Ходил молодец на Пресню, или Песня жениха

Елена Шувалова
Когда укрощённая Кобылица пообещала Ивану родить двух коней золотогривых и малюточку-конька,

Ладно, - думает Иван,

И в пастуший балаган

Кобылицу загоняет,

Дверь рогожей закрывает,

И лишь только рассвело,

Отправляется в село,

Напевая громко песню:

«Ходил молодец на Пресню».


Я насчитываю здесь целых три странности для ершововедов.


Во-первых, стих "И лишь только рассвело" взят из "Сказки о Мёртвой царевне", где только вместо союза "И" - союз "Раз":

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

А сказка эта была опубликована только в феврале 1834 года ("Библиотека для чтения", т.2), когда, по идее, вся сказка "Конёк-Горбунок" должна была быть написана (чтобы получить цензурное разрешение на печать, к апрелю-маю). Ну, может, не вся, но Первая-то часть - точно! Об этом вообще почему-то не помнят многие радетели за Ершовское авторство: в сказке это далеко не единственный раз, когда даётся отсылка к "Сказке о Мёртвой царевне...", - откуда её знал Ершов?..

И здесь не просто один стих и не просто похожая рифма! Кто входит к царевне? Семь богатырей. Для чего? Для того, чтобы признаться ей в любви и попросить выбрать одного из них себе в мужья. То есть, они входят как женихи.

Но и Иван после того, как договорился с Кобылицей и загнал её в балаган, ощутил себя женихом! (Только вот не очень понятно - чьим?)... Из чего я делаю такой вывод? Из того, что он поёт песню жениха - "Ходил молодец на Пресню". Это песня Филимона из оперы Аблесимова "Мельник колдун, обманщик и сват", а Филимон в этой комической опере является женихом.

Этот статус жениха подчёркнут у Пушкина эпиграфом в "Арапе Петра Великого", из той же оперы: "Я тебе жену добуду, иль я Мельником не буду...". Только вместо Филимона женихом выступает арап Ибрагим, прадед Пушкина. Но многие исследователи говорят, что не столько о прадеде он здесь писал, сколько о себе самом. Значит, на место Филимона Пушкин ставит - самого себя, - и это уже было у него, - в первом из известных его стихотворений - "К Наталье":

Завернувшись балахоном,

С хватской шапкой на бекрень

Я желал бы Филимоном

Под вечер, как всюду тень,

Взяв Анюты нежну руку,

Изъяснять любовну муку,

Говорить: она моя!

Из открытых источников. Старинная опера в современном исполнении. Вот такой Филимон (а розовом картузе).

Ну, здесь юный поэт мечтает ещё не о свадьбе, а о любви, вернее, влюблённости! Но желание поставить себя на место Филимона - налицо. Как и в гораздо более позднем "Арапе". Как и - в ретроспективе уже - в "Коньке-Горбунке".

В-третьих, почему никто не задаётся вопросом: "отчего ершовский герой поёт московскую песню?"... Ершов к моменту написания сказки в Москве не был ни разу.

И никто как бы не замечает, что сам район Пресни является "жениховским" именно для Пушкина! ВСЕ его невесты , кроме петербурженки Олениной, жили на Пресне!*

Пресня упоминается в некоторых стихах Пушкина, обращённых к Е.Н. Ушаковой.


*1. Софья Фёдоровна Пушкина, проживавшая в доме на Малой Никитской, 12 (дом П.Ф. Соковнина), у своего свояка, декабриста В.П.Зубкова.

2. Екатерина Николаевна Ушакова. Ушаковы жили на Средней Пресне (ныне ул. Заморенова, дом не сохранился).

3. Наталья Николаевна Гончарова. Семья Гончаровых жила в доме № 50 по Большой Никитской, (так же не сохранившемся).

Это всё - район Пресни. МОлодец, который ходил на Пресню, сам Пушкин и есть!