Музыка любви

Николай Таурин
  Утром на работу Ольге Николаевне позвонили из префектуры и попросили поприсутствовать на планерке, где будут обсуждаться некоторые вопросы, связанные с подготовкой к наступающему Новому году.
 Еще не дойдя до подземного перехода метров пятидесяти, Ольга Николаевна услышала доносящиеся оттуда звуки аккордеона. Это был вальс «Под небом Парижа». Она невольно ускорила шаг, чтобы побыстрее спуститься вниз и избавиться от шума уличного транспорта.

 Четырнадцать лет назад, когда она пришла на свое первое свидание, ставшее началом её сумасшедшей любви, в городском парке звучала именно эта мелодия. И теперь щемящий голос аккордеона моментально вернул её в недавнее прошлое. Она остановилась в нескольких шагах от музыканта, смотрела на него, одновременно приводя в порядок нахлынувшие мысли.

 Пожилой мужчина, сидевший на табуретке и игравший на аккордеоне, посмотрел в её сторону и прервав игру, негромко спросил, все ли у неё в порядке. Вопрос вернул её в реальность, она быстро подошла к нему, так же быстро достала из сумочки тысячную купюру, положила её на стоящий рядом футляр.
 - Нет-нет, все в порядке, извините, спасибо вам, - почему-то шепотом проговорила она и почти побежала прочь.
 Приблизившись к выходу из перехода, она неожиданно для себя самой замедлила шаг, а секунду спустя и вовсе повернула обратно. Какая-то неведомая еще ниточка протянулась между ней и музыкантом.
Мужчина, встав с табуретки, поставил на неё раскрытый футляр и укладывал в него свой инструмент. Увидев её снова, он улыбнулся, - Вы, наверно, ошиблись с размером моего гонорара? - и достав тысячу из кармана, протянул ей.
- Нет, я хотела спросить вас, часто ли вы приходите сюда играть? – и, опережая ответ, продолжила, -  я хочу предложить вам работу. Дело в том, что я работаю в детском клубе «Ровесник» при нашей районной управе. У нас там есть секция художественной самодеятельности, где дети поют и танцуют, но случилась беда, наш аккомпаниатор, в связи с семейными обстоятельствами, уволился, а у нас на носу городской смотр самодеятельности, да и Новый год приближается. Вы прекрасно играете и очень бы нас выручили!
 - Это правда? Вы не разыгрываете меня? - после минутной паузы произнес мужчина.
 В подземном переходе освещение было довольно тусклым и только за время этого диалога Ольга Николаевна внимательно его рассмотрела. На вид ему было за шестьдесят, он был не высок и коренаст, одет в старенькое, потертое пальтишко, головной убор заменяла густая и еще не полностью поседевшая шевелюра. Высокий лоб, густые брови и большие, широко расставленные голубые глаза дополняли его внешний облик.
 - Я буду очень вам благодарна, если вы согласитесь! Извините, я сейчас опаздываю, - она опять открыла сумочку, - вот моя визитка, в ней есть телефон и адрес нашего клуба. Мы будем вас ждать, - уже уходя, добавила она.
 Мужчина позвонил только через два дня, когда она уже почти перестала ждать.
 - Здравствуйте, Ольга Николаевна, мы с вами не успели представиться друг другу, хорошо, что на визитке указано ваше имя и отчество. Простите, что затянул с ответом, просто ваше предложение было очень неожиданным и застало меня врасплох. Если вас это устроит, я могу появиться в вашем клубе примерно через минут сорок.  Чуть опять не забыл, меня зовут Виктор Петрович.
 - Здравствуйте, Виктор Петрович, жду вас!

  Из раскрытой двери кабинета хорошо просматривался вход в фойе клуба, и Ольга Николаевна увидела, когда он появился. Он вошел в входную дверь боком, в левой руке был футляр с аккордеоном, а в правой та самая табуретка, что была и в подземном переходе. Он аккуратно поставил аккордеон на табуретку и стал тщательно вытирать ноги о придверный коврик.
 - Ладно вам, Виктор Петрович, проходите ко мне, на дворе ведь сухо.
Обернувшись на голос, он увидел её, призывно машущую рукой, оглянулся на аккордеон, соображая брать его с собой или оставить здесь, и прошел в кабинет.
 -Присаживайтесь, Виктор Петрович, - Ольга Николаевна показала на кресло, стоявшее около её стола.  – Прежде, чем направить вас в отдел кадров, я хочу попросить вас немного рассказать о себе.
 Ну, что рассказать вам, Ольга Николаевна, вы, наверно, хотите знать, как я оказался в подземном переходе…  Музыка это можно сказать моя профессия, играть на аккордеоне я начал еще мальчишкой в школе, а когда отслужил в армии, поступил в институт культуры, на факультет музыкального искусства, музыкально-просветительское направление.
 Надоумила меня поступать туда, моя девушка. Она уже училась там же на втором курсе. После окончания мной третьего курса, мы поженились. Когда моя Дашенька, закончила институт, то получила свободный диплом потому, что годом ранее у нас родился сын.  Жили мы в одной квартире с моей мамой. Отец умер, когда мне было три года, еще совсем молодым, сказались фронтовые ранения.  Институт я не закончил, надо было зарабатывать деньги, поэтому, когда наша соседка по дому, мамина подруга, работавшая поварихой в подмосковном санатории им. Артема, сказала, что там освободилось место культпросветработника, мы с Дашей тут же помчались туда.

