Нас породнил Большой Урал!

Влад Лесной
Друзья!

Читаю материалы с сайта "Ураловед"

"...В 1644 году здесь обосновался инок Далмат – в миру Дмитрий Иванович Мокринский. Для жилья он выкопал себе пещеру в склоне оврага. Позже к отшельнику присоединились сподвижники, и возник монастырь. После череды пожаров, в 1707 году монастырь решили отстроить в камне. Возводили его долго и основательно, в общей сложности порядка 50 лет.
Далматовский монастырь неоднократно выдерживал нападения и осады: в 1763 году – бунт под названием «дубинщина», а в 1774 году – нападение пугачёвцев. Выдерживать осады обитателям монастыря помогали в том числе тайные подземные ходы. За заслуги в подавлении пугачёвского бунта императрица Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, который в честь основателя монастыря назвали Далматовым.

В 1920-е годы Далматовский монастырь закрыли. В разные годы в монастырских стенах размещались музей, госпиталь, курсы для командного состава, театр. После Великой Отечественной на этой территории обосновался завод «Молмашстрой». Сейчас Далматовский Успенский монастырь является действующим, а его здания постепенно реставрируют.
На территории стоит восстановленная Скорбященская церковь, которую построили в 1881 году. При строительстве вскрыли склеп старца Далмата и нашли его останки. Поблизости расположен памятник Далмату. Сейчас идут работы по восстановлению Успенского собора. Его возвели в 1719 году в стиле русского барокко. Он был главным храмом монастыря и имел два этажа. По другую сторону от Успенского собора стоит памятник краеведу А.Н. Зырянову, который был тут похоронен, а также поклонный крест на месте уничтоженного в советское время кладбища.
Южная часть монастырской стены впечатляет двумя сторожевыми башнями середины XVIII века. Они видны издалека и придают монастырю особенный колорит. Ансамбль Далматовского монастыря является памятником архитектуры федерального значения.

Если обойти монастырь снаружи, то к западу от него по лестнице можно спуститься с горы вниз – к деревянной часовне над святым источником. По легенде, эта вода подарила Далмату здоровье и долголетие. А жил он, как считается, 103 года.
В самом Далматово сохранилось много исторических зданий. А ещё здесь интересно посмотреть храм Николая Чудотворца середины XVIII века, часовню на Успенской площади 1890 года, памятник первой учительнице Павле Черёмухиной и посетить краеведческий музей".https://uraloved.ru/
...Други!
Павел Распопов рассказывет о многих из чудес Урала.
Большое отступление.
"Большие Касли – это довольно большой водоём. Он входит в систему Каслинских озёр, которые раскинулись у восточных предгорий Урала, в переходной зоне от горной части к Зауральской равнине. Название Касли переводят с башкирского как «гусиное». Видимо, раньше тут водилось много диких гусей.
Озеро Большие Касли проточное, вода пресная и мягкая (минерализация 254 мг/л), хорошо насыщена кислородом. По преобладающим ионам её относят к гидрокарбонатно-кальциевому типу. В воде присутствует широкий комплекс микроэлементов.

По содержанию питательных веществ озеро относится к эвтрофному типу. Гидрологические условия благоприятны для водной растительности и животных. Здесь имеется достаточное количество зоо- и фитопланктона, зообентоса, что способствует развитию ихтиофауны.

В озере Большие Касли преобладают следующие виды рыб: ёрш, линь, окунь, плотва, щука.

Двумя значительными протоками водоём соединяется с озером Киреты. Это место примечательно тем, что сюда впервые на Урале выпустили в значительных количествах рыбу для разведения. В 1912 году, под руководством рыбовода Ивана Васильевича Кучина в протоку, которая соединяет озёра Киреты и Большие Касли, запустили 29 тысяч мальков чудских сигов, 110 тысяч мальков белорыбицы и 80 тысяч икринок ряпушки. Их привезли сюда из города Уфа. Тогда ряпушка хорошо прижилась в озере Большие Касли и постоянно попадалась рыбакам.

В прошлые века каслинские озёра славились своими рыбными богатствами. Башкиры сдавали их в аренду. Арендаторы ловили рыбу, продавали в окрестных населённых пунктах и в Екатеринбурге и получали неплохую прибыль.

