Завод

Людмила Михейкина
               
      После неудачной попытки поступить в университет подруга мамы Светланы помогла устроить ее на завод в цех мелкосерийных деталей. Старший мастер участка ознакомил вчерашнюю школьницу с обязанностями подсобной рабочей, в которые входила доставка заготовок после первичной обработки на станках в термическое отделение для закалки в печах или гальванопокрытия в ваннах. В процессе технической остановки оборудования молодые рабочие помогали Светлане загружать в цеху ручную тележку, но чаще приходилось все укладывать самой. В огражденном стеной от основной цеховой площади термическом отделении она надевала плотные рукавицы и, поднимая с земляного пола остывшие партии, везла их к станкам для последующей обработки. После полного цикла изготовления запчасти, инструмент и приспособления водители электрокар вывозили в другие подразделения завода для сборки и ремонтов или на склад сбыта для сторонней реализации по договорам и заказам.
       В конце дня Светлане казалось, болели не только спина и руки, а все тело, но постепенно привыкая к физическим нагрузкам, она переставала их замечать, сложнее было другое - не путать конфигурации изделий и их технические маршруты. Кроме нее в цеху работала еще одна девушка - черноволосая, сероглазая, чуть выше ее ростом, крепкого без излишней полноты сложения контролер Настя. Сидя за столом у стены или стоя возле металлических приставок к станкам с мерительным инструментом перед чертежами, она проверяла изделия на их соответствие техническим характеристикам. Настя работала на заводе второй год, где встретились, поженились и продолжали трудиться в сборочном цеху ее родители, и училась на вечернем отделении в институте. Будучи цеховым комсоргом, она оформила в первый день на Светлану учетную карточку, ознакомила ее с внутренним распорядком, производственной территорией, показала, где находится медсанчасть, гардероб со шкафчиком для сменной одежды и обуви, душевые кабинки, провела в буфет и столовую, в которой с тех пор они стали обедать вместе. После оформления в тот же день Светлана прослушала с рабочей группой лекцию по технике безопасности, получила в кладовой спецодежды черный хлопчатобумажный халат и, отказавшись от услуг заводской прачечной, отмечая в конце недели его вынос на проходной, стирала дома сама.
      - Я подумала, что ты заносчивая и необщительная, а на самом деле спокойная нормальная девчонка, - призналась ей Настя в своем первом впечатлении.
      С ее помощью окружающая обстановка уже не казалась Светлане такой мрачной, как в день знакомства с пропитанными машинным маслом серыми плитами пола, задымленными под потолком окнами, грохочущими станками и строгими лицами рабочих в темной спецодежде. Настя охотно делилась с ней опытом, и быстро привыкнув к шуму механизмов и специфическому запаху технических жидкостей, Светлана стала воспринимать окружающую ее заводскую действительность 70-х советских годов как естественную рабочую среду, а себя участницей временного, но интересного и увлекательного процесса. Доброжелательные советы профессионалов и добродушные шутки молодых рабочих встряхнули ее привычную и однообразную жизнь, и каждый день начинался с хорошего настроения. На улыбки она отвечала улыбками, не забывая сказать «спасибо» за помощь, и спешила вовремя все успеть. Однажды старший мастер обратился к ней с необычным заданием - внести в сберкассу деньги за коммунальные услуги, оплату которых ему поручила жена. Не решаясь спросить, а кто будет возить детали - он казался ей намного старше, хотя ему было чуть больше тридцати лет, и, не выразив удивления открыто, Светлана отправилась с выписанной им увольнительной за территорию завода. Когда, быстро вернувшись, она отдавала ему квитки и оставшиеся деньги, его непроницаемое строгое лицо тронула улыбка: «Ну, что ты отдаешь все до копейки? Купила бы себе мороженое». Восприняв эти слова как шутку щедрого доброго человека, ее недовольство мгновенн исчезло – мало ли какие бывают в жизни обстоятельства. Не скрывая приветливого расположения ко всем, Светлана старательно разбиралась в маршрутах полуфабрикатов, отвечала улыбками на улыбки, но опыт работы в мужском коллективе научил выборочному подходу. Как-то Настя сказала ей за столом в заводской столовой:
      -  Я вижу, ты улыбаешься нашим парням, наверное, не знаешь, что все  они женаты.
      -  Неужели все? Даже Егор и Виталик?
      -  Приходят из армии и сразу женятся. Егор с Виталиком самые молодые у нас, но у них есть девушки, и может быть, даже уже невесты.
      - Они мне помогают детали на тележку грузить, а не приглашают в кино, - улыбнувшись, ответила Светлана. 
      - В кино уж точно не пригласят, - усмехнулась Настя. - Будь с ними поосторожней, они себе на уме.
