второе высшее

Лена Дубровская
После нескольких лет преподавания в школе, успешного и интересного, я поняла, что надо учиться дальше( дом, семья, ребёнок, школа, дом - начало затягивать и не устраивать)
Хотелось большего...
Думала об аспирантуре и диссертации или о втором высшем.
На дворе стояли лихие девяностые, выбрала второе высшее, немецкий язык.
Когда мы переехали , мне было 8 лет и я пошла в новую школу рядом с домом, 57 немецкую, мне пришлось догонять, было непросто, но немецкий пригодился в жизни.
Поступала в МГЛУ я три года подряд, там было всего навсего собеседование и грамматические задания.
Принимали собеседование веселые старушки, сухие, ехидные и вредноватые, доценты МГЛУ...
После речи на немецком языке, монолога о причинах поступления, надо было ответить на их многочисленные вопросы, что заканчивалось фразой:
У Вас 12 ошибок в устной речи, каких ошибок - не уточнялось!
Так было два раза, на третий раз я спросила в приемной комиссии:
У вас тут что, взятки берут?!
Я третий раз после немецкой спецшколы и гуманитарного вуза ( я закончила исторический факультет и там тоже четыре года из пяти изучала немецкий)
Тут уж тетенька из приемной комиссии аж подпрыгнула на своём стуле, возмущённо закричала: Да вы что?!
С чего это вы решили?!
И меня приняли!
Студенты были очень интересные, у меня сразу же появилось много друзей и подруг; занятия были насыщенными и напряжёнными, задавали очень много, а мы ведь все ещё и работали!
Приятное впечатление оставила старший преподаватель Ахматова, пожилая, позитивная и энергичная, она читала и играла с нами , учеба доставляла радость и восторг!
Но были там и другие персонажи :
Нюра Козявкина - баронесса, которая жила в Подмосковье с мужем алкашом и всех заставляла ездить к ней на дополнительные занятия!!!
Всех, даже тех, кто знал немецкий гораздо лучше ее , моя подруга Оля - выросла в Вене, родители были дипломатами, она совершенно свободно владела немецким и даже для неё не было сделано исключение!?
Я не ездила к Нюре Козявкиной, а так как она ещё и была завкафедрой, она поставила мне 2 на экзамене и моей подруге Кате заодно со мной!
И ещё моей подруге Лере, которая училась со мной в немецкой спецшколе и работала в Люфтганзе бухгалтером, имела 5 детей, и прекрасно знала язык; Лера ушла из иняза после этой 2...
А мы с Катей пересдали экзамен осенью на 4 и продолжили обучение...
Ещё отличалась своеобразным характером доцент Зякубова - милая, пожилая дама, с бантиком на голове, в строгих костюмчиках и кофточках, она разговаривала с нами на немецком только на первом курсе, а потом, когда мы сами стали свободно говорить и замечать ее ошибки, она перешла на русский!?
Больше всего она говорила о своей старенькой маме, которая сбежала из квартиры и ее ищет вся Москва , но так и не нашла...
Говорила о ценах на продукты, о зарплатах преподов и огромных деньгах за обучение студентов( когда я начала поступать в МГЛУ образование там было бесплатным, когда я поступила оно стоило 250 долларов за семестр, когда я закончила его - 670 долларов семестр, а на следующий год после моего окончания стало 2000 долларов семестр?!)
Мы обсуждали и думали : зачем мы платим деньги, оставляем своих детей и мужей, спешим с работы сюда, чтобы послушать рассказы на русском языке о больной маме Закубовой?!
Великолепным исключением в этом отряде преподов была доцент Огуречникова - высокая, стройная блондинка с вьющимися пышными волосами, она прекрасно и уважительно вела семинары, ее задания и обсуждения были актуальными и интересными, Огуречникова всей душой отдавалась любимой работе и мы, студенты, ее любили и уважали.
Самое интересное, что , когда я училась  в школе , у нас часто работали практиканты и практикантки из МГЛУ и именно Огуречникова вела занятия в моей группе в 5 классе школы! Вот это совпадение!
Был смешной момент в школе :
Я обожала бантики и заколочки, в те времена они были из ужасной пластмассы разных цветов( как только у меня появлялись деньги, я бежала в универмаг и накупала горы этого богатства! Как казалось мне...)
Однажды на урок немецкого я одела все, что у меня было в арсенале, мне казалось, это очень красиво и модно; я вся сияла от детского счастья, а практикантка Огуречникова тихо тихо подошла ко мне и на ушко сказала, что необязательно одевать сразу на голову все, что у тебя есть; мне было очень стыдно и обидно, но позже я поняла, что она была совершенно права, но на это понимание ушли годы!
Конечно, моя бывшая практикантка забыла этот эпизод, но она вспомнила, что работала в нашей школе!
Выражаем огромную благодарность доценту Огуречниковой и таким же, как она преданным работе преподавателям!
Ещё был старичок по переводоведению, он по - моему , сам не понимал где он находится и что делает; постоянно рассказывал нам одно и то же, про средневековых поэтов Миннизингеров, совсем не обращая внимания на то, что стоит в учебнике по программе?!
Так мы и учились!
На самом интересном месте учебы, я с радостью узнала, что жду второго ребёнка и учебу пришлось прервать, уйти в Академ !
На историческом факультете, в таком же состоянии, я продолжала свою учебу, но в инязе нагрузка гораздо выше, занятия по вечерам, ещё и работа и первый ребёнок...
Пришлось сделать перерыв на рождение и кормление ребёнка , учеба продолжилась через два года...
Первого кого я увидела, когда вышла из отпуска - это моя однокурсница и одногруппница по первому университету - Марина!
Марина была вещь в себе, ее у нас не любили, но она любила меня и всегда хотела дружить, брала билеты в театр и приглашала меня и тд
И вот именно она и встретила меня после академки и мы продолжали учиться вместе.
Кто из нас получился жизнь показала: некоторые пошли работать в немецкие фирмы, в торговлю, кто-то преподаёт , кто-то стал профессором, кто-то работает в библиотеке..., все вспоминают с любовью и смехом , наше второе высшее!

Мне очень пригодился немецкий, я несколько раз ездила на учебу в Германию, преподавала немецкий в вузах и школах, пишу стихи на немецком...
Большое спасибо всем, кто помогал и учил, как мог!
С Днём учителя!

21 октября 2022