Судьба Германии

Михаил Кедровский
       У меня в руках второй том Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, выпущенного в 1909 году в Санкт-Петербурге. На страницах с 1162-й по 1173-ю располагается пространная статья под заголовком «Германия».

       В географическом разделе статьи говорится: «Германия обильно орошается реками, принадлежащими к девяти главным речным системам: Немана (сегодня находится в границах Белоруссии, Литвы и Калининградской области – в скобках мои примечания), Прегеля (сейчас принадлежит вместе с Калининградом России), Вислы (теперь – Польша), Одера, Эльбы, Везера, Эмса, Рейна и Дуная».  Добавлю от себя, что три реки с тех пор полностью поменяли государственную прописку, а климатические изменения привели их к обмелению, Рейна – прежде всего.

       В статье сообщается, что территория Г. составляет 540 тысяч 743 квадратных километра (сегодня – 357409), население на 1905 год – 60 миллионов 605 тысяч человек (сегодня – 83 149 тысяч), плотность населения -- 112 человек на квадратный километр (ныне – 230 человек). То есть территории в итоге поубавилось, а населения прибавилось, его плотность увеличилась в два раза.

       Далее читаем, что «по уровню народного образования, Германия занимает первое место в мире». Ниже приводятся данные на сей счет. Самое удивительное, что число неграмотных в Германии тогда не достигало и половины процента населения, в то время как в России таковое приближалось к 70 (!) процентам.

       Однако грамотность не защищает от экстремизма и национализма. В 1933 году к власти законным путем пришел Адольф Гитлер – не имевший даже законченного среднего образования, к тому же австрийский подданный. Гитлер единолично руководил Германией примерно двенадцать лет. Этот период в истории страны называется «третьим рейхом» (рейх в прямом смысле означает единоличное правление). У второго рейха, как и третьего, имеются четкие временные границы – с 16 апреля 1871 года до 11 ноября 1918 года. Начало – победа во франко-прусской войне и провозглашение единого Германского союза во главе с королем Пруссии, завершение – падение монархии, революция и поражением в Первой мировой войне. Первый рейх – это более размытое понятие, связанное с образованием в десятом веке нашей эры Священной римской империи. Верховодили в ней германские племена, и она пришла на смену Западной римской империи, рухнувшей в конце античности в пятом веке. Первый рейх – Священная римская империя – был уничтожен Наполеоном Бонапартом 12 июля 1806 года.

       С конца девятнадцатого века немцы были убеждены, что они внесли исключительный вклад в создание Соединенных Штатов Америки, что усилиям немецких колонистов и немецкого правящего класса Российская империя обязана своему выходу на мировую авансцену, что немецкая философия, социология, экономика и наука не только самые передовые на свете, но и служат человеческому прогрессу. Все это очень спорные суждения. Здесь личный, индивидуальный талант подменяется коллективным, а его, по всей видимости, не существует.

       Вернемся к энциклопедической статье о Германии. Она в начале двадцатого века имела отрицательный торговый баланс только с Англией, своим извечным противником. Энергетически среди передовых государств мира Германия, занимая первое место в Европе по добыче угля, была довольно-таки независимой.

       В разделе «государственное устройство» сказано: «Германская империя образует союзное государство, состоящее из 25 государств (4 королевства, 6 великих герцогств, 5 герцогств, 7 княжеств, 3 вольных города) и 1 имперской области с императором во главе… Исполнительную власть император отправляет через назначаемого им имперского канцлера и статс-секретарей (министров)».

       В конце обширной исторической справки, о которой я частично упоминал выше, говорится: «При первом германском императоре Вильгельме I руководителем внешней и внутренней политики был имперский канцлер князь Бисмарк».

       Отто Бисмарку (1815–1898) в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона посвящена отдельная статья. Кратко ее процитирую: «Франко-прусская война 1870–71 была в значительной степени делом Бисмарка. За нею последовало образование новой Германской империи. Бисмарк стал канцлером (с сохранением должности прусского министра-президента). Иностранная политика Бисмарка доставила Германии торжество над Францией и господствующее положение в Европе. Важное дело Бисмарка в этой области – создание тройственного союза Германии с Австрией и Италией… В марте 1890 года Бисмарк получил отставку вследствие разногласий с императором Вильгельмом II. Поселившись в имении близ Гамбурга, резко критиковал деятельность правительства… Тройственный союз наложил на Германию и на всю Европу тяжкое бремя милитаризма».

       Завершается статья о Г. так: «Новейший курс имперской политики выразился в усиленном покровительстве аграриям и отчасти крупной промышленности, в расширении колониальных владений, беспрерывном увеличении армии и флота и в возвращении к системе репрессий против оппозиционных партий, особенно социал-демократии… Внешняя политика Г. не изменилась. Охлаждение наступило лишь в отношении Англии, вступившей в дружественное соглашение с Францией».

       Перейду теперь к другому источнику – к мемуарам митрополита Вениамина (Федченкова), который с Белой армией ушел на Запад, а потом, после Великой отечественной войны, вернулся в СССР. Воспоминания он писал в США в 1943 году, а отрывок, который приведу, касается его жизни в Германии в 1923-м:

       «Идеал немцев – материальное мещанское благополучие. Это я чувствовал везде: вот бы иметь дом и доход, а еще бы лучше – красивую дачу в лесу за городом. Ни о каком Царстве Небесном они не хотят помышлять, всё тут для них, в царстве земном. Удивляет их самодовольство и самоуверенность. Несмотря на поражение в Первой войне, они продолжали чувствовать себя почти надменно, только прикрывая эту черту свою видимой воспитанностью… Характерный разговор с одним немцем произошел у меня в берлинском наземном поезде. Он отлично, без акцента, говорит по-русски, так как пятнадцать лет прожил консулом в Киеве. Меня он сразу признал за русского по рясе. Он заявил мне: “Напрасно мы с вами затеяли войну. Нам бы следовало соединиться вместе и разделить весь мир пополам!“ Так бесстыдно и сказал… В их душе продолжает тлеть тот же империалистический захватнический дух, который потом воплотился в Гитлере и вылился во Вторую мировую войну. С несомненностью нужно утверждать, что виноват в ней совсем не один Гитлер, а в целом немецкий народ – народ материальный, гордый и жестокий… Нужно еще сказать об их земле. Чем дальше вы едете к северу, тем несчастнее становится почва, и, понятно, она не может пропитать массу народа. Отсюда и эмиграция немцев в Америку, где их насчитывается будто бы пятнадцать и более миллионов. У них была очень развита индустрия, и они могли обмениваться на всякое сырье. Однако горделивые германцы не хотели смириться и решили воевать, чтобы захватить новые огромные земельные пространства в черноземной русской Украине, нефть – на Кавказе, колонии – во всем мире и господство над всеми нациями… Немцы будут сражаться до последней крайности: гордыня не любит останавливаться на полпути… Немцы – эгоистичные материалисты. Поэтому и при Вильгельме всякие союзы были лишь клочком бумаги. Такими же немцы остались и при Гитлере, только еще более наглыми. Прежняя хваленая немецкая “честность“ теперь забудется на многие столетия. Они знали лишь закон силы: всякий судит о других по самому себе».

       Мемуары митрополита Вениамина не планировались в СССР для печати. Они были опубликованы в Москве в 2016 году издательством «Отчий дом».

22.10.2022