Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами..., -
обещает Ивану волшебная Кобылица. Что за странность? Первые два "ребёнка" - красавцы писаные, а третий - вдруг - уродец! Правда, такое бывает и в жизни: у моей бабушки были старшие две сестры и брат - тройняшки, - так сёстры были вполне себе красавицы, а вот брат родился без ног, хотя на лицо тоже был симпатичен...
Но заранее прабабушка, конечно, не знала, что так получится, а волшебная Кобылица - знает! Ну, наверное, потому что она - волшебная, потому что в сказке...
Но мы-то сейчас интерпретируем эту сказку в связи с пересмотром авторства, считая, что у Пушкина это - не совсем сказка, что в сказочный сюжет облечена здесь его творческая биография. В двух конях мы увидели его произведения: Поэзию и Прозу, - совершенно новые, такие, каких и не бывало ещё на свете! Но кто же в таком случае этот третий конь, конёк-заморыш горбатый?.. При этом он - самый ценный из детей Кобылицы.
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку.
На земле и под землей
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой.
Конь-товарищ уже был у Пушкина, в "Песне о вещем Олеге":
"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга",...
А предпоследние два стиха здесь соответствуют "Царь-Салтановским":
Он их кормит и поит,
И ответ держать велит..., - Царь Салтан - гостей-купцов, - гости в "Коньке" перешли в "угостит".
А в первой редакции было вот так:
Первых ты коней продай,
Но конька не отдавай
Ни за яхонт, ни за злато,
Ни за царскую палату.
Где последние два стиха соответствует другим двум стихам из "Сказки о Царе Салтане...":
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате...
То, что двух красавцев-коней можно продать, подтверждает правильность нашей догадки о том, что это - произведения Пушкина, его Поэзия и Проза, - которые отдавались поэтом в печать, и за которые он получал гонорары (впервые среди русских литераторов, вполне приличные). Правда, отдавал он в печать не все произведения, - ну так, Кобылица и говорит - "можешь", а не "обязан". А вот Конька нельзя отдавать ни за какие блага, ни в коем случае! Что же (кто же) это? Непродажное?
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Вдохновенье? Что ж такое страшненькое-то? Впрочем, в одном месте ведь и сам поэт назвал вдохновенье "дрянью" (и даже не в одном)... *
*В "Египетских ночах", и в "Отрывке".
У Конька-Горбунка много странностей.
Во-первых, рост- то какой малый - три вершка: 13,3 см - поскольку один вершок составляет 4.445 см... Вершо;к — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Но вообще, эта мера относится к любому пальцу, не только указательному:(вершок – верх перста: https://svetorusie.livejournal.com/481225.html). Персты - то, чем поэт творит, пишет, держа перо тремя пальцами, то есть, тремя верхами пальцев. То есть, тремя вершками. Эти же три пальца обычно охватывают лоб в позе задумчивости (безымянный и мизинец - на весу). Подумав, поэт снова начинает писать. Это то самое, что описано в пушкинской "Осени":
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута — и стихи свободно потекут.
Вот так и скачет этот Конёк, - от лба, где волнуются мысли, к перу, которое эти мысли передаёт бумаге.
Подобный Конёк есть в романе английского писателя восемнадцатого века Лоренса Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена", - тот конёк, который называется hobby-horse, и от которого пошло слово "хобби", в смысле "увлечение".
"Это резвая лошадка, уносящая нас прочь от действительности, — причуда, бабочка, картина, вздор, — словом, все, на что мы стараемся сесть верхом, чтобы ускакать от житейских забот и неурядиц", — говорит о своём коньке Стерн.
Наш конёк более серьёзный конёк, но большая доля Стерновского hobby-horse в нём есть.
И главное, - то, что он, - впрочем, как и большие кони, - является абстракцией, а не настоящим конём, которому последнее время приписывают вполне такой приличный рост, прибавляя два аршина к имеющимся трём вершкам, ссылаясь на то, что так тогда было принято - два аршина считались по умолчанию.
Во-вторых, конёк-вдохновение - горбатый! Впрочем, то, что конёк "На спине с двумя горбами", - это как раз понятно: ведь горбы вполне могут быть сложенными крыльями, а конь с крыльями - это конь поэтического вдохновения - Пегас.
В-третьих, зачем коньку аршинные уши? Чтобы походить на осла? Причём очень карикатурного? Возможно... Но не только.
О том, что Пушкин говорил про свои "уши", которые торчат из "Годунова", - это мы знаем, из его письма Вяземскому: " Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию - навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого- торчат!" (А.С. Пушкин - кн. П.А. Вяземскому, ноябрь 1825). Ушами ведь в том числе назывались и книжные закладки... Впрочем, закладки мирны и смирны, а здесь ведь имеются в виду выпады противоцарские... Но вот почему эти уши аршинные?
Аршин составляет около 71 см, - это первоначально норматив натяжения лука, - потому и "аршин" - от "арк" - "лук". То есть, в ушах "Конька" скрыты какие-то стрелы, - поскольку лук натягивается за счёт стрелы.
Не закончено. Продолжение следует.