О коммуняках

Игорь Ерошенко
О «КОММУНЯКАХ»

      Слово это возможно возникло в период военного коммунизма во время гражданской войны, если это не так, пусть знающие нас поправят. Но цель нашей заметки не историко-лингвистическая, а скорее всего политико-популяризаторская. Только мы обратимся не к значению самого этого слова, а к деятельности тех, кого обозначают этим словом те, которые, как правило, не отличаясь высоким уровнем культуры, используют это слово.
     Здесь вспоминается небезызвестная Валерия Новодворская. Трудно сказать, была ли она убеждённым фанатиком не лишённым своеобразного «таланта» ненависти из круга советских диссидентов или просто душевно больным человеком, но её неплохо презентовали на телеканалах в 90 – е годы, да  и после, вплоть до её кончины в 2014 году. Вот одно из её «крылатых» выражений: « Партия "Свобода" - это прививка от советской заразы, от коммуняк. Этим она ценна».   
      Действительно, одним из употребляемых ею с особым упоением слов было «коммуняки». Если мы заглянем в интернет и обратим внимание на обсуждения современной политической жизни в России, то увидим, что это слово довольно часто продолжают использовать. В этом, несущем сильное негативное звучание  слове,  соединяются две эмоции: ненависть и страх. Эти две эмоции обуславливаются, между прочим, и плохим знанием того, что такое коммунизм или реальный гуманизм.
     Это же невежество обуславливает применение этого имени по отношению  к тем, кто на самом деле к коммунизму отношения не имеет. Некоторые фашистские и профашистские или просто реакционные политические движения пытаются мимикрировать под популярные у народных масс имена, реально ни к социализму, ни к коммунизму отношения не имеющие. Например, Пол Пот и его соратники, которые относили себя к марксистам (коммунистам), по их делам, к таковым отнесены быть не могут. Кадровая верхушка КПСС (партхозноменклатура) в 80-е годы уже никак не может в массе своей отнесена к коммунистам.  Своими делами объявила она и подтвердила свой переход на сторону Запада, изменив народу Советского Союза. Пагубные последствия этой измены переживают не только народы бывшего СССР, но и всего мира. 
     Коммунистическая идея (социальная модель) никем не изобретена. Она – сущностная черта человеческого рода. В простом или первобытном обществе коммунистические отношения позволили человеку выделиться из животного мира. Поэтом по своему, по простому или по первобытному все  люди в то время  были «коммунистами». Но  в связи с очень низким уровнем развития производительных сил коммунизм этот существовал только в рамках родовой общины. За пределами родовой общины другие люди приравнивались к животным. При переходе к сложному обществу:  аграрному и индустриальному происходит фрагментация коммунистических отношений. Они рассыпаются по микросоциумам: естественным (кланам,  семьям) и искусственным (товариществам, монастырским общинам,  партиям т. п.) . Последние могут возникать и рассыпаться, так как не обладают возможностью в полной мере долго опираться на принципы коммунизма. Основные (мировые) религии в той или иной мере переняли код модели коммунизма от простого общества, но он в них присутствует в основном духовно. Монастыри же  следует относить к искусственным образованиям. В критические  периоды сложные социумы в лице государств могут обращаться к временному возрождению некоторых принципов коммунизма. Мучительный выход московского царства из Смутного времени (1598 – 1613) иллюстрирует это. Собирание Мининым и Пожарским ополчения происходило на общинно-коммунистических принципах.
      Почему же идею коммунизма связывают прежде всего с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем В.И.Ленина и И.В. Сталина и созданными, и руководимыми ими политическим организациями?   К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что человеческое общество при капитализме достигла такого уровня развития производительных сил, что это  позволяет распространить коммунистические принципы не только на микросоциумы, но и на макросоциумы. В. И.Ленин и И.В. Сталин, хотя тоже были учёными и развивали идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, однако главной их заслугой стал практический опыт реализации теории научного коммунизма или реального гуманизма. Да, этот опыт оказался очень сложным: в нём имели место и достижения, и поражения. Трагедия СССР показала, что процесс распространения принципов коммунизма на макросоциумы сложней, чем он представлялся на основе опыта буржуазных революций, а именно этот опыт (опыт буржуазных революций) лежит в основе учения К. Маркса. Опыт Парижской коммуны был слишком недолговременен. Коммунистам в ХХ веке в основном успешно удавалось решить  антифеодальные и антиколониальные задачи, возглавляемых ими социальных революций. Но именно реализация собственно социалистических/коммунистических задач вызвала главные затруднения. Антикапиталистичность социальных революций в ХХ веке требовала от возглавивших их коммунистов, да и от самих народных масс знаний по конструированию социальной реальности, которые бы позволили уходить от стихийности развития социально-антропологического пространства. Имеющихся знаний у вождей оказалось недостаточно. И оказалось с некоторого времени, что «…они - слепые вожди слепых…» (Матфей 15:14).
    Однако есть ещё  страны, которые хотя и столкнулись с большими трудностями в развитии социализма, но политические лидеры их сохранили верность своему народу и продолжили на практике исследовать варианты и способы распространения принципов реального гуманизма на макросоциум. Наши члены КПРФ и их союзники подобны части разбитого полка. Да, полка разбитого, но сохранившего своё знамя. Да, на них набрасываются многие из тех, которые пользуются злополучным термином «коммуняки». Люди в КПРФ не идеальны, но они предлагают варианты выхода из кризиса. К сожалению, многое, о чём они (коммунисты из КПРФ) предупреждали все эти 30 лет, во время осуществлявшихся бездумных якобы «либерально-демократических реформ» оправдалось. Перед серьёзнейшим испытанием страна оказалась ослабленной, особенно экономически и идеологически, а то, на чём она держится в военном отношении, было подготовлено в основном в советский период.  Они, КПРФ и её союзники, предлагают варианты выхода из кризиса, в основном опираясь на опыт близкой им КПК. Они ищут, обращаются к учёным.   
      Собственно коммунистами мы можем сегодня называть тех людей, которые стремятся к научному исследованию возможностей реализации идей реального гуманизма в современных условиях и этими своими  знаниями делятся с другими  людьми. Понятие «социальная наука» и «наука о реальном гуманизме» должны быть тождественны.