Культура - это отбор

Валерий Протасов
     Надо ли тащить в литературу с дотошностью дикаря всё, чем полна жизнь, весь мусор и сметьё? Если мат и грязь в жизни, значит ли это, что  им должно быть место в литературе?  Если и да, то только в определённой степени, минимальной, как присутствие нужной дозы в лекарстве. Ведь культура - это отбор качеств, ценностей, а не буквальное следование всему, что видят глаза и слышат уши. Не три буквы на заборе, а картина, говорящее что-то душе художника. Нет, писать можно и нужно и об этом. Реальность остаётся почвой и источником  творчества. Но, черпая вдохновение в действительности, мы говорим о том, какие чувства и мысли картины жизни вызывают у нас. Из этого вовсе не следует, что искусство  должно быть уделом снобов.Просто она невозможна без отбора. Из хаоса жизни выбирается лучшее, а не всё подряд. Так поколение за поколением накапливается фонд лучшего в человеческом виде, происходит культурная эволюция, воспитание чувств и мыслей, направленное к совершенству. Из тысячи мазилок избирается один Леонардо да Винчи. Из десятка таких, как он, создаются образцы и эталоны красоты, которым следует человечество. И это не удел и не привилегия избранных. Наскальные художники, может быть, не менее талантливы.Каждый  в меру способностей участвует в этом процессе накопления ценностей. Люди созидают их своим каждодневным трудом. Но при дурных наклонностях и проявлении разрушительных инстинктов они же становятся могильщиками этих ценностей.
 Так же, наверное, и в земледелии и цветоводстве. Недаром есть понятие «культивирование растений», то есть, направление выведение полезных для человека злаков. Так что культура – это избирательное созидание.
  Правда, все эти рассуждения  правильны, если речь идёт о людях в нормальных условиях свободы и равновесия с окружающей средой. Если человек находится в условиях экстремальных, в концентрационном лагере, например, то тут всё переворачивается с ног на голову.  В этом случае наша логика никому не нужна.