Озера Киреты и Большие Касли с проходящей между ними трассой с высоты птичьего полёта

Из озера Большие Касли вытекает речка-исток в озеро Иртяш. На Каслинском истоке создано два пруда: Городской и Заводской. Башкирское название этой реки – Кургулак. Здесь, на построенной в XVIII веке плотине, был пущен Каслинский завод. Его основал екатеринбургский купец Я.Р. Коробков. Предприятие выдало первую продукцию в 1749 году. Это старейший металлургический завод на территории современной Челябинской области. Предприятие прославилось на весь мир великолепным художественным чугунным литьём. Настоящим триумфом стал Каслинский чугунный павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Во второй половине XIX века селение Каслинского завода было четвёртым по численности населения в Екатеринбургском уезде и больше многих уездных городов. В наши дни это город Касли. Он расположен на юго-западном берегу озера. Некоторые жители могут выйти из дома и сразу оказаться на берегу озера. Такое расположение города сказывается на загрязнении озера. Концентрация металлов в воде превышает норму. Большая часть различных загрязнителей скапливается в донных отложениях. Воду относят к 3-му классу качества (умеренно загрязнённая).

Неподалёку от Каслей расположен закрытый город Озёрск с печально известным комбинатом «Маяк». Крупная авария 1957 года эту местность не задела, и Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС) прошёл в стороне. Однако в 1967 году озеро Большие Касли и прилегающую территорию задел край так называемого Карачаевского следа. Он возник по причине ветрового разноса радиоактивных отходов с пересохшего озера Карачай. Тем не менее, количество радионуклидов в донных отложениях озера Большие Касли не превышает фоновых величин и не представляет опасности для человека.

Нужно добавить, что на берегах озера Большие Касли открыто немало археологических памятников различных эпох. Большинство из них – на северном и северо-западном берегу. А историк Н.К. Чупин в XIX веке писал, что через перешеек между озёрами Большие Касли и Иртяш проходила старая дорога, которая служила для проезда из Сибири в Уфу, Казань или Кунгур. Ещё до строительства Каслинского завода на озере Большие Касли и на Каслинском истоке, как утверждает Н.К. Чупин, уже стояло несколько башкирских деревень".
...Интересно? Конечно!
Русские и башкиры веками живут рядом, вместе. Урал- их большая родина, которую надо  свято беречь!
 
Вл.Назаров

*****************
1.Святилище на озере Большие Аллаки

Живописное озеро с горами на горизонте, скальные останцы причудливых форм и древние наскальные рисунки... Всё это находится в прекрасной транспортной доступности на севере Челябинской области, близ трассы Екатеринбург – Челябинск.
 
Каменные палатки на Больших Аллаках
На юго-восточном берегу озера Большие Аллаки (недалеко от посёлка Красный Партизан в Каслинском районе Челябинской области) расположены скалы причудливых форм. Их называют Большими каменными палатками. Они находятся на небольшом холме высотой 16 м над уровнем озера, примерно в 50 м от воды. Всего здесь 12 скал, сложенных гранитами. Их высота до 8 м. Они колоритно выделяются на фоне окружающей равнинной местности. Расположение скал относительно друг друга напоминает кольцо диаметром порядка 50 м. Вокруг нет деревьев, ландшафт степной, поэтому скалы хорошо видны даже издалека.

Скалы на Больших Аллаках сравнительно пологие, на большинство из них можно без труда залезть. Сверху открывается превосходный вид на озеро, а на западе на горизонте возвышаются Потанины и Вишневые горы.
Некоторые из скал имеют достаточно необычную форму. Одна из них с определённого ракурса напоминает каменного сфинкса, а другая - лицо человека с горбатым носом. Особенно хорошо это заметно при определённом освещении. Неудивительно, что в давние времена здесь было святилище.

В скалах встречаются трещины и даже небольшие псевдокарстовые пещеры. В 2015 году их исследовали С.М. Баранов, В.А. и Т.А. Костромины. Достойных внимания оказалось 6 полостей. Наиболее интересна пещера Большие Аллаки 1. Она сквозная (с тремя отверстиями) и расположена в центральном, самом большом скальном останце (Бей-Таш). Размеры пещерки позволяют заползти внутрь. Она образовалась по межпластовой горизонтальной трещине, дополненной идущей снизу вертикальной тектонической трещиной. Длина пещерки 5,9 м.

Ещё одна пещерка и грот расположены в крайнем юго-западном останце с условным названием «Гриб». Длина пещеры Большие Аллаки 2, по измерениям исследователей, 12,1 м, а грота Большие Аллаки 3 – 5,9 м. На других останцах есть ещё несколько небольших псевдокарстовых полостей.

Первые исследования святилища Большие Аллаки
В этом месте открыт удивительный памятник истории – Большеаллакский археологический комплекс. Он состоит из четырёх археологических памятников: Аллакская писаница, святилище Большие Аллаки, поселение Большие Аллаки 1 и стоянка Большие Аллаки 2.
В литературе обычно указывается, что археологический памятник с древними писаницами на Больших Аллаках впервые открыл и исследовал в 1914 году уральский археолог Владимир Яковлевич Толмачёв. Однако в переписке основателя УОЛЕ О.Е. Клера и историка, археографа В.Г. Дружинина ещё в 1892 году говорилось об открытии членом УОЛЕ А.А. Наумовым древних изображений на камнях «на озере Аллак». Древние рисунки на Каменных палатках на Аллаках были известны местному населению как минимум с конца XIX века.

