низкие комнаты первого этажа. Они там задыхаются. Им бы на простор этажа второго… Сказочный богатырь упирается плечами в тесные стены. Кажется, сейчас он шевельнет плечами, обрушит здание и, довольный, выберется на Екатерининский канал. В следующем зале изумительный летящий Демон разъяренно мечется от стены до стены как крупная рыба в тесном аквариуме… Поневоле приходит на ум грустная ассоциация с судьбой самого Михаила Александровича, закончившего свои дни в клинике для душевнобольных…

 Ладно, вернемся назад в то счастливое время, когда все они были молоды и полны надежд, в гостеприимную усадьбу Домотканово. Там было полно молодежи из трех семейств – Дервизов, Симоновичей и Серовых, там же жили и работали друзья по Академии – Дервиз, Серов и Врубель. Именно там Дервиз и Серов нашли себе преданных подруг, а вот у Врубеля с Машей Симонович не сложилось… Подробно об этом можно посмотреть здесь:
https://la-belaga.livejournal.com/829988.html

 От тех времен нам достался портрет Маши Симонович работы Серова «Девушка, освещенная солнцем». Мы теперь знаем, как выглядела тургеневская барышня серебряного века.

 Так вот, на этой выставке есть портрет самого Валентина Серова и Маши Симонович работы Врубеля! Он нарисовал их в театральных костюмах для домашнего спектакля, большая картина не закончена, а вот эскиз, где Гамлет - сам Врубель, прописан до мелочей, и тихо лежит в витрине первого зала. Ждет любителей деталей…
Не упустите возможности взглянуть в их счастливые глаза 1883 года! Выставка только открылась, она будет еще долго…