Часов чрез пять

Елена Шувалова
"Часов чрез пять"...


В первом издании сказки есть несколько неуклюжие и странные стихи, вот такие:

Вдруг дурак — часов чрез пять

— Вздумал в поле ночевать.

Дураку ли мешкать? Дело

У него в руках кипело ;

Он околицей идет,

Ест краюшку да поет...

Это дурак решил через пять часов после кражи братьями коней, идти ночевать в поле, в балагане.

Какое дело у него в руках кипело?! Шёл-то он - ногами!

(Кстати, а вы знаете, что одно из значений слова "дело" - "пушка"? /https://diclist.ru/slovar/fasmera/d/delo.html).

А "дело - кипело", - это из "Полтавы", из "Монолога Мазепы", как и "краюшка-околица" - Украйна, да и "час" здесь тоже есть (не пять, правда).

"Давно замыслили мы дело;
Теперь оно кипит у нас.
Благое время нам приспело;
Борьбы великой близок час.
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра.
Готово всё: в переговорах
Со мною оба короля;
И скоро в смутах, в бранных спорах,
Быть может, трон воздвигну я".

А далее - и про руки:

"Друзей надежных я имею:
Княгиня Дульская и с нею
Мой езуит, да нищий сей
К концу мой замысел приводят.
Чрез руки их ко мне доходят
Наказы, письма королей.
Вот важные тебе признанья.
Довольна ль ты? Твои мечтанья
Рассеяны ль?" / Полтава. Гл.2.


Здесь, в этих стихах "Конька", думаю, говорится о том, что Пушкин надеялся отделаться всего пятью месяцами Южной ссылки. Об этом - в том же письме Карамзина Вяземскому:"Пушкин, быв несколько дней совсем не в пиитическом страхе от своих стихов на свободу и некоторых эпиграмм, дал мне слово уняться и благополучно поехал в Крым месяцев на пять".

Месяцы в этом месте сказки превратились в часы, а во второй части будет - "неделей через пять".

Надеялся отделаться... И - что дальше? Ведь и у него были планы цареубийства! "И знамя вольности кровавой я подымаю на Петра!", - в случае Пушкина - на Александра! И - мечты о троне, - пока ещё - окраинном, - на Парнасе (в "деревеньке Парнас")...

И что случилось на самом деле через пять месяцев? В октябре 1820 года, через пять месяцев после выезда Пушкина из столицы, там поднялась война критиков из-за его поэмы "Руслан и Людмила"...