История НБА. Пиппен-недооцененный и переоцененный

Юрий Язовских
Скотти Пиппен – главный Санчо Панса в истории НБА. Ни один другой баскетболист не ассоциируется с оруженосцем Дон Кихота настолько сильно как Пиппен. Звездных дуэтов за время существования лиги было немало: Джерри Уэст – Элджин Бэйлор, Карим – Оскар, Мозес Мэлоун – Джулиус Ирвинг, Карим – Мэджик, Берд – Пэриш, Берд – Макхейл, Карл Мэлоун – Джон Стоктон, Баркли – Кевин Джонсон, Оладжьювон - Дрекслер, Данкан – Робинсон, Шак – Коби… Но ни в одной из этих пар не было таких отношений как между Майклом Джорданом и Скотти Пиппеном.
 
Майкл был однозначный № 1, доминирующий не только в своей команде, но и во всей лиге, Скотти – настоящая звезда, но знающая свое место, и не претендующая на место лидера команды. Больше всего на этот тандем похож дуэт Хакима и Клайда, но здесь нужно учитывать, что Дрекслер воссоединился с Оладжьювоном в тот период, когда его карьера клонилась к закату, а Хаким к тому времени вышел на свой второй пик (ранее эти парни играли вместе только за колледж). Напротив, гармоничные отношения Майкла и Скотти сложились в то время, когда оба находились в  полном расцвете сил. Что-то похожее на дуэт «Чикаго» мы можем также увидеть в отношениях Ларри Птицы и Кевина Макхейла во второй половине 80-х, когда Кевин достиг звездного уровня, но полного сходства с парой Джордан-Пиппен и здесь не было, поскольку личные отношения у Берда с Макхейлом оставляли желать лучшего.

С кем ни сравнивай дуэт Майкла и Скотти, все равно приходишь к выводу, что эта пара уникальна в истории НБА. Гармония в этих отношениях была полная: с одной стороны ни одной попытки Скотти заявить о своих правах, а с другой стороны диктатор Джордан, обожающий третировать своих партнеров, в отношениях со Скотти был мягче и снисходительнее, играя роль не пахана, а старшего брата. Сходную гармонию в отношениях двух парней мы могли наблюдать лишь у Путина с Медведевым (в лучшие их годы).

Вполне естественно, что, занимая место оруженосца при Джордане, Пиппен длительное время был недооценен публикой и баскетбольной общественностью, находясь в тени яркой звезды Майкла. В этой ситуации не было ничего экстраординарного. Так было в свое время и с другими игроками, которые выступали с большими звездами в одной команде: Джеймсом Уорти, Джеймсом Тони, Кевином Макхейлом… Участие Пиппена в олимпиаде в Барселоне было в определенном роде уступкой Его Воздушеству, чтобы в компании Скотти ему было комфортнее играть вдалеке от дома. Когда осенью 1991 года происходил отбор игроков в олимпийскую сборную, Пиппен не считался полноценной звездой и котировался ниже, чем его конкуренты по амплуа Доминик Уилкинс или Джеймс Уорти, которые в сборную не попали. Правда, через год – ко времени открытия олимпийских игр, членство Пиппена в «Дрим-тим» уже выглядело более обоснованным, поскольку чемпионат 1991/92 Скотти провел на высоком уровне.

Тем ни менее, несмотря на 3 завоеванных титула, приличную статистику в роли второй звезды «Чикаго» и репутацию универсального игрока, который хорош на любой половине площадки, до ухода Джордана из баскетбола осенью 1993 года личных достижений на счету Пиппена было немного: вторая и третья сборная «всех звезд» и 3 игры «олл стар». Положение Скотти в иерархии игроков НБА было где-то на грани десятки лучших, но очевидным кандидатом в Топ-10 он не был.

Если до ухода Джордана в бейсбол Пиппена недооценивали, то после сезона 1993/94 стала наблюдаться обратная тенденция. Причиной этого стала игра «Чикаго» без  Майкла. Практически без усиления состава после его ухода, «Буллз» провели регулярный чемпионат на том же высоком уровне, что и в прошлом чемпионском сезоне (55 побед против 57-и с Джорданом), а в полуфинале конференции против «Нью-Йорка» «быки» были в паре шагов от победы в серии. Этот результат в первую очередь отразился на репутации именно Пиппена, хотя, по правде говоря, главной звездой той команды надо признать все-таки Фила Джексона. В реальности Скотти провел сезон на уровне своего позапрошлогоднего чемпионата (22 очка + 5,6 передач + 8,7 подбора), странным образом практически не увеличив свою результативность без Джордана, но восприятие его игры кардинально изменилось. Теперь он был главной звездой «быков» и успешное выступление команды в наибольшей степени шло в копилку именно ему. По итогам сезона Пиппен стал третьим в опросе на MVP, уступив лишь Робинсону и Оладжьювону.

Возвращение Джордана пошло на пользу и звездной репутации Скотти, поскольку «Чикаго» сделало второй три-пит. В результате Майкла практически обожествили, а Пиппен упрочил свою репутацию большой звезды, попутно удостоившись в 1996-м году включения в список 50 величайших баскетболистов лиги за всю историю.

Когда Скотти после второго ухода Джордана из НБА отправился на заработки – сначала в «Хьюстон», а затем в лопающийся от денег «Портленд», он быстро утратил статус актуальной звезды, но как показала дальнейшая история, на его историческом наследии это не отразилось. Причин этому как минимум две.

