Религия - кому бублик, а кому дырка от бублика!

Кайрбек Нагуманов
"Все умные люди исповедуют
одну и ту же религию. Какую?
Умные люди никогда об этом не говорят".
Бенджамин Дизраэли
               
Что же эта за религия, которую умные так тщательно скрывают от простых людей? Загадки всегда манят, потому  попытаемся приоткрыть завесу тайны в религиозной жизни человечества. Но для этого нужно прежде всего определиться: что же следует понимать под религией? Как ни странно, религиоведы исследовали и насчитали в мире тысячи религий, но так и не разобрались: что же это такое? Они сошлись на том, что критерием религиозности не может быть ни культ предков, каких-то духов, ни вера во множество богов или одного, единственного, ни вера в бессмертие души, ни даже наличие мистического опыта (см., например, (1)). Тем не менее, мы, не мудрствуя лукаво, в своей повседневной жизни продолжаем принимать за религию совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), которых принимаем за предметы поклонения. Такие религии принято называть теистическими (от греч. ;;;; – бог). Но ведь существуют религии и без каких-либо  богов в виде седовласых старцев — вера в абстрактные идеалы: конфуцианство, даосизм, буддизм, джайнизм. Религии такого рода называют этическими и приверженцев их тоже не мало – примерно треть населения Земли!
Конечно же, такие представления о религии поверхностны и носят описательный характер – ограничиваются перечислением каких-то бросающихся в глаза внешних признаков, обрядов и ритуалов. А их можно приводить сколь угодно, в зависимости от пристрастий ученого или обывателя. Здесь же ставится задача совсем иная и, как у Бориса Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основания, до корней,
До сердцевины.
Вообще, вся трудность постижения сути какого-либо явления состоит в том, что предварительно нужно решиться на психологически очень трудный, но крайне важный шаг: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье» (Сергей Есенин) или «Чтобы вернее попасть в цель, надо немного отойти» (Владимир Ленин)!
  В нашем же  случае невозможно добраться до корней, сердцевины  религии, пока не выяснена суть человека!  В этом коренная причина того, что люди на протяжении столетий, и даже тысячелетий не могут четко, твердо определится с тем, что же такое религия, как она создавалась и чему она служит. Нет, наука еще с появлением дарвиновского учения вроде бы уже определилась с тем, что человек – это всего лишь животное, но обладающее разумом, речью, производством орудий труда и т. п. Вся закавыка состоит в том, что современные исследования показывают, что такие характеристики человека в той или иной степени присущи и братьям нашим меньшим. Более того – у некоторых их них замечены даже какие-то ритуальные действия, похожие на зачатки религии!

Коренное отличие человека от животного

Суть человека выяснена в рамках единой теории эволюции природы и общества (2,3,4 и др.). Основные положения этой теории очень просты (исходные принципы любой фундаментальной науки всегда просты!). Весь окружающий нас мир и все, что мы можем видеть, слышать, ощущать, каким-то образом их фиксировать - в определенной степени стабильно, устойчиво во времени. Например, элементарная частица протон практически вечна – время ее жизни не менее 2,9 х 10 в 29-ой степени  лет. В физическом мире частицы под действием фундаментальных сил (гравитационной, электромагнитной, слабой и сильной ядерных) вынужденно взаимодействуют между собой и, приходя в устойчивое состояние с наименьшей энергией Ецелое, образуют новое целое. При этом стабильность нового образования измеряется той «лишней» энергией, которая выделилась во внешнюю среду при образовании нового целого:
 
Принцип наименьшего действия: Ецелое меньше Ечастиц          … (1)