Так или иначе, В.Я. Толмачёв первым описал и зарисовал древние наскальные рисунки на Больших Аллаках. Он же провёл здесь и первые археологические раскопки. Исследователь обнаружил каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики и т.д. Местный житель, владелец заимки на берегу озера В.П. Трутнев сообщил В.Я. Толмачёву, что случайно нашёл в 20-30 м к востоку от скал с рисунками два человеческих черепа, закопанных на небольшой глубине. На некотором удалении от них были найдены медное копьё и медный птицевидный идол.
Толмачёв датировал находки эпохами мезолита, неолита и бронзового века. Позже было установлено, что человек здесь появился ещё в эпоху верхнего палеолита. На протяжении многих тысячелетий Каменные палатки на озере Большие Аллаки служили местом поклонения – здесь действовало святилище.
Спустя более чем полвека после Толмачёва, в 1970-е годы, это место повторно изучал археолог В.Т. Петрин. Ему удалось найти ещё одну, ранее неизвестную группу наскальных рисунков, а во время раскопок обнаружить изделия из горного хрусталя.

Аллакская писаница
Писаница на Больших Аллаках состоит из трёх групп рисунков на двух скалах. Древние изображения нанесены охрой, вероятно пальцами. Линии толщиной 1-1,5 см имеют красноватый цвет. Можно разобрать изображения людей, которые словно застыли в каком-то танце, геометрические фигуры (сетки, ромбы, гребни, отрезки). У некоторых антропоморфных фигур над головой изображены выступы. Скорее всего, это изображения шаманов в ритуальных масках (хотя некоторые любители фантастики предположили, что это не что иное, как антенны). Древние рисунки сохранились до наших дней, но частично пострадали от вандалов, любящих уродовать скалы краской.
По данным авторов энциклопедии «Челябинская область», Аллакская писаница (или Большеаллакская 1) была исследована археологами В.Я. Толмачёвым (в 1914 году) и В.Т. Петриным (в 1970, 1972, 1976 годах). Учёные насчитали тут в общей сложности 68 рисунков и их фрагментов, расположенных в трёх группах на двух скалах. 1-я и 2-я группы находятся на крайней северо-западной скале, а 3-я – на юго-западной скале.

Первая группа рисунков нанесена под небольшим скальным козырьком на плоскости, которая обращена на север, в сторону озера. Найти её проще всего. Рядом проходит тропинка. Выступающая часть этой скалы сбоку напоминает нос, а ещё здесь есть сквозное отверстие. Ориентиром для поиска писаницы может быть и сделанная вандалами современная надпись «Ревда 2010». Рисунки нанесены на высоте 1,3–2,8 м над землей, на площади 2?1,5 м. В.Т. Петрин выделил тут 45 фигур. Среди них около 10 изображений антропоморфных существ, многие из которых с раздвоенной головой. Также заметны фрагменты сетчатых мотивов, гребневидный и ромбовидный знаки и неопределённые изобразительные мотивы – остатки геометрических форм.
Вторая группа находится на этой же скале, но на её противоположной стороне – в небольшой нише. Здесь нанесены геометрические мотивы в виде прямых горизонтальных линий с отростками и рядом сотовидных форм, диагональный крест и неопределённые изобразительные мотивы. Рисунки тут сохранились похуже, разглядеть их сложнее. Исследователи О.О. Полякова и Ф.Е. Жижилев считают, что здесь был древний календарь.

Третья группа изображений Аллакской писаницы расположена на крайнем юго-западном небольшом останце («Гриб»). Эти изображения сохранились хуже всего, их сложно заметить. Исследователи выделили тут 5 рисунков: V-образную фигуру, пересечённую вверху дугой, и попарно расположенные схематичные изображения зооморфных (а по мнению Петрина антропоморфных) фигур в плане сверху. В наши дни прямо поверх этих рисунков кто-то нанёс свои.


Аллакскую писаницу учёные относят ориентировочно к периоду энеолита – к завершающей фазе каменного века. Рисунки нанесли на скалы предположительно в III-IV тысячелетии до н.э.
И ещё немного об археологических памятниках
Под рисунками первой группы писаниц учёные в ходе раскопок открыли святилище, которое назвали по озеру – Большие Аллаки. Как сообщает энциклопедия «Челябинская область», в раскопе площадью 20 кв. м обнаружили 988 находок, в том числе 87 каменных и 24 бронзовых наконечника стрел. Очевидно, здесь совершалась обрядовая стрельба из лука в скалу (и это единственный подобный археологический памятник на территории Челябинской области из известных к настоящему времени). Большинство каменных наконечников было разбито, а острия бронзовых согнуты от удара о скалу. Древние люди могли целиться в расположенное в скале сквозное отверстие. Все наконечники лежали на расстоянии не более 1,5 м от скалы. Здесь обнаружены в том числе и более поздние вещи, датированные средневековьем. Это указывает на то, что жертвенное место существовало весьма продолжительное время.