      - У Виталика красивое имя и волосы, как вороново крыло, он похож на Лермонтова, - заметила Светлана. - А у нас в школе был Виталий, только у него были золотистые волосы, и он был похож на Сергея Есенина.
      - И где он сейчас?
      - Не знаю. Он любил другую девушку, а она не его.
      - Ну, и забудь. А я, когда отдыхала по путевке в Грузии, с Георгием познакомилась. Современный, молодой, военный, замуж звал. Но он никогда к нам не переедет, а я к нему, так что тоже приходится забывать.
      Когда девушки отнесли разносы с посудой на движущуюся к окошку столовой конвейерную ленту и вернулись обратно в цех, укладывая детали на тележку, Светлана ощутила за своими аккуратно собранными в хвостик волосами прикосновение к открывшейся шее за воротничком чьих-то мокрых губ. Резко обернувшись, она увидела черноволосого Виталика и его брата-близнеца, Егора.
      - Угадай кто? – растянулись в улыбке их пухлые губы.
      - А я и угадывать не буду, - замахнулась она емкой деталью, которую держала в руках.
      - Ты что, ненормальная? – отскочил Виталик в сторону, а Егор скрылся за станком.
      - Я одному такому смелому голову деревяшкой разбила, потом еле до медпункта довели, так что лучше не подходите.
      - Да, кому ты такая бешеная нужна. Мы помочь хотели, а теперь сама все укладывай, да, пошевеливайся, новенькая, не задерживайся, – и братья направились к своему участку.
     - Идите, идите. А вас никто и не просил в помощники.
     - Ну, ты даешь, - едва сдерживая улыбку, положила Настя мерительный инструмент на тумбочку у станка. – Кто бы мог от тебя такое ожидать? Ты же убить его могла, железо - не деревяшка.
     - Да, не собиралась я его убивать, попугала немного, пусть не лезет.
     - Я не знала, что ты такая драчунья, - засмеялась Настя. – А с виду – девочка-цветочек. Надо было пощечину ему дать, и пусть бы потом ходил по цеху с отпечатком красивой чумазой ладошки, - словно проглотила она смешинку. - А ты, оказывается, можешь за себя постоять.
     - Я в детстве безобидная была, и меня все обижали, но жизнь научила.
     - Какая жизнь? – снова засмеялась Настя. - Ты же ее только начинаешь. Может, детективы на тебя так подействовали? Я смотрю, ты много книг в нашей художественной библиотеке берешь.
     - Да, в заводской библиотеке выбор большой, но мне нужны не только детективы, сегодня сдам одни книги и возьму другие.
     - Мне тоже надо кое-что посмотреть, пойдем после работы вместе.
       Переодевшись, в конце дня девушки прошли по территории завода к административному корпусу, где на втором этаже кроме основных служебных помещений были две библиотеки - техническая и художественная.
        - Неужели все унесешь? – листая за столом у окна журнал, взглянула Настя на положенную Светланой рядом внушительную стопку книг.
        - Сейчас просмотрю и выберу, что нужно, для подготовки и отдыха. Я не прошла после школы по конкурсу на факультет журналистики в университете, попробую в следующем году.
       - Ну, если ты будущий журналист, поможешь мне в оформлении цеховой стенгазеты.
       - Помогу. А мне могут помочь печатные издания - это одно из условий  поступления, только у меня их пока нет.
       - На заводе есть ведомственная газета. Ее редакция печатает материалы в городской типографии, тебе, кстати, на нее тоже надо подписаться. А в цеховой мы освещаем свои праздники и будни.    
      - Праздники? Какие праздники? – продолжала Светлана просматривать и откладывать  книги.
     –  Ты думаешь, мы за работой света белого не видим? Перед общегосударственными праздниками или заводскими юбилеями в актовом зале административного корпуса, столовой или Доме культуры проходят заводские вечера с участием собственной самодеятельности и приглашенных артистов. А что ты умеешь? Может, поешь или танцуешь?
     – В девятом классе ходила в кружок бального танца и после конкурсного отбора участвовала в массовках во Дворце Профсоюзов. Нам сообщали о них почтовыми открытками, перед выступлениями выдавали белые бальные платья с атласными тапочками, но когда в университете начались подготовительные курсы, я оставила танцы. А на школьных вечерах читала свои стихи, и в последней, я четыре сменила, участвовала в литературных спектаклях. Но лучше всего я умею детали на тележке возить, - улыбнулась Светлана, отложив в сторону отобранные книги.
     – Да, ты на удивление быстро освоила технические маршруты. А почему ты  часто меняла школы? Я вот в одной училась. Интересно, наверное, новые места, новые друзья.
     – Да, не очень. Сейчас запишу на абонементе книги, и, если ты тоже готова, пойдем, - встала Светлана из-за стола.