Последовательно таким путем эволюция вещества во Вселенной нашла со временем свою стабильность в атомах, молекулах и макромолекулах. Все бы ничего, но по мере усложнения веществ стремительно падала величина энергии, выделившаяся во внешнюю среду, а значит и сила связей между частицами! И тут на пути эволюции вещества сам собой возник тепловой барьер из-за того, что атомы подвержены хаотичным тепловым колебаниям и наступил момент, когда связи между частицами новых веществ стали сопоставимыми с разрушающими энергиями тепловых колебаний самих частиц – эволюция зашла в тупик. Но все же физический мир под действием такой фундаментальной силы как электромагнитное взаимодействие сумел путем перебора из неживых атомов и молекул создать комбинации биомакромолекул, способных самосборкой  восстанавливать разрушающиеся связи за счет материалов и энергии, извлекаемых  из внешней среды.   Тем самым эволюция перешагнула тепловой барьер и создала мир уже иной, живой природы. При этом принцип обеспечения стабильности биологической жизни стал совсем  другим, а именно: вся жизнедеятельность организма нацелена на то, чтобы добывать  энергию из внешней среды в виде пищи ровно столько, сколько нужно для покрытия его же физиологических потребностей.

Принцип естественной меры: Евнеш. = Ефизолог          … (2)

При этом грубо говоря, и в то же время, достаточно точно, - соблюдение равенства (2)  у животных контролируется чувством насыщения, ограничивается вместимостью желудка.
Человек же выделился из мира живой природы тем, что стал добывать материалов и энергии из внешней среды сверх своих физиологических  потребностей. «Все развитие человеческого общества после стадии животной дикости начинается с того дня, как труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо было для ее поддержания, с того дня, как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства. Избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образование, и накопление из этого избытка общественного производственного и резервного фонда – все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса» [5, с. 199]. То есть, принцип стабильности, процветания человеческого мира сводится к:

Принцип наибольшего действия (богатства): Евнеш. больше Ефизиолог.         …  (3)

  Избыточный продукт проявляет себя в виде материального богатства. Это богатство создавало возможность всё большему числу Гомо сапиенс переходить от непосредственного добывания пищи к занятиям ремеслом, искусством, наукой, управлением, политикой и т.п. Соответственно объёмам произведенного избыточного продукта и распределения его на основе отношений собственности складывалось чисто человеческое общество со всеми его плюсами и минусами. То есть, граница между объемами производства  физиологически необходимого и избыточного продуктов и есть граница между животным и человеческим мирами!
Немногие, но наиболее смышлёные, активные, даже склонные к авантюрам люди быстро сообразили, какие преимущества в деле выживания, благополучия и положения в обществе дает всемерное умножение и накопления избыточного продукта в виде скота, земли, рабов, имущества, средств производства и т.п. И никто иной, как тот же Фридрих Энгельс, - яркий, непримиримый борец против эксплуатации человека человеком, на склоне своих лет (в 1884 г.), наступая на горло собственной песне – учению марксизма, - вынужден был признать, что вовсе не классовая борьба, и не пресловутые производительные силы и производственные отношения, а «низкая алчность была движущей силой цивилизации с его первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида была ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства»[6, с. 176].

В начале было слово. И слово было Богатство!