На южном подножии холма открыто поселение Большие Аллаки 1. Его следы обнаружены вдоль северного берега озера Репенды, на протяжении 200 м. Мощность культурного слоя 0,5-0,8 м. Среди находок преобладает керамика черкаскульской и межовской культур. Поселение датировали периодами неолита и поздним бронзовым веком.
А на вершине холма, прямо внутри кольца из скал открыта стоянка Большие Аллаки 2. В 1976 году В.Т. Петрин исследовал юго-восточную часть стоянки. Верхние слои отнесли к периодам неолита, бронзового и раннего железного века. Но самое интересное оказалось на нижнем, палеолитическом слое. Петрин обнаружил там угольки, сильно минерализованные кости животных и каменные изделия. Из 208 изделий 164 было изготовлено из горного хрусталя. Тут были выполненные из хрусталя нуклевидные куски, ножевидные пластины, пластинчатые сколы, отщепы. Исходной формой сырья являлись друзы и гальки горного хрусталя.
Эти предметы, вероятно, были жертвенными подношениями – для принесения в дар высшим силам, в которых верили древние люди. То есть выходит, что святилище на каменных палатках возникло ещё в эпоху палеолита. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, этому археологическому памятнику около 25 тысяч лет. Археолог Ю.Б. Сериков называет каменные палатки на озере Большие Аллаки наиболее ранним культовым памятником Урала.

Нужно помнить, что самовольно раскапывать археологические памятники и нарушать культурный слой недопустимо и наказуемо.
Малые каменные палатки
Внимательный читатель спросит: ведь если есть Большие каменные палатки, то где-то должны быть и Малые? Совершенно верно! Еще одни скалы (Малые палатки) расположены на другом, западном, берегу озера Большие Аллаки.

Малые палатки значительно скромнее Больших, но и на них была найдена древняя писаница. К сожалению, рисунки наших далеких предков со временем оказались полностью закопчены кострами, которые разводили под скалой рыбаки. Писаница считалась утраченной, но во время посещения этих скал участниками проекта «Ураловед» в 2014 году мы обнаружили, что кто-то очистил небольшой участок скалы от копоти, и на камне можно различить фрагменты писаницы.

Легенда о Бей-Таше
Местные жители называли Малые и Большие каменные палатки как Кинель-Таш (или Килен-Таш) и Бей-Таш соответственно. С ними связаны местные башкирские предания. В 1888 году их опубликовали в газете «Екатеринбургская неделя». Вот одна из легенд.
«Между озёр Аллак и Большие Репенды лежит огромный камень, с огромными трещинами, впадинами, навесами, бороздами и небольшими пещерами… Поодаль от главной массы один кусок гранита представляет форму гриба. Все эти камни известны у местного населения под названием «Палатки». Башкиры в декабре 1887 года называли его «Бей-Таш» (Бей – именитый, Таш – камень). В незапамятные времена, ещё до прихода русских, около этого камня жил святой сарт и заповедовал башкирам окружающую землю, с тем чтобы они не передавали её никому, не оскверняли и не портили бы степи. И что пока кости его будут лежать под этим камнем, заповедь его будет соблюдена. Прошло много лет, и деды стариков в 1887 году продали землю русским. Но и после продажи долго ещё русским не удавалось распахать её, благодаря тому, что при первой борозде, проведенной сохой, пахарь видел позади себя мертвеца, который страшно стонал и грозил пахарю кулаком, так что начатое дело бросалось, пока не находился другой смельчак. Но повторялось то же самое, несмотря на палки, которыми угощали бежавших с работы заводские приказчики, щедрые на подобные «угощения» в старые времена. Продолжалось это долго, пока почитатели святого не перевезли его куда-то в степи за Ташкентом. Когда они прибыли туда, камень на озере Большие Аллаки вдруг распался и принял тот вид, в котором находился и в 1887 году. Тело же угодника было найдено в одной из трещин камня вполне сохранившимся. Перенесение праха угодника башкирами относится во времена устройства Каслинского завода, а именно к переходу его от Коробкова к Никите Демидову».