Во-первых, здесь сказывается принадлежность Пиппена к легендарному «Чикаго» 90-х годов и его тесная связь на протяжении основной части его карьеры с Джорданом. Когда они играли вместе, то Воздушный заслонял собой фигуру Пиппена, но сейчас ситуация изменилась. Поскольку Майкл до сих считается баскетбольной общественностью величайшим игроком за всю историю баскетбола, и его имя постоянно на слуху, публика не забывает и Пиппена. Эти парни так тесно были связаны друг с другом (как шерочка с машерочкой), что любое упоминание Джордана (в книгах, статьях, видео) идет в копилку и Пиппена. Джордан как буксир тянет за собой баржу «Пиппен». То же самое касается и «Чикаго» тех лет, которое нередко вспоминают без привязки к Джордану – как одну из лучших команд в истории. А там, где «Буллз» 90-х - там и Пиппен.

Недавно на «Нетфликс» вышел документальный сериал «Последний танец», который был призван напомнить публике, кто на планете Земля является величайшим баскетболистом в истории. Естественно, что и без Пиппена в сериале не обошлось. И здесь важно обратить внимание на следующий момент. Многим зрителям не понравилось, как в сериале осветили роль Скотти в успехах «Чикаго» - и мне в том числе. Но разве это как-то повредило Скотти? Ничуть. Тут же несколько одноклубников по «золотому составу» «Чикаго» встали на его сторону и публично заявили о дискриминации Пиппена. В результате сложилась следующая ситуация. Если вклад Пиппена в победы «Буллз» не оспаривается, то вполне логично, что Скотти извлекает из этого дивиденды. Если же роль Пиппена рядом с Майклом принижается, он все равно не остается внакладе, поскольку на его защиту тут же встают те, кто с этим не согласен. В результате у баскетбольной общественности имеется устоявшийся образ Пиппена как большой звезды, без которого Джордан никогда бы не стал тем, кем он сейчас является.

Во-вторых, на пользу Пиппену пошло и то, что в последние годы с ним часто сравнивали Кавая Леонарда, который своим универсализмом и умением играть на обеих половинах площадки действительно напоминал Скотти. Когда Кавай рос и мужал в окружении Данкана, Паркера и Джинобили, эти сравнения играли на руку Леонарду. Но сейчас, когда Кавай вырос в игрока уровня Леброна Джеймса, связь «Кавай – это Пиппен сегодня» идет уже на пользу Скотти.

Крайне высокая оценка фигуры Пиппена в современной НБА наиболее наглядно видна на примере Пирамиды зала Славы Билла Симмонса, который поместил Скотти на почетное 24-е место. Пиппен оказался выше Рика Бэрри (26-е), Дуэйна Уэйда (28), Джорджа Гервина (34-й)...

Единственное объяснение подобной ситуации – это непрекращающаяся пиар-шумиха, окружающая имя Скотти: 6 титулов, великий «Чикаго», величайший Джордан… За всей этой пиар-завесой реальная игра и достижения Скотти на баскетбольной площадки явно потерялись. 

Если же мы пристально посмотрим на карьеру Пиппена, то оснований для восторженных оценок этого игрока будет не так уж много. На его счету всего 7 сезонов на высоком уровне (1991-1997), 7  участий в матчах «всех звезд» и 7 сборных «олл стар» по итогам сезона. Он долго запрягал с момента прихода в лигу, а в 32 года уже перешел в разряд ветеранов. Почти все свои лучшие сезоны Скотти провел в роли второй звезды команды и только в этом амплуа побеждал в чемпионате. В роли единоличного лидера клуба он дошел лишь до полуфинала конференции (в 1994-м году), в котором и произошел знаменитый инцидент с отказом Пиппена выходить на решающие секунды матча. «Быки» провели последнюю атаку без Скотти, но все-таки победили. Этот демарш Пиппена наглядно продемонстрировал, что роль настоящего лидера-франчайза не для него.

Позднее в составе «Портленда» Пиппен смог сыграть в финале Запада (2000). Когда Скотти брали в команду, то рассчитывали, что именно он сможет привести команду к титулу, но эта роль Санче Панса оказалась не по плечу.   

Во времена второго три-пита «Чикаго» (1996-1998) Пиппен в плей-офф часто выглядел невыразительно – во многом, из-за травм и повреждений, но факт остается фактом: его статистика в тех постсезонах была посредственной для звезды, а процент попаданий с игры выглядел просто неприлично для легкого форварда высокого класса.

Даже в лучшие годы Пиппен нередко терял бросок в решающих матчах года и выдавал какое-нибудь «феерическое шоу», вроде 2 из 12-ти (серия с «Никс в 1992-м), 6 из 19-ти (финал с Портлендом» в том же году) или 5 из 20-ти (финал с «Сиэтлом»-1996). У него было немало хороших матчей в плей-офф, но действительно выдающихся игр почти нет. Я пересмотрел несколько десятков матчей «Чикаго» в постсезонах (а некоторые не по разу), но не могу вспомнить ни одного поединка, который вытащил бы именно Пиппен, а не Джордан.
 
Билл Симмонс упоминает о феноменальных оборонительных способностях Пиппена, но при этом не уточняет, кого из бомбардиров в решающих матчах года сумел закрыть Скотти. Кавай Леонард сумел притормозить Короля в финале-2014, Андрэ Игудала сделал то же самое в финале-2015, а где в этом списке героев обороны Пиппен?…

Учитывая все сказанное, я считаю, что Пиппен – явно переоцененная фигура в истории НБА. Он не может быть в иерархии звезд НБА выше Бэрри и Уэйда ни при каких обстоятельствах. Его место в компании Патрика Юинга (40-й в пирамиде Симмонса), Клайда Дрекслера (44-й) и Джеймса Уорти (50-й) – тех звездных парней, которым больше подходила роль второй звезды команды, хотя некоторые из них (Юинг) почти всю карьеру были первой скрипкой в баскетбольном оркестре.