Когда-то, еще в ХIХ веке, английский физик-теоретик Джеймс Максвелл «на кончике пера» открыл свои великие уравнения электромагнитного поля. Немецкий физик Генрих Рудольф Герц,  экспериментально доказав существование электромагнитных волн, восхищенно писал про эти уравнения:  «Трудно избавиться от чувства, что эти математические формулы живут независимой жизнью и обладают своим собственным интеллектом, что они мудрее, чем мы сами, мудрее даже, чем их первооткрыватели, и что мы извлекаем из них больше, чем было заложено в них первоначально»[7,с.339]. И теперь мы пришли к тому, что извлечения из этих формул заставляют нас от мала до велика, забыв про все на свете липнуть к своим сотовым телефонам не только дома, но даже на улице, забывая про смертельные опасности оживленного движения машин.
Формулы (1), (2) и (3) математически выражают триединую – физическую, биологическую и собственно человеческую, - природу людей. Эти простые  («Слова истины всегда просты!» – древнегреческий драматург Еврипид), но мудрые формулы  диктуют  не только весь строй нашей повседневной жизни, но и заставляют перейти от пустопорожних, высокопарных суждений о сущности, предназначении человека к суровым, но истинным реалиям жизни. Заставляют в корне пересмотреть, переосмыслить  наши привычные представления, устоявшиеся взгляды на мир и расставляет все по своим местам, кто, где и за кем.
Из неравенства (3) следует, что человек – это следствие накопленного сверх его физиологических потребностей материального богатства. И при решении любых судьбоносных для людей вопросов, включая религиозные,  правильный ответ на них можно получить лишь танцуя от этой печки. При этом ответы, как правило, будут весьма неожиданными! На страницах Интернета кто-то заинтересовался - от какого слово произошло слово "богатство" и связано ли оно с Богом? Последовал ответ: «Да, связано. Слова "богатый", "богатство" образованы при помощи суффикса -ат от общеславянского *bogъ. Первичное значение слова "бог" - "достояние, счастье, доля, участь". Религиозное значение вторично и развилось в славянских языках позднее. По такой же модели образовано латинское fortunatus (богатый) , тогда как fortuna означает, как известно, счастье. … Этимология этого слова давно установлена и является общепринятой, см. например, этимологический словарь М. Фасмера» [8].  То есть, не бог даровал или дарует людям благополучие, счастье,  а, наоборот, предпосылкой для рождения самого представления о нем послужило богатство!
 Многие не хотят признать решающую роль материальной стороны в жизни человека и потому пытаются противопоставлять ей так называемую духовность. Причем последнюю часто связывают лишь с религиозностью людей. Между тем материальное богатство - фундамент духовности и потому те, кто кичится своей мнимой духовностью, понятия не имеют, что откуда растет. Лишь обеспечив себе  хлеб насущный,  человек получает возможность приобщаться к духовным ценностям, развивать их или, на худой конец, витиевато рассуждать о них.  К тому же история свидетельствует о том, что избыточные средства богатых людей-меценатов позволяли им покровительствовать развитию, процветанию науки и искусства, создавали возможность широким массам  знакомиться с лучшими культурными достижениями.  И в наше время без достаточного финансирования невозможна поддержка и полноценное развитие культурной сферы как всего общества, так и отдельных его членов. Игнорирование этого условия и порождает постоянные жалобы на нехватку тех самых богатств, которых власть в виде бюджетных денег нехотя, - по остаточному принципу, - выделяет на все, что связано с духовными потребностями людей.
 
Рыба ищет где глубже, а человек – где выше!

Мудрые математические формулы (1), (2) и (3)  подсказывают путь к истинному пониманию религии. Эволюционная суть человека несет в себе печать всех предыдущих этапов его формирования.  Железный закон существования всего живого – неукоснительное выполнение равенства (2).  Оказалось, что это условие может быть выполнено организмом одиночным или стадным образом жизни.  Живущая на деревьях белка ведет жизнь  одиночки и собирает она орехи ровно столько, сколько требует ее физиология – ни больше, ни меньше. А если нет ничего избыточного,  то  нет и такого явления как материальное богатство!
В отличии от белки, предки особей биологического вида Гомо сапиенс вели стадный образ жизни и собранная ими совместно пища доставалась каждой из них в соответствии с физикой (размерами, массой, силой) и физиологией их тела. Из этой зависимости сложилась присущая стадному образу жизни иерархическая структура с жестким принципом доминирования. Наверху таких стад - самый сильный, агрессивный альфа-самец, ниже – самцы послабее, признавшие власть верховного доминанта, еще ниже –  самки, а также молодая, еще неокрепшая поросль. И, наконец, в самом низу иерархической лестницы доминирования бесправные, притесняемые изгои стада  - так называемые омеги. Однако даже у альфа-самца не накапливалось ничего лишнего, избыточного – все его материальные потребности ограничивались объемом желудка.
Совсем другая ситуация возникла при эволюционном переходе от стада обезьян Гомо сапиенс  к обществу уже людей. Здесь иерархическая структура не только не исчезла за ненадобностью, но передалась, можно сказать, по наследству, - для организации уже человеческой жизни. В результате естественных мутаций в поведении отдельных обезьян появились немногие, но наиболее смышлёные, активные, даже склонные к авантюрам особи, быстро сообразившие, какие преимущества в деле выживания, благополучия и положения в обществе дает производство, всемерное умножение и накопление избыточного продукта в виде скота, земли, рабов, имущества, орудий труда и т.п. Более того, сложился диктуемый самой эволюционной природой человека единственный, объективный смысл его жизни – все также всемерно повышать свой социальный статус, стремится к вершине социальной пирамиды, но только уже на базе материального богатства![9]. В  соответствии способностями каждого из людей - активностью, целеустремленностью, трудовыми, организационными и другими качествами, способствующих росту объемов произведенного избыточного продукта, в обществе неизбежно стало складываться неравномерное  распределение материального богатства. Оно стало концентрироваться у верхней части иерархической структуры и произошло деление людей на бедных и богатых.
Конечно же, это вызывало недовольство низов общества, стремление к более справедливому, на их взгляд, распределению богатства. Потому-то не раз происходили восстания и в ответ, для защиты своих интересов и безопасности,  верхи изобрели организацию  общества в форме государства с органами насилия и принуждения к существующему, выгодному для них порядку (армия, полиция, тюрьмы). Вспомним ленинское определение: «государство есть орган насилия господствующего класса». Таким образом все возвращалось на круги своя – снова и снова восстанавливалось расслоение обществ на бедных и богатых.  Но тут надо вспомнить слова и другого политика, легенды мировой дипломатии Шарль-Мориса де Талейрана: «Штыками можно добиться многого, но сидеть на них неудобно». Потому-то у власть имущих встала жизненная потребность в дополнительном средстве сохранения своих богатств и высокого положения в социальной иерархии. Судьба благоволила и свела их с людьми с удивительно способностью делать деньги из …  воздуха (!), точнее говоря – из особенностей  человеческой психологии и поведения.