Озеро Большие Аллаки
Нужно хоть немного рассказать и о самом озере Большие Аллаки. Считается, что его название произошло от тюркского слова «аллак» – «обширная впадина». Котловина имеет эрозионно-тектоническое происхождение.
И немного цифр. Озеро Большие Аллаки имеет овальную форму, его длина 4 км, ширина 2,5 км. Средняя глубина озера Большие Аллаки 4,7 м, максимальная до 7 м. Площадь водного зеркала 8,27 км2. Объём воды 39 млн м3, а площадь водосбора 58,4 км2. Урез воды озера 234,8 м над уровнем моря.

Питание озера осуществляется в основном за счёт поверхностного стока и подземных вод. Никакие речки в него не впадают и не вытекают. Однако между Большими Аллаками и соседним озером Малый Кисегач прокопан прямой, как стрела, канал длиной 750 м.
Береговая линия озера изрезана слабо. Берега невысокие, плоские (кое-где с каменистыми выступами), в некоторых местах (особенно на юге) заболоченные. Дно у берегов песчано-каменистое, переходящее далее в илистое. Местность сложена гранитами и гранитогнейсами.
Рыбаки ловят на озере Большие Аллаки следующую рыбу: леща, щуку, окуня, ерша, плотву, линя, карася, язя, ельца, сига.

Отдых на Больших Аллаках
В 2010 году земельный участок со святилищем арендовал Д.В. Крапивин из села Аллаки. После этого скалы огораживали забором, запрещали проезд на машинах и купание в непосредственной близости от святилища, но вход был по-прежнему свободным и бесплатным. Но, видимо, что-то не задалось, и в наши дни святилище снова полностью доступно. О заборе уже ничего не напоминает, поэтому, к сожалению, некоторые автовладельцы заезжают на машинах прямо на само святилище. 

Рядом на озере расположено удобное место для купания. Летом около скал всегда очень много туристов и просто отдыхающих. Сюда организуют туры из Челябинска, Екатеринбурга и других городов. Многие останавливаются на берегу озера с палатками. На момент написания статьи проезд и отдых на озере были бесплатными. Популярность этого места сказывается на нём не лучшим образом. Вокруг валяется мусор и битое стекло, а все кусты вокруг превратили в отхожее место. На самих скалах появляется всё больше рисунков от современных вандалов, порой прямо на древних изображениях. 
Интересный факт: на озере Большие Аллаки любил отдыхать и маршал Г.К. Жуков, который в послевоенные годы был отправлен на Урал командовать Уральским военным округом.

Окрестности
Немного расскажу и о ближайших окрестностях этого места. Рядом с Большими каменными палатками, к югу от них, расположено небольшое озеро Репенды. Оно отделено от озера Большие Аллаки перешейком шириной до 200 м и длиной около 800 м.
В 2 км к востоку от озера Большие Аллаки находится озеро Малые Аллаки. Если на Больших Аллаках нет никаких поселений, то на Малых – сразу два. На северном берегу раскинулась деревня Аллаки. Во время Гражданской войны в ходе Челябинской операции 19 июля 1919 года под Аллаками состоялся бой между 43-м полком Пятой стрелковой дивизии красных и 47-м полком Двенадцатой Сибирской стрелковой дивизии белых. Челябинская операция была решающей в ходе Гражданской войны на Южном Урале. В настоящее время в деревне Аллаки проживает менее 300 человек.
На южном берегу озера Малые Аллаки расположен посёлок Красный Партизан. Через него проходит путь к Большим каменным палаткам. Внимание туристов привлекают старинные руины. Этот посёлок был основан на месте бывшего хутора (заимки) Павловского, построенного в начале XX века. Рабочие занимались сельским хозяйством. В советское время здесь возник совхоз. В 2010 году в этом посёлке проживало 233 человека.

К югу от Красного Партизана возникло родовое поселение «Большая Медведица». Совсем неподалёку от него, южнее, в результате крупной аварии на комбинате «Маяк» в 1957 году прошёл Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС). Сами озёра Большие и Малые Аллаки и их берега ВУРС не задел, поэтому отдыхающим радиация не угрожает.
Во время поездки на святилище озера Большие Аллаки также можно посмотреть достопримечательности городов Касли и Кыштым, сходить на гору Сугомак или к скале Крылья Дракона, а также посетить другие многочисленные достопримечательности. Выбрать места для маршрута путешествия можно с помощью общей карты достопримечательностей.