      - А давай пешком, через лесопарк, - предложила за проходной Настя, – если с книгами тяжело, помогу нести.
     - Спасибо. Не тяжело. Ты мне лучше что-нибудь еще о заводе расскажи, работать нормально научилась, а в цеху все новенькой называют.
     - Не обращай внимания, - направились девушки по асфальтовой дороге к высоким деревьям старого лесопарка. – Меня за спиной занудой  называют, в глаза не решаются, думают, устрою контрольную проверку с пристрастием. А я работаю как положено, по инструкции, и мне все равно, что при этом обо мне думают. Кстати, на заводе есть ансамбль народного танца, и ты можешь записаться. Его руководитель - профессиональный баянист. Мы с ним группой комсомольской молодежи в Таллинн ездили, помогли во вторую смену сборочному цеху выполнить план, заработали денег и поехали на заводском автобусе. Жаль, ты у нас тогда не работала, ощутила бы нашу общественную жизнь в полной мере. После экскурсии, в ресторане «Старый Томас» с эстонцами познакомились, хорошие ребята, но время у нас было распланировано, и мы больше не увиделись. Я привезла оттуда ликер с тем же названием, как-нибудь угощу. И сигареты. Хочешь попробовать?
     -  Нет, я не курю.
     - Я тоже. Привезла отцу и для гостей. Интересно выглядят. Некоторые из моих подруг в институте курят, прячутся и курят, а я говорю - если стыдно, зачем курить, а если нормально - зачем прятаться. Кое-что из вещей купила, в их магазинах выбор больший и очередей нет. А на заводе уже началась подготовка к празднику, посвященному Октябрьской революции, вот, и напиши стихи к этому  мероприятию.
     – О революции я не могу.
     – Почему?
     – Я не пишу о событиях, которых не чувствую или не до конца понимаю.  Думаю, о них должны писать историки или очевидцы.
     -  А о чем ты пишешь?
     -  О сегодняшнем дне, о любви, чувствах и отношениях людей.
     -  Но ты прожила не такую большую жизнь, чтобы и об этом все понимать.
     -  Я много читаю и думаю над тем, что увидела и прочла.
     -  Но в книгах, которые ты берешь в художественной библиотеке, не настоящая жизнь.
     - А что же?
     - Авторский вымысел.
     – Авторский вымысел – тоже чья-то жизнь. Писатель, если не фантаст, конечно, отразил то, что узнал и прочувствовал. Встречи и расставания, любовь и измена, добро и зло были и будут. Все это может произойти в любой момент с любым из нас. В жизни все повторяется, а художественно отражение событий может предотвратить чью-то беду и даже повлиять на судьбу.
     - По-твоему все в жизни повторяется, писатель констатирует этот факт, всем руководит судьба, а ты сиди и жди ее подвоха или свалившегося на голову счастья, – усмехнулась Настя. – Я больше доверяю технической и документальной литературе, там все конкретнее. Если занимаешься делом, и со знанием дела принимаешь решения, то не надо и на судьбу кивать и использовать чей-то неудавшийся жизненный опыт. Кстати, я тебя еще не познакомила с нашей технической библиотекой, мне там тоже надо кое-что взять. Пойдешь завтра со мной?
    -  Не знаю, что мне там надо, но с тобой пойду, - улыбнулась Светлана. Она была рада, что у нее появилась подруга, с которой можно делиться своими мыслями, и знала, что, несмотря на противоречия, Настя не обидится, не отвернется, и не уйдет. Ей было интересно искать и находить с ней ответы на спорные вопросы, пусть даже у каждой они свои.
     - Я не сказала, что слепо верю в судьбу, но думаю, даже если она есть, с ней тоже можно договориться, -  продолжила Светлана на выходе из парка, – здесь тоже нужен подход со знанием дела, а писатель ближе всех к нему, в отличие от нас он знает финал.
   –  Философствуешь. А, вот, как с тобой договориться? Писать можешь, а не хочешь. Октябрьская революция подняла народ с колен. Где же твой рабочий патриотизм? – улыбнулась Настя.
     - Любовь к человеку - это тоже патриотизм, а без любви - просто красивое слово. Ну, а если уж говорить о революции, то не всех она подняла, самые культурные и образованные сословия исчезли, многие даже уехали из страны.
     -  Самые образованные для кого? Для себя? Но уж точно не для меня. Если бы не революция, дочь простого рабочего не стала бы студенткой ведущего технического института. И ты неизвестно о чем бы сейчас мечтала. Или твои предки были дворянами? Ну, хорошо, не буду спорить с будущим журналистом. Пиши, о чем хочешь, а руководитель концерта посмотрит, можно ли это читать со сцены.
(Из повести "Дорогами любви" в продолжение тематически последовательно расположенных рассказов, начиная с "Развод"...)