От магии до религии.  Ложку мимо рта не пронесут

Старшее поколение помнит, что в конце 80-х на советских людей вместе с перестройкой Михаила Горбачева откуда-то вдруг, как черт из табакерки, выскочили целители, экстрасенсы с необычными, поражающими простых людей способностями. Напомню некоторых из них. В1989 году с телеэкрана Аллан Чумак еженедельно проводил «исцеляющие показы», во время которых «заряжал» воду, крема и даже свои фотографии. Вслед за ним вышла серия телепередач Анатолия Кашпировского «Сеансы здоровья». Во время трансляций он проводил «исцеление» всех, кто сидел в студии , а также тех, кто находился по ту сторону телеэкрана. Моментальное исцеление должно было наступать после фразы «Даю установку». В неординарные способности Джуны верили не только миллионы, но верхушка партии и правительства. Она руками могла снять боль, заживить раны, восстановить поврежденные органы. Однако всех этих магов переплюнул Юрий Лонго, который поражал своими способностями к воскрешению мертвецов. Ну чем чудеса этих экстрасенсов хуже евангельских, приписанных Иисусу Христу? Правда, в отличие от Христа, неотступной тенью за целителями, экстрасенсами следовал и портил их имидж денежный вопрос.
Впрочем, жгучий интерес к материальному проявляли не только нынешние, но и маги глубокой древности. Это они фабриковали и внедряли в общественное сознание представления о каких-то сверхъестественных силах, - богах, демонах, добрых и злых духах, - управляющих жизнью людей. Уже при переходе от первобытных обществ к классовым из них сложилась прослойка, специализирующихся на совершении магических обрядов и ритуалов. За это жрецы, священники получали изрядную мзду в виде приношений и ее было тем больше, чем больше удавалась нагнетать в народе страх перед потусторонними силами. С этой целью все жизненное пространство человека они превратили в своего рода минное поле – куда не ступи, совершишь смертный грех! А грехи надо отмаливать, причем покаяния, не подкрепленные звонкой монетой, - не убедительны.
Бедные боженьки Священных писаний – ведь их образы создавались жрецами, магами и другими ловцами человеческих душ по образу своему и подобию! Они так же жестоки, завистливы, мстительны. Но именно такие боги и нужны были власть имущим. Ведь к  каждому недовольному из низов общества не приставишь полицейского, а тут за каждым из них постоянно будет надзирать всевидящий и карающий бог! «Религия — это то, что удерживает бедных от убийства богатых» (Наполеон Бонапарт). Потому-то право на признание и процветание удостаивалось лишь то вероучение, которое было угодно верхушке общества, освящало власть и богатство  предержащих. Ведь каждый, кто уверовал в Христа, должен был накрепко усвоить: “ Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” (Апостол Павел, Послание к римлянам, 13:1). И в священных преданиях ислама  сказано: “Султан – это тень Аллаха на земле” (Хадис Байхаки). Само слово «ислам» в переводе с арабского означает всю ту же «покорность»!