Как доехать до святилища Большие Аллаки?
Это место расположено в Каслинском районе Челябинской области. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Челябинск, затем повернуть по указателю на посёлок Красный Партизан (хотя можно проехать к нему и через деревню Аллаки). Здесь идёт дорога-бетонка. Нужно проехать через весь посёлок, затем за фермой начинается дорога к Большим каменным палаткам. Через 2,5 км грунтовая дорога приведёт к нужным скалам. В сухую погоду по дороге или по альтернативному объезду по полю справа от неё можно аккуратно проехать на любой машине (хотя встречаются ямы), а после дождей и в межсезонье лучше не рисковать.
На общественном транспорте сюда не добраться, если на автобусе по трассе Екатеринбург – Челябинск до поворота на Красный Партизан и затем идти пешком 7 км (или попробовать поймать попутку).
Координаты святилища Большие Аллаки: 55.959133°, 60.920367°. Расстояние что от Екатеринбурга, что от Челябинска составляет примерно 110 км.
Павел Распопов

***********

2.Курманаевские пещеры

Описание Курманаевских пещер из «Журнала Министерства внутренних дел» за 1847 год. Они расположены в окрестностях деревни Курманаевой на реке Аургазы. В наши дни это территория Аургазинского района Республики Башкортостан. 

В Стерлитамакском уезде Оренбургской губернии, на правой стороне речки Аургазы, находится мещерякская деревня Курманаева, отстоящая от города Стерлитамака в 55, а от Уфы – в 65 верстах. От этой деревни вверх и вниз по течению помянутой речки, на протяжении 2 вёрст, расположена, на правой её стороне незначительная холмистообразная местность, состоящая большей частью из слоистой почвы, преимущественно алебастровой формации довольно мягкого состава.
Вся поверхность этой местности испещрена жерловидными воронками и отвесными широкими трещинами в виде колодцев, служащими проводником дождевой и снеговой воде, которая, проникая потом извилистыми жилами в нижние части слоёв, скопляется в подземные водохранилища, и местами образует пустые пространства, представляющие различных форм мрачные гроты, соединённые между собою многими искривлёнными галереями.
Две из подобных котлообразных воронок находятся в юго-восточной части деревни Курманаевой при самом её начале, и в 2 верстах от деревни Абсалямовой, а от р. Аургазы – в 20 саженях. Обе котловины находятся в расстоянии одна от другой не более 10 сажен.
Несмотря на смешанное с ужасом любопытство, с каким я рассматривал отвесно проходящие в глубь земли пропасти, – говорит автор настоящей статьи, г. Лосиевский, – я решился однако с проводниками из мещеряков и другим товарищем спуститься в эти мрачные и страшные подземные коридоры. 6 числа декабря 1847 года, запасшись несколькими фонарями и лучиной, равно как и достаточным количеством соломы для устилки коридоров, чтобы иметь надёжный проход в этих пропастях, мы спустились, при свете фонарей, по косвенному склону первой воронки, находящейся ближе к речке Аургазы, до 3 сажен вглубь.
Очутясь вдруг в пространном гроте, мы увидели над головами нашими обширные алебастровые своды, как бы искусною рукою сведённые куполом. Над центром этого грота проходило к поверхности земли сквозное отверстие в виде колодца. К этому месту с трёх сторон сосредотачиваются коридоры: в первом из них в 15 саженях находится небольшое озерко, имеющее в окружности до 4 сажен. Озерко это покрыто было крепким льдом. Из него жители деревни Курманаевой, по причине горького свойства воды в речке Аургазы, протекающей в этой деревне, в продолжение всего летнего времени берут воду для употребления. Вода этого бассейна чистая, пресная и холодная. Второй коридор проходит в противоположную сторону, дугообразно, на 25 сажен, ширина его 2, а высота 1,5 сажени; стены его так же алебастровые. Третий, или средний, коридор в начале до 2 сажен, имеет низкий проход, так что мы принуждены были пройти в него ползком. Потом на протяжении 5 сажен высота его равняется 1, а ширина 2 саженям. Далее, на семисаженном протяжении, этот коридор имеет ещё два деления, заключающих в себе два подземные озера. Озёра эти, в обоих разветвлённых коридорах, сажен на 5 были покрыты тоже крепким льдом, а далее вода стояла незамёрзшею. Испытав глубину их, мы нашли её с краёв до 2 сажен, а посредине она должна быть более 5.
По сделанным нами вдоль этих озёр ружейным выстрелам, гул громко потрясал воздух, и далеко вторило эхо.
Находя невозможным продолжать путь далее, мы возвратились на поверхность земли.
От этих первых коридоров находится на поверхности земли отвесно проходящая трещина в виде колодца. Из неё постоянно дует холодный ветер. В воздухе струится он в виде исходящего из печной трубы дыма или сильного пара, и брошенные в эту трещину песок или снег стремительным порывом ветра выбрасываются кверху. Начальное углубление этой трещины имеет ширину и длину до двух футов, а глубина оказалась на 6 сажен. Далее же трещина идёт вкось, а потому измерения лотом продолжать было нельзя.
Потом, в 5 саженях от этой трещины, находятся другие подземные коридоры, начинающиеся от подошвы котлообразной воронки на углублении 5 сажен.
Проход в эти пещеры или подземные коридоры довольно пространен и имеет вид гротов. Высота их одинакова, а ширина до 2 сажен. Пройдя главным коридором 5 сажен, по середине его встречаешь четвероугольный плотный камень, поверхность и бока его гладки и как бы отёсаны искусной рукой. Длина его 1 сажен, а ширина 2 аршина. В боку от этого камня находится небольшая трещина, из которой струится чистая вода. С этого места один рукав коридора идёт несколько вправо на 10 сажен и в конце загромождён обвалившимися грудами камней известковой и алебастровой формации. Другой же рукав коридора продолжается влево. Пройдя по этому направлению 3 сажени, встречаешь опять четвероугольный камень, от коего один рукав коридора, склоняясь влево, в вертикальном положении, выходит на поверхность земли.
Главное же направление коридора под тупым углом продолжается вправо, потом влево, а на 40 саженях разделяется на три рукава, идущие и вправо и влево. С этого места коридор пещеры вдруг круто суживается и идёт извилинами. Тут едва можно было пройти в наклонённом положении. В конце этой тесной и искривлённой линии открывается обширный грот, из коего в левую сторону, почти параллельно идут пять рукавов, неровных и большей частью ямистых.
По оставшейся в этом гроте мокрой осадке ила и по следам его на стенах грота можно полагать, что в этом месте в летнее время бывает большое скопление воды и тем образуется значительный подземный пруд, из которого главный исток воды проходит вправо, искривлённым и тоже ямистым коридором.
Продолжив проход по этому коридору до 20 сажен, мы вдруг очутились в огромной ротонде, имеющей вид купола византийского стиля. Окружность её занимала до 12, а высота до 2 ? сажен. Из этой ротонды во все стороны лучеобразно проходят коридоры, которые вторично делятся на разные ветви, и тем образуют вид ноздреватой грецкой губки или муравейника. Остающийся на дне этого места и на стенах алебастровый мягкий осадочный ил, также заставляет предполагать, что и здесь скопляется вода, составляющая в летнее время значительный подземный пруд.
Рассматривая положение этого страшного места и его величественно нахмуренные своды, грозящие на каждом шагу подавлением, мы нашли на полу два больших куска слюды, самого прозрачного вида и с радужными по ним отражениями. Куски эти имеют в длину по 6 и в толщину по 1,5 дюйма.
Воздух в этом месте был густ, сыр и до того душен, что мы даже в лёгких сюртуках ощущали на лицах своих пот, и дыхание становилось тяжёлым.
По соображениям, сделанным мною, мы находились в углублении от горизонтальной поверхности земли до 10 сажен, и на 2 сажени ниже протекающей при этой местности реки Аургазы. Произведённый ружейными выстрелами по протяжению боковых коридоров громкий гул далеко относило эхо.
Показавшийся в этих коридорах очень влажный и вязкий ил не позволил нам доследовать положение их, тем более, что вблизи примечалась и сама вода, наверное составляющая часть какого-нибудь значительного подземного озера. При том, заметив, что подземное наше путешествие продолжалось уже два часа, мы поспешили возвратиться обратно на поверхность земли. При возвращении нашем, по причине множества побочных коридоров, мы решительно не узнавали нашего пути, и если бы не было сделано нами соломенной настилки по нашему проходу, то, кажется, из этих лабиринтов никогда бы не выйти на белый свет.
Сталактитов или капельников нами нигде не замечено.
Некоторые из пожилых стариков деревни Курманаевой удивлялись нашему слишком отважному любопытству, объявили, что прежде, лет за 50, отец одного из стариков, человек решительный и предприимчивый, учась ещё в школе у муллы, согласил с собою нескольких товарищей отправиться с лучиной, соломой и с лодкой в эти подземельные коридоры, и что блуждая в них целый день и проходя многие озёра в брод, а другие переезжая на лодке, слышали они в некоторых местах, в нижних слоях земли, сильный грохот стремящихся ключей, прошли под рекою Аургазы, и наконец, перед вечером, пришли в пещеру, выходящую наружу при самой деревне Султамратовой и находящуюся от деревни Курманаевой в 6 верстах. (Оренб. Г. В.)
"Ураловед"
******************
3.Самую красивую гору Среднего Урала приоткроют для туристов

С 13 августа стало возможно посещение горы Качканар (но есть много неоднозначных нюансов). Ранее ЕВРАЗ, который начал разработку карьера около вершины, запретил туристам её посещение, объявил гору режимным объектом и выставил охрану. Попасть на гору можно было только нелегально со стороны пруда через южную вершину, а при посещении территории снесённого буддийского монастыря могли задержать.
Теперь чтобы легально попасть на северную вершину горы Качканар нужно пройти процедуру получения разрешения в ЕВРАЗе. Отправить заявку можно на сайте Качканарского ФОКа.

Заглянем в новые правила посещения горы Качканар. Итак, что известно.
* Подняться на гору Качканар можно будет только по выходным – в субботу или воскресенье.
* Это будет возможно лишь с 08.00 до 20.00.
* Маршрут начинается от посёлка Косья, его протяжённость 8 км в одну сторону.
* Туристам разрешается посмотреть ступы на месте снесённого буддийского монастыря, скалы Верблюд и Ракета. Сходить с троп и посещать другие скалы запрещается: «Любое нахождение на скалах вне маршрута недопустимо».
* До 20:00 туристы обязаны вернуться. То есть ночевать на горе Качканар теперь запрещено.
* Отправлять заявку на посещение горы нужно заранее. Гарантий её одобрения нет.
* В заявке должны быть указаны данные каждого участника похода: ФИО, возраст, город, телефон, e-mail, дата, время начала и окончания похода.
* При посещении горы потребуется паспорт. Согласно тексту правил, допускаются лица от 14 лет.
* Самое интересное, что посещение горы Качканар иностранными гражданами строго запрещено. Казахам, узбекам и прочим народам увидеть горные красоты Качканара уже не суждено. 
На данный момент посещение горы бесплатное, но вскоре с туристов планируют начать брать деньги. Объясняют это заботой о самих туристах: ведь на маршруте установили таблички, а в дальнейшем планируется иногда проводить «экологические мероприятия». И ничего, что маршрут проходит по давно существующей народной тропе, а туристов приглашают посмотреть на созданные природой скалы и на буддийские ступы, построенные совершенно другими людьми, которых изгнали с горы. 

На сайте «Моя провинция» туристам уже предлагают заплатить 300 руб. за самостоятельное посещение горы. Приглашают там и в официальные туры. Например, посещение горы с выездом из города Качканар обойдётся в 1700 руб. с человека.
Пока гора не превратилась в один огромный карьер, на Качканаре ещё успеют заработать деньги. Здесь планируют создать туристический маршрут «По следам Палласа», который помимо северной вершины захватит в том числе скалы Полуденного рога и штольню Ободовского.
То, что на Полуденном роге варварски вырубили старые, горные кедры и ели, а к вершине подбирается карьер, организаторов не смущает. Один из них, Александр Белоусов, в переписке со мной назвал это «развитием горы» – «гору развивали и будут развивать». А платный вход сравнивает с аналогичным в природных парках Урала, забывая, что там не вырубают леса, не роют карьеры и создают хоть какую-то инфраструктуру (хотя с последним и к ним порой возникают вопросы).

Местные жители сообщают, что на этом фоне вскоре могут запретить и свободный проход на южную вершину. На идущей в ту сторону дороге уже появились КПП и шлагбаум.
Жители Качканара новостям о формальном открытии горы не сильно обрадовались. Вот несколько комментариев из сообщества «Город Качканар» ВКонтакте.
«Интересная позиция. Народную тропу разметили ленточками, повесили таблички, назвали организованным маршрутом и ладошки потирают как будут бабло стричь. Буддистов снесли, убрали конкурентов. Хотя люди со всей страны ехали туда ради монастыря. Скоро будут взымать плату за выход на пляж, спуск лодки на воду, поход в городской парк. Хочется денег заработать, лучше сделали бы удобные платные парковки перед маршрутом с Косьи и со стороны города», – делится мыслями Денис Румянцев.
«Глядя на то, во что превратили склон горы, невидимый из Качканара, говорить о каких-то экологических тропах просто лицемерно», – пишет Вадим Девятериков.
«На Северную вершину доступ ограничили, на скале Высоцкого весь лес выпластали. Когда опустите шлагбаум на дороге через дамбу? Скоро ни на заброшенный карьер, ни вдоль пруда не прогуляться будет», – возмущается пользователь с ником Чпэкл Перуиновъ.
«Как апельсин делят… Много нас, а он один», – поделилась наблюдениями Екатерина Сергеева.
«Именно поэтому и шлагбаум поставили, чтобы на гору никто бесплатно не ходил», – констатирует Иришка Любимова.

Гора Качканар – одна из самых высоких и, пожалуй, самая красивая на Среднем Урале. Своеобразие ей придают многочисленные причудливые скалы. Одна из них, напоминающая верблюда, стала символом горы. На вершине Качканара растёт красивый горный лес – с елями и кедрами. Встречается много редких растений, занесённых в Красную книгу. В настоящее время ЕВРАЗ начал разработку карьера около вершины Качканара. В 2022 году постройки буддийского монастыря на северной вершине снесли, а значительную часть леса вырубили (в том числе на южной вершине Полуденный рог). В конце концов нетронутым останется только небольшой участок горы, обращённый к городу Качканар.
Павел Распопов
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
22 октября 2022 года.