  Нам повезло. Мало того, что нас обоих взяли на работу, нам еще и предоставили маленькую однокомнатную квартиру в ведомственном доме, в котором жила обслуга санатория. Дом находился сразу за оградой санатория, в сосновом бору. Рядом была железнодорожная станция Фирсановка и добираться до Москвы, чтобы навестить мать, было очень удобно.
 Санаторий обслуживал членов ЦК КПСС и их семьи, поэтому рабочая дисциплина была очень строгая. Достаточно было какому-нибудь отдыхающему пожаловаться, как провинившегося работника сразу увольняли. О порядках, царивших в санатории, нам поведала пожилая библиотекарша, которой сумела понравиться Даша. Главной нашей обязанностью была организация тематических вечеров отдыха, начинавшихся, как правило с показа кинохроники, затем был концерт самодеятельности, в котором принимали участие кроме нас, сами отдыхающие, а иногда мы приглашали из Москвы профессиональных артистов. Мы с Дашей хорошо танцевали и помимо вечеров, организовали, работавшую три дня в неделю, школу танцев, которую особенно охотно посещали жены и дети ответственных партийных работников.

 Так незаметно, без больших происшествий, прошло семь лет и пришла пора нашему сыну, Андрею, отправляться в первый класс.
Рассказ явно затягивался, но какое-то странное чувство, возникшее еще при первой встрече, мешало Ольге Николаевне прервать его. Виктор Петрович заметил взгляд, брошенный на часы,
- Вы простите меня старого, ради бога, голубушка Ольга Николаевна, заболтался я совсем и вас задерживаю. Знаете, я просто очень-очень давно ни с кем не разговаривал, вот меня и понесло.
- Ну, что вы, Виктор Петрович, я с большим интересом слушаю вас, но давайте зайдем к нашей кадровичке, вы напишите заявление о приеме, а то она убежит домой, у неё сокращенный рабочий день.
- Зинаида Васильевна, оформите, пожалуйста, трудовой договор. Вот Виктор Петрович, он будет работать у нас аккомпаниатором. А вы, Виктор Петрович, потом возвращайтесь ко мне в кабинет, продолжим нашу беседу.

 Ольга Николаевна вернулась к себе, сделала несколько нужных звонков и положив трубку, на минуту задумалась. Она никак не могла понять, что же её притягивало к этому человеку. Что-то очень знакомое было в его лице. Ольга Николаевна положила голову на руки, упершись локтями в столешницу. И вдруг, как молния, проскочила в голове…  Глаза! Конечно же, эти голубые глаза, которые она никогда не могла забыть. Глаза, в которые она, как в озера, погрузилась при первой встрече с ним, с тем, в кого без памяти влюбилась с первого взгляда.

- Ольга Николаевна, я подписал все бумаги, когда мне выходить на работу?
Но она уже не могла отпустить его, ничего не узнав.
- Виктор Петрович, если не торопитесь, то усаживайтесь, я хочу послушать, что было дальше. У вас ведь, как я поняла, есть сын, он живет с вами?
Виктор Петрович, опустил голову. По его резко изменившемуся лицу, вдруг градом покатились слезы.
 — Нет у меня больше сына, и Дашеньки моей тоже нет, глухим шепотом, наконец промолвил он. Погибли они…  А я вот живу…  Вот уже четырнадцать лет без них…

  У Ольги Николаевны так затрепетало сердце, как будто собиралось выпорхнуть из груди. Ужасная догадка заполонила всю её душу.
  Конечно! Его сын, это её Андрей! Они встретились первый раз в парке в Сокольниках. Она сидела на скамейке и читала учебник, готовясь к экзамену. Вдруг чья-то голова, склонилась к ней из-за спинки скамейки и прочитала вслух фразу из учебника. Не успела она оглянуться, как он уже стоял перед ней.
 - Это преступление, читать скучный учебник, когда стоит такая погода! Светит солнце, цветут хризантемы и когда играют такую музыку! Вы слышите, барышня, это играют вальс «Под небом Парижа»! Я умоляю вас, бросьте учебник и скорее научите меня танцевать вальс! И такое притяжение исходило из больших голубых глаз, устремленных на неё, что она, словно загипнотизированная, положила учебник, встала, еще мгновенье и они уже отчаянно кружились в вальсе, вздымая с асфальта дорожек нападавшую ярко-желтую листву.

 Их отношения стремительно развивались. Узнав, что Ольга собирается поступать в Гнесинку, он обалдело посмотрел на неё,
 - Олечка, вы созданы для меня, мои родители учились в институте культуры, они будут счастливы увидеть мою избранницу. Рассказал он и о себе, что после окончания физфака МГУ, работает в научно-исследовательской лаборатории, занимающейся астрофизикой. Его рассказы о звездном небе, завораживали историями открытия звезд, объяснениями их названий, судьбой открывших их людей. Расставаясь у дверей её общежития, они уже договаривались, когда встретятся завтра. Перед наступающими выходными днями, он сказал, что с утра поедет за родителями, живущими в Подмосковье, привезет их в Москву и вечером заедет за ней.

 Вечером он не приехал. Не приехал, ни на следующий день, ни через месяц. Ольга не находила себе места. Она не знала, ни его фамилии, ни где он живет, ни где находится эта лаборатория, в которой он работает. В то время ей это было абсолютно неважно, главное она знала, что беспредельно любит его, и видела, что их чувства взаимны.

 Когда её соседки по комнате в общежитии, услышали ночью её глухие рыдания, а наутро узнали о произошедшем, то вместо утешений сразу заявили ей, что удивляться тут нечему, столичный парень, да еще интересный, зачем ему молодая провинциалочка, приехавшая в Москву из какого-то захолустья…

 И вот пришло объяснение тех роковых дней.
 - Виктор Петрович, так что же тогда случилось, - она ждала подтверждения своей почти стопроцентной уверенности.
 Виктор Петрович, промокнул платком текущие по лицу слезы.
 - Извините, теперь, как вспомню, слез не удержать… Перед тем страшным днем, вечером позвонил Андрей и сказал, что нашел себе невесту и хочет показать её нам. Сказал, что утром заедет за нами и, чтобы мы были готовы. Мы с Дашенькой очень обрадовались. Мы уже давно намекали, что подошла пора бы и жениться.  Уж больно нам с Дашенькой внучков хотелось.
 В середине 80-х мы с Дашенькой купили на авторынке, уже не новый «Москвич». Сам я ездил на нем мало, и когда Андрей стал студентом, отдал машину ему.
 Вот на нем он за нами и заехал. Когда мы ехали уже по Ленинградскому шоссе и миновали аэропорт Шереметьево, вдруг на встречную полосу резко вывернул огромный «Камаз». Их было два, едущих друг за другом, то ли они затеяли игру в обгонялки, то ли была другая причина, но у Андрея не осталось времени для маневра. Я пришел в сознание на койке в химкинской больнице. На мой вопрос, что с женой и сыном, ответом был лишь участливый взгляд врача. Я снова погрузился в небытие. Врач потом сказал, что им с большим трудом удалось вывести меня из состояния клинической смерти. Сердце отказывалось «заводиться»…  У меня был отрыв селезенки и  множественные переломы, Андрюша и Дашенька, скончались на месте.

 Ольга накрыла руками, лежащие на столе руки Виктора Петровича.
 - Виктор Петрович, я была невестой Андрея…
Взгляд Виктора Петровича напрягся, он выдернул свои руки из-под её рук.

 - Как?! …Это вы?! Ну да, имя совпадает! Но почему же вы не нашли меня тогда в больнице, не пришли на похороны, не приходили на могилу?!
 - Виктор Петрович, миленький, я не знала! И Ольга Николаевна поведала краткую историю их любви.  Они оба погрузились в долгое молчание.

 - Простите меня, Ольга Николаевна, что накричал на вас. Все мы всегда ищем виновного в своих несчастьях. Вот и вас я определил на это место, мы ведь с Дашенькой тоже ничего о вас не знали, Андрей на все наши расспросы так ничего и не ответил, предложил набраться терпения до вечера. Теперь у меня камень с души. Негоже держать зло на невинного человека. Но вот судьбе надо было свести нас с вами. А как у вас сложилась дальше жизнь, Ольга Николаевна, извините за любопытство, но вы теперь у меня самый близкий человек, больше нет никого…  Впрочем, если не хотите не рассказывайте…
 - Почему же, я согласна с вами, Виктор Петрович, провидение свело нас, так тому и быть, и я очень этому рада. Замуж я так и не вышла, воспитываю сына, в этом году ему исполнилось тринадцать лет и, Ольга Николаевна выдержала небольшую паузу, это ваш внук!