Насколько священны «Священные писания»

Для так называемых верующих самый «железный» аргумент в споре – «сказано в Библии или Коране». Между тем сами Священные писания вовсе и не священны, потому как не с неба упали (в исламе, например,   внушается прямо противоположное – Коран «ниспослан Аллахом»), а сочинены под диктовку сильных мира сего. Вопреки устоявшимся за тысячелетия взглядам, американский исследователь Джозеф Атвилл смело заявил [10], что в реальности не было ни Иисуса Христа, ни апостолов, ни его учеников, написавших евангелия. После восстаний и иудейско-римской войны I века н.э. евреи ждали прихода мессии, который освободит их народ. Тогда римские императоры решили победить евреев еще и психологически, тайно поручив переметнувшемуся к римлянам историку-еврею Иосифу Флавию и целой команде литературных рабов сочинить мирное, очень выгодное Риму, религиозное учение: вместо ветхозаветного "око за око, зуб за зуб" оно внушало новозаветное: ударили по одной щеке, подставь другую, исправно плати дань, делись материальным богатством - «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:19-21) и т.п. По книге Атвилла «Мессия Цезаря» (2005 г.) снят фильм, в котором целый ряд американских, британских, австрийских историков подтверждают его, бросающее вызов христианским догмам, открытие: литературный образ и деяния Иисуса Христа списаны с реальной истории римского императора Тита Флавия.
Российский исследователь происхождения раннего христианства Полубояров Михаил Сергеевич в своей книге «Плевелы великого обмана. Власть и христианство в Римской империи» (2019 г.) также задался вопросом [11]: «как покорившая весь мир Римская империя 300 лет ломала и не сломила смиренный дух ранних христиан и капитулировала перед религией рабов и ремесленников? А это абсурд». Или «Никто в мире не смог уничтожить великую культуру античности – ни персы, ни германцы, ни галлы, ни иудеи. Однако (о, чудо!) собрались вокруг проповедника сирые, униженные, не умевшие читать и писать рыбаки-евреи с Тивериадского озера, уверовали в божественную миссию Иисуса, запомнили наизусть (безграмотные!) учение с тремястами цитат из Ветхого завета и разнесли по уголкам империи. Построили (пролетарии!) первые церкви, наняли писцов, те записали для евреев (почему-то на греческом языке!) свой катехизис, и люди прониклись «благой вестью» от Палестины до Атлантического океана. Невероятно? …
Достаточно взглянуть на карту Римской империи и прикинуть расстояния, сколько прошла горстка энтузиастов-христиан (по 3-5 тысяч км), чтобы понять, что Новый завет, на который опираются Церковь и современная историческая наука, есть ни что иное как литературное произведение, созданное анонимными авторами с целью насаждения новой религии». Об этом же писал еще советский академик Ро;берт Ю;рьевич Виппер в монографиях "Возникновение христианской литературы" (М.-Л., 1946) и "Рим и раннее христианство" (М., 1954).
Можно спорить об историчности Иисуса Христа, соглашаться или нет с доводами ученых о цели и действительной истории возникновения христианства, но при этом всегда будет присутствовать субъективность взглядов, конфликт интересов спорящих сторон. Добраться до истины возможно лишь в случае, когда основным аргументом доказательства будет не превалирование одних «кочек» зрения над другими, но опора на закон развития человеческого общества – закон стяжательства, приумножения богатства - условие (3). Из этого закона следует общее правило мировой истории  - религии народов всегда определяются его правителями. Истинный бог тот,  которому приказывает поклоняться государь. Религия была и есть      важнейший инструмент политической власти во всяком человеческом обществе. Она всегда навязывалась сверху вниз, от императоров, королей, вождей, ханов, великих князей к народным массам:
-       Иудаизм евреям навязали их древние цари;
- Христианство навязали римскому населению императоры  Веспасиан, Тит и Домициан;
- Ислам оформили в виде Корана и навязали арабам и соседним народам «праведные халифы»;
- Православие навязал Киевской Руси Великий князь Владимир;
- Ислам Золотой орде в качестве государственной религии навязал хан Узбек.
Коренной причиной возникновения, развития и насаждения в сознание и быт людей традиционных религий  послужили не страхи перед стихийными природными силами и превратностями судеб отдельных индивидов (все это присутствует и в животном мире, но здесь они могут оказаться лишь предпосылками зарождения религий), сколько то, что  производство и распределение избыточного продукта – условие (3),  - потребовало  механизма стимулирования и сохранения материального богатства – священного права собственности! Для этого  непременно возникает альянс двух важнейших политических сил, - государства и религии, - и эти силы кровно заинтересованы в создании иллюзии того, будто добрый боженька если не на земле, то на небе вознаградит тех, кто не возмущался против несправедливостей и терпеливо все сносил. Вот почему честная констатация того, что этот бог есть просто создание человеческой фантазии, считается худшим смертным грехом. Но чем бы не была эта фантазия, сила её оказалось такой, что позволяет одним людям смаковать все прелести обладания подавляющей частью материального богатства общества – своего рода бубликом, а другим – вкушать лишь дырку от него.
Ключевыми моментами для превращения этой фантазии в действительность послужили:
1. Власть – как инструмент верхушки общества для своекорыстного присвоения и сохранения за собой избыточного продукта – собственности, материального богатства.
2. Государство – политический институт власти, основанный на насилии
3. Религия – политический институт власти, основанный на манипуляции сознанием простого человека и обмане бедных!

Таким образом, религия вовсе не духовная составляющая, не проводница нравственности в жизни общества, но фасад, пытающийся закамуфлировать жестокую правду, сердцевину человеческой жизни – плохо скрываемое, порой и явное стремление к власти и богатству. По существу религия есть идолопоклонство богатству, Мамоне, о котором умные предпочитают молчать, не афишировать!Но  теперь мы, приоткрывая завесу  тайны  исповедуемой всеми умными людьми религии и перефразируя шахаду ислама (свидетельство о вере в Единого Бога Аллаха и его посланника - пророка Мухаммада), можем открыто свидетельствовать: Нет бога кроме богатства, и деньги - посланники его!
 

Литература:

1. Яблоков И.Н. Проблема определения религии. http://www.religare.ru/2_21.htm.
2. Нагуманов К.С. Принципы единства и симметрии в разгадке тайн жизни      и  человека // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. 2011. – № 2 (8). – С. 218–222;
3. Нагуманов К.С. Фундаментальные движущие силы эволюции природы и общества // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. Часть 1. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – с. 56-58.
4. Нагуманов К. С. Критерии жизни и человека и единая теория эволюции природы и общества. //Эволюция: срезы, правила, прогнозы / Отв. Ред. Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев. – Волгоград: Учитель, 2016. - с. 221 – 228.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21.
7. Кляус Е.М. Джеймс Клерк Максвелл. // В кн.  Дж. К. Максвелл. Статьи и речи. Изд. Наука, М., 1968.
8. От какого слово произошло слово "богатство" ? связано ли оно с Богом? https://otvet.mail.ru/question/21554243.   
9. Нагуманов К.С. Единственный и объективный смысл жизни человека. http://proza.ru/2020/05/20/240.
10.   Мессия Цезаря - Caesar's Messiah https://wiki5.ru/wiki/Caesar
11. Полубояров М.С. Плевелы великого обмана. Власть и христианство в Римской империи. Издание 2-е, дополн. и испр. - М., Онтопринт.    432 с. http://suslony.ru/Plevely.htm