Ноябрь 2021. Манеж. Покой и радость

Александр Вальт
Когда найдет на сердце пакость,
Когда от жизни нет житья,
И угнетает одинакость
И одинокость бытия –
- куда можно пойти в Питере, если кругом сумрачный ноябрь, а в четыре часа дня уже сумерки?
Где отдохнуть душой?

Раньше можно было напрячься и отправиться на недельку на Кипр или в Крым.
Теперь, оставшись без виз, замученные локдаунами и QR-кодами, мы сидим тихо по своим норам и тяжело вздыхаем, вспоминая Бродского:

«Поездка к морю в несезон,
Помимо матерьяльных выгод
Имеет тот еще резон,
Что это временный, но выход
За рамки года, из ворот
Тюрьмы. Посмеиваясь криво,
Пусть время взяток не берет
Пространство, друг, сребролюбиво».

То есть лето в ноябре ты ни за какие деньги не купишь, но, заплатив, можно перелететь туда, где тепло и солнечно. Так было раньше. А теперь некуда нам податься!

Нет, все же есть такое место! Это Манеж – выставка «Покой и радость».

Милостивое пространство берет с пенсионеров всего сто рублей за вход, а время, скрежеща зубами, отступает лет на двести, давая возможность прогуляться по извилистым римским улочкам ХVIII века или покататься на осле по живописным италийским холмам. Можно насладиться покоем родных пейзажей, или застыть надолго, глядя на изумительные в своей ясности портреты детей. Никто тебя не торопит: наоборот, изящная медленная музыка задает темп неспешному перемещению из зала в зал, где за каждым поворотом ждут новые открытия, от которых перехватывает дыхание. Ради этого на выставке собраны шедевры российских музеев от Беларуси до Тобольска, от Архангельска до Астрахани. Никаких волнующих душу импрессионистов на выставке нет, одна лишь вселяющая покой добрая классика. Лишь однажды мелькнет на зеленой траве белой накипью черемух неспокойный Борисов-Мусатов, и снова Шишкин, Левитан, Айвазовский…

Не устаю удивляться художественному руководству Манежа! Раз за разом они, устраивая выставку, попадают точно в яблочко зрительского спроса. Так было с недавней выставкой русской скульптуры, так обстоит дело и сейчас. Решив для нас непосильную задачу обозреть разбросанные по всей стране музеи, они отобрали именно тот пласт картин, которые действительно дают нам радость и покой, столь необходимые именно сегодня.

Наверное, именно поэтому, выходя с выставки, никто, ни стар, ни млад, не отказывают себе в удовольствии покачаться на огромных качелях, чьи канаты уходят прямо в облака.

Нужно видеть лица людей, покидающих выставку: на них царят именно покой и радость вкупе с блаженной улыбкой; навстречу им очередь (небольшая) на входе: там напряжение, озабоченность